№ 2-3280/2022 (УИД 43RS0003-01-2022-003875-43)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2022 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области
в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.,
при секретаре Софроновой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3280/2022 по иску прокурора Первомайского района г. Кирова к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Кирова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Первомайского района г. Кирова проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Молодой Гвардии от ул. Урицкого до ул. Водопроводной г. Кирова, являющихся частью улично-дорожной сети г. Кирова. Так, в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 на четной стороне ул. Молодой Гвардии от дома № 6А до ул. Урицкого, по нечетной стороне от дома № 11 до дома № 9 и от дома № 9 до дома № 3 ул. Молодой Гвардии г. Кирова отсутствуют тротуары. Административные и иные полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения реализует администрация г. Кирова.
Поскольку выявленные нарушения не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, порождают угрозу жизни и здоровью граждан прокурор Первомайского района г. Кирова просит возложить на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность устранить нарушения п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по четной стороне ул. Молодой Гвардии от дома № 6А до ул. Урицкого, по нечетной стороне от дома № 11 до дома № 9 и от дома № 9 до дома № 3 ул. Молодой Гвардии г. Кирова путем организации обустройства тротуаров.
Представитель истца помощник прокурора Первомайского района г. Кирова Наймушина О.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» Куданцева Н.Ю. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве. В случае удовлетворения исковых требований просила указать срок исполнения решения суда – конец 2023 года.
Представитель третьего лица МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры г. Кирова» Казакова К.О. в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что участок автомобильной дороги по ул. Молодой Гвардии от ул. Водопроводной до Проселочного переулка относится к IV категории автомобильных дорог с твердым покрытием.
Представители третьих лиц УГИБДД УМВД России по г. Кирову, МКУ «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель УГИБДД УМВД России по г. Кирову просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 указанного Федерального закона).
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющееся ее технологической частью.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с ч. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливает "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Исходя из буквального толкования п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах IV и V категории с твердым покрытием.
То есть условиями, обуславливающими необходимость обустройства тротуаров, являются: категория автомобильной дороги (IV или V), твердое покрытие автомобильной дороги, прохождение автомобильной дороги через населенные пункты.
Согласно разделу 4 Методических положений по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от 29.12.2017 г. № 887, в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что автомобильная дорога по ул. Молодой Гвардии от ул. Урицкого до ул. Водопроводной г. Кирова имеет твердое покрытие (асфальтобетон) и относится к IV категории автомобильных дорог, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Киров», утвержденный Постановлением администрации г. Кирова от 18.10.2017 № 3824-п.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Первомайского района г.Кирова совместно со специалистами ОГИБДД УМВД России по г. Кирову 02.08.2022 г. установлено, что в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по четной стороне ул. Молодой Гвардии от дома № 6А до ул. Урицкого, по нечетной стороне от дома № 11 до дома № 9 и от дома № 9 до дома № 3 ул. Молодой Гвардии г. Кирова отсутствуют тротуары.
Данное обстоятельство подтверждается письмом начальника департамента городского хозяйства от 29.07.2022 г. за № 2980-21-26, протоколом осмотра автомобильной дороги от 02.08.2022 г. с фотоматериалами и не оспаривается представителя ответчика и третьего лица.
Меры прокурорского реагирования обусловлены, в том числе жалобами граждан, проживающих на указанной территории г. Кирова, и управляющей организации, обслуживающей дома, находящиеся на данном участке дороги.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что необходимость в тротуарах обусловлена, прежде всего, дорожной ситуацией. Дороги проходят в населенном пункте, отсутствие тротуаров является небезопасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов.
Таким образом, установив факт отсутствия тротуаров для движения пешеходов по четной стороне ул. Молодой Гвардии от дома № 6А до ул. Урицкого, по нечетной стороне от дома № 11 до дома № 9 и от дома № 9 до дома № 3 ул. Молодой Гвардии г. Кирова вдоль проезжей части, суд приходит к выводу, что непринятие надлежащих мер по их устройству является нарушением действующего законодательства, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, принимая во внимание категорию автомобильной дороги (IV), ее твердое покрытие, прохождение через населенный пункт, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по четной стороне ул. Молодой Гвардии от дома № 6А до ул. Урицкого, по нечетной стороне от дома № 11 до дома № 9 и от дома № 9 до дома № 3 ул. Молодой Гвардии г. Кирова путем организации обустройства тротуаров.
Рассматривая доводы представителя ответчика о необходимости установления срока для выполнения данной обязанности до конца 2023 г. в связи с тем, что мероприятия по устройству тротуаров будут рассматриваться в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020-2024 годах», кроме того, в период с 15 октября по 15 мая все земляные работы на проезжей части улиц и дорог запрещены, мировой судья приходит к следующему.
По общему правилу, установленному ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
Представленная в копии суду локальная смета, без даты, без подписи лица ее составившего, без надлежащего обоснования не может служить допустимым доказательством необходимости производства подобных работ в весенне-летний период и их стоимости.
При таких обстоятельствах, судья не усматривает необходимости и целесообразности в установлении, тем более такого длительного срока исполнения судебного акта, поскольку это противоречит правам и охраняемым законом интересам граждан, проживающих на данных улицах г. Кирова.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 4.5.1 ░░░░ ░ 52766-2007 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 6░ ░░ ░░. ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 11 ░░ ░░░░ № 9 ░ ░░ ░░░░ № 9 ░░ ░░░░ № 3 ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.09.2022 ░.