Дело № 2-12/2022 ( 2-728/2021)
51RS0017-01-2021-001650-37
Принято в окончательной форме 30 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2022 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Саргсян К.Н.,
с участием:
истца Тимошенко Г.А. и ее представителей Осиной Ю.В., Евстюничев О.В. ,
представителя ответчика Администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Аслановой А.Г.
представителя 3- его лица МБУ «Дорожно-эксплуатационная служба Печенги» Быстрова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко Г.А. к Администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о признании нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тимошенко Г.А. в лице представителя по доверенности Евстюничев О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о признании нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма.
В обоснование иска указано, что Тимошенко Г.А. с *.*.* проживает в трехкомнатной квартире, площадью 63,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, нп. Лиинахамари, <адрес>, которая была предоставлена ее супругу Тимошенко В.С. . В квартиру она была вселена в качестве члена семьи нанимателя. Брак между ней и Тимошенко В.С. был расторгнут, *.*.* бывший супруг выписался из жилого помещения и выехал из квартиры. Она обеспечивает сохранность жилого помещения, поддерживает его в надлежащем состоянии, производит текущий ремонт, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, является законным и добросовестным пользователем данного жилого помещения. Полагает, что с ней должен быть заключен договор социального найма спорного жилого помещения. Отсутствие договора социального найма не позволяет ей обратиться в органы социальной поддержки за социальной помощью. Спорная квартира является единственным местом проживания. Руководствуясь статьями 53, 54, 82 и 88 ЖК РСФСР, ст. 15, 16, 61, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации просит суд признать Тимошенко Г.А. нанимателем жилого помещения – трехкомнатной квартиры, площадью 63,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, н.<адрес>, по договору социального найма, обязать ответчика заключить с Тимошенко Г.А. договор социального найма на указанное жилое помещение.
Истец Тимошенко Г.А. в судебном заседании пояснила, что она проживает в указанной квартире постоянно. Жилое помещение было выделено ее мужу на состав всех членов семьи, со слов мужа ей известно, что квартира муниципальная. Договора найма она не видела. Муж получил денежные средства для приобретения квартиры, сертификат был обналичен и денежные средства были разделены между всеми членами семьи. Муж выехал из квартиры, брак был расторгнут. И с 2008 года она одна проживает в квартире. С 2007 года по 2016 год она не работала, в 2016 году оформлена пенсия по старости. На учете в качестве нуждающейся она не состояла, поскольку проживала в спорной квартире. За коммунальные услуги она не платила, в последний год оплачивает предоставленные услуги. Желает приватизировать спорную квартиру.
Представители истца Тимошенко Г.А. Осина И.Ю. и Евстюничев О.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Совета Депутатов Печенгского муниципального округа <адрес> ФИО10 в судебном заседании поддержала письменный отзыв на исковое заявление. Дополнила, что жилое помещение находится в собственности ответчика с 1998 года, на момент предоставления жилого помещения Тимошенко В.С. указанный дом находился в собственности Министерства обороны РФ и договор социального найма не мог быть заключен. Кроме того, истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, в связи с чем договор социального найма без соблюдения порядка, установленного законом, с ней не может быть заключен.
Представитель третьего лица Муниципального бюджетного учреждения «Никельская дорожная служба» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, указав, что МБУ «НДС» осуществляет деятельность по заключению, изменению и прекращению договоров найма муниципального жилого фонда только на территории пгт Никель
Представитель третьего лица МБУ «Дорожно-эксплуатационная служба Печенги» Быстров А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо ООО «СпецНордПром» протокольным определением суда от 23.12.2021 было исключено из числа участников процесса, поскольку не является управляющей компанией обслуживающей спорный дом, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Ситистрой».
Представитель третьего лица ООО «Ситистрой» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела
Выслушав участников процесса, опросив свидетеля Полдушева Е.В., исследовав материалы дела, гражданские дела № по заявлению ООО «УК «Жилищный сервис» о взыскании задолженности с Тимошенко Г.А., № по заявлению МКП «Жилищное хозяйство» о взыскании задолженности за ЖКУ с Тимошенко Г.А., № по заявлению ООО «УК «Жилищный сервис» о взыскании ЖКУ с Тимошенко Г.А., № по заявлению ООО «СпецНорд Пром» о взыскании денежных средств с Тимошенко Г.А., и суд приходит к следующему.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, жилое помещение – трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена *.*.* военнослужащему Тимошенко В.С. . Вместе с ним в квартиру были вселены и зарегистрированы в ней: жена Тимошенко Г.А., *.*.* года рождения, сын Тимошенко Е.В., *.*.* года рождения, дочь Тимошенко А.В., *.*.* года рождения (л.д. 120).
