УИД 65RS0001-01-2022-003008-66
Дело № 2а-3952/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Еремеева О.И.,
при секретаре Севостьяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Южно-Сахалинска, в интересах ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системой газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, дороги местного значения с твердым покрытием, к земельному участку,
с участием:
прокурора – ФИО;
представителя административного ответчика (Администрации города Южно-Сахалинска) – ФИО;
представителя административного ответчика (Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска) – ФИО
представителя заинтересованного лица (Правительства Сахалинской области) – ФИО,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Южно-Сахалинска, в интересах граждан, обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением, в его обоснование указав следующее. Прокуратурой города по поручению прокуратуры Сахалинской области проведена проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей. В ходе проверки поступило заявление о защите нарушенных прав, выразившихся в отсутствии инженерной инфраструктуры к предоставленному ей земельному участку. Прокурором было установлено, что постановлением Администрации города Южно-Сахалинска в пользу многодетной семьи из земель категории «земли населенных пунктов» предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, к данному земельному участку не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение. Прокурор отмечает, что из содержания документов территориального планирования следует, что территория населенного пункта <данные изъяты> дифференцирована на зоны размещения различных объектов, в том числе, электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, зону автомобильного транспорта. Следовательно, администрация города Южно-Сахалинска обязана в соответствии с действующим законодательством на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков, принять меры по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории. Между тем, данная обязанность административным ответчиком не исполнена, следовательно, нарушаются права многодетной семьи, которой предоставлен земельный участок в качестве меры социальной поддержки и, вследствие чего, отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома. Прокурор города Южно-Сахалинска просит суд: признать незаконным бездействие Администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером №; возложить обязанность на Администрацию города Южно-Сахалинска в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, дороги местного значения с твердым покрытием, к земельному участку с кадастровым номером №.
Представители административных ответчиков административный иск прокурора не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Сахалинской области полагала требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещались судом в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела суд установил, что на основании постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 27.12.2019 г. № 4160-па в пользу членов многодетной семьи, в том числе, ФИО из категории земель «земли населенных пунктов» предоставлен бесплатно в общую долевую собственность (по 1/4 доле каждому) земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенный по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.
Земельный участок был предоставлен семье как многодетной, имеющей право на получение мер социальной поддержки со стороны государства в лице его уполномоченных органов.
24.03.2020 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права общей долевой собственности на данный участок.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
При этом, мероприятием 8 раздела 3 Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 г. № 428 (далее – Программа обеспечения качественным жильем), предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в целях софинансирования расходных обязательств на софинансирование мероприятий по опережающему обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных актов, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.
Случаи и порядок предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их предельные размеры определены Законом Сахалинской области от 24.11.2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей». В статье 2 данного нормативного правового акта указано, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или четыре года в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа: - предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4. статьи 13).
Из материалов дела усматривается, что, ни на момент предоставления земельного участка, ни в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № объектами инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, не обеспечен, как не обеспечен в полной мере и необходимой инженерной инфраструктурой: отсутствуют системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона РФ № 131-ФЗ).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 г. № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», в рамках которой, разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, и выделена субсидия городскому округу «Город Южно-Сахалинск» для ее реализации.
Доводы стороны ответчика о том, что указанной Программой не предусмотрено строительство каких-либо сетей в <данные изъяты> основаны на не верном содержании данной программы, поскольку абзацем вторым пункта 3 раздела 2 и мероприятием 8 раздела 3 указанной Программы предусмотрено следующее. Государственная политика в жилищной сфере будет реализовываться в рамках следующих приоритетов, в том числе поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством Российской Федерации и Правительством Сахалинской области разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. В рамках мероприятия осуществляется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в целях софинансирования расходных обязательств на софинансирование мероприятий по опережающему обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей.
Администрация города Южно-Сахалинска, в силу мероприятия 8 раздела 3 Программы обеспечения качественным жильем была обязана еще на стадии предоставления многодетной семье земельного участка принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории.
Доводы стороны ответчика о том, что обязанность по строительству системы газоснабжения на сторону ответчика не возложена, опровергаются позицией 9 Приложения № 2 к Постановлению Администрации города Южно-Сахалинска от 29.01.2020 г. № 364-па.
Следовательно, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием «Город Южно-Сахалинск» в порядке решения вопросов местного значения.
Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права административного истца, оформившего в собственность предоставленный ему в качестве меры социальной поддержки земельный участок и, как следствие, несущего бремя его содержания, но не имеющего возможности использовать его для строительства жилого дома.
Разрешая настоящий спор, суд считает, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяется как бездействие в части предоставления, в том числе истцу, земельного участка, расположенного на территории городского округа, для целей индивидуального жилищного строительства, не обеспеченного при этом соответствующей инфраструктурой. А в целях восстановления нарушенного права гражданина, на администрацию города Южно-Сахалинска надлежит возложить обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Доводы стороны ответчика о том, что обязанность по прокладке дороги местного значения с асфальтовым покрытием у органа местного самоуправления не возникло, суд находит не имеющими правового значения, поскольку требований о строительстве дороги с асфальтовым покрытием прокурором не заявлено, вместе с тем, строительство дороги местного значения, как линейного сооружения, представляющего собой объект недвижимого имущества, должно быть осуществлено в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе с вводом данного объекта в эксплуатацию и его паспортизацией, что в отсутствие указанной процедуры (в рассматриваемом случае) свидетельствует и об отсутствии факта безопасности дорожного движения.
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Руководствуясь данной нормой, с учетом объема необходимых для исполнения решения суда работ, проведения процедур, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд возлагает на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность обеспечить земельный участок административного истца объектами инфраструктуры в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что годичный срок, заявленный прокурором - недостаточен.
Администрация города Южно-Сахалинска в силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации отнесена к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░