Договор найма на указанное жилое помещение, ордер, на каком основании было предоставлено данное жилое помещение Тимошенко В.С. , стороной истца не представлены, в ходе рассмотрения дела указанные документы установить не представилось возможным.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Печенгского района Мурманской области от 16.07.1996 № 281 проведена подготовка к передаче объектов жилищного фонда п. Лиинахамари на баланс Комитета по управлению имуществом администрации Печенгского района.
Постановлением администрации Печенгского района Мурманской области от 27.06.1997 № 287 утвержден перечень объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения п. Лиинахамари, передаваемых в муниципальную собственность, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 № 1579-р «О передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения отделений морской инженерной службы Северного Флота».
В перечне объектов 1970 отделения МИС Северного флота п. Лиинахамари Мурманской области Печенгского района, под номером <адрес> поименован жилой <адрес> квартирный по <адрес> № 138, 1988 года постройки.
На основании постановления администрации Печенгского района Мурманской области от 23.07.1997 № 322 жилые и нежилые помещения п. Лиинахамари переданы в хозяйственное ведение с постановкой на баланс Муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением администрации Печенгского района Мурманской области от 21.04.2001 № 241, утвержден Перечень жилищного и нежилого фондов, находящихся в муниципальной собственности. В приложении № 1 к указанному постановлению под номером <адрес>, поименован в <адрес> жилой <адрес> (Шабалина 11).
С <адрес> право собственности на спорный объект недвижимости зарегистрировано за Печенгским муниципальным округом Мурманской области, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 110-112).
Сведений об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. К жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования выписка не содержит.
Таким образом, на момент предоставления квартиры Тимошенко В.С. дом находился в ведении Северного Флота Министерства обороны Российской Федерации и был передан в муниципальный фонд не ранее *.*.*.
Судом установлено, что Тимошенко В.С. являлся участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». В соответствии с условиями подпрограммы ему из федерального бюджета предоставлена субсидия в размере 1175040 рублей для приобретения жилья на территории г. Москвы, рассчитанная с учетом троих совместно проживающих с ним членов семьи: супруги Тимошенко Г.А., №, сына Тимошенко Е.В., №, дочери Тимошенко А.В., №. Был выдан государственный жилищный сертификат-свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья серии ВС №. Сертификат выдан *.*.* Управлением капитального строительства Службы обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации срок действия сертификата до *.*.* включительно. Тимошенко В.С. получил на руки указанный сертификат в войсковой части 2109 (л.д. 172-173).
*.*.* Тимошенко А.В., Тимошенко Е.В., Тимошенко Г.А., а Тимошенко В.С. *.*.* выдали доверенности Попову О.Л. на право покупки квартиры на территории г. Москвы в долевую собственность по 1/4 доли каждому (л.д. 175-178).
*.*.* был заключен договор купли-продажи квартиры между Дука Ю.Н., в лице представителя Поповой Г.А. , и Тимошенко В.С. , Тимошенко Г.А., Тимошенко Е.В. и Тимошенко А.В., в лице представителя Попову О.Л. , согласно которому Тимошенко В.С. , Тимошенко Г.А., Тимошенко Е.В. и Тимошенко А.В. приобрели в долевую собственность (по 1/4 доли каждому) квартиру, расположенную по адресу: <адрес> корпус <адрес> <адрес>, состоящую из двух комнат, за 1175040 рублей, указанная сумма предоставлена Тимошенко В.С. в качестве безвозмездной субсидии на приобретение жилья (ГЖС от *.*.*) (л.д. 162).
Таким образом, Тимошенко Г.А. была обеспечена жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего, воспользовалась своим правом и приобрела 1/4 долю квартиры в г. Москве.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, предоставленной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области» Тимошенко Г.А. принадлежала 1/4 доля жилого помещения по адресу: Москва, Выхино-Жулебино, <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от *.*.*, право собственности на квартиру прекращено *.*.* (л.д 72).
Из пояснений истца следует, что покупкой квартиры в городе Москве занимался ее муж, она получила 300000 рублей, на которые невозможно приобрести квартиру, она осталась проживать в спорной квартире в п. Лиинахамари.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Правила, в редакции, действующей на момент выдачи ГЖС Тимошенко В.С. *.*.*).
Пунктом 11 Правил определено, что право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
Согласно пункту 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии (пункт 45 Правил).
В силу пункта 65 правил субсидия считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.
Сертификаты, находящиеся в банке, подлежат хранению в течение 3 лет. Сертификаты, не предъявленные в банк в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами, считаются недействительными.
В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку на средства Государственного жилищного сертификата было приобретено жилое помещение в общую долевую собственность всеми членами семьи военнослужащего Тимошенко В.С. , в том числе, и Тимошенко Г.А., следовательно, жилое помещение, предоставленное на время службы Тимошенко В.С. , после приобретения жилого помещения в г. Москва на основании ГЖС, должно было быть сдано Тимошенко В.С. и членами его семьи в установленном порядке.
На основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Печенгского района Мурманской области от 11.08.2006 брак между Тимошенко В.С. и Тимошенко Г.А. расторгнут. Брак прекращен 22.08.2006, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака.
Как следует из поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>. Тимошенко В.С. снят с регистрационного учета по указанному адресу 17.07.2007, Тимошенко Е.В. снят с регистрационного учета 19.05.2008, а Тимошенко А.В. снята с регистрационного учета 07.04.2009 (л.д. 120).
В квартире до настоящего времени зарегистрирована Тимошенко Г.А., документы, подтверждающие законность ее проживания в указанной квартире с 21.07.2006 суду не представлены.
Из пояснений Тимошенко Г.А. в судебном заседании следует, что она не обращалась в администрацию Печенгского района Мурманской области с заявлением о заключении с ней договора найма спорного жилого помещения в период с 2006 года до 2021год.
Судом также установлено, что Тимошенко Г.А. не надлежащим образом выполняла обязанности нанимателя жилого помещения, не вносила плату за коммунальные услуги в связи с чем, в отношении нее были вынесены судебные приказы: № от *.*.* о взыскании в пользу ООО «Управляющая компания «Жилищный сервис» задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с *.*.* по *.*.* в размере 59537 рублей 76 копеек, пени в размере 6471 рубль 04 копейки, № от *.*.* о взыскании с Тимошенко Г.А. в пользу МКП «Жилищное хозяйство» муниципального образования городское поселение Печенга Совета Депутатов Печенгского <адрес> задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с *.*.* по *.*.* в сумме 32032 рублей 84 копеек, пени по состоянию на *.*.* в размере 13773 рублей 45 копеек, а всего 45806 рублей 29 копеек; № от *.*.* о взыскании с Тимошенко Г.А. в пользу ООО «Управляющая компания «Жилищный сервис» задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с *.*.* по 31.072018 в размере 75261 рубля 77 копеек, пени за период с *.*.* по *.*.* в размере 9632 рублей 55 копеек; № от *.*.* о взыскании с Тимошенко Г.А. в пользу ООО «СпецНордПром» задолженности по оплате коммунальных услуг за период с *.*.* по *.*.* в размере 63916 рублей 80 копеек, пени в размере 3877 рублей.
Из распечатки с официального сайта ФССП России следует, что исполнительные производства, возбужденные на основании указанных судебных приказов, окончены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с невозможностью установить местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях (л.д. 220-226).
По информации ООО «Ситистрой» от *.*.*, Тимошенко Г.А. зарегистрирована в спорном жилом помещении с 15.05.1996 по настоящее время. С 01.09.2020 по 01.09.2021 по лицевому счету № Тимошенко Г.А., задолженность за коммунальные услуги перед ООО «Ситистрой» составляла 20107 рублей 80 копеек. В течение года оплаты не производились. При неоднократном посещении <адрес> для вручения уведомления о задолженности, дверь никто не открывал (л.д. 219).
Представителем истца в суд представлены чеки по оплате коммунальных услуг за август и сентябрь 2021 года, из представленных чеков следует, что задолженность оплачена Осиной Ю.В. и представлена расписка Тимошенко Г.А. о том, что она передала Осиной Ю.В. денежные средства в размере 13000 рублей для оплаты коммунальных услуг за август и сентябрь 2021года (л.д. 123- 134). Доказательств оплаты коммунальных платежей после сентября 2021 года материалы дела не содержат.
Из пояснений свидетеля Полдушевой Е.В. в судебном заседании следует, что она проживает в <адрес> в <адрес> с 2000 года. Тимошенко Г.А. знает как воспитателя детского сада, в который ходила её дочь в 2000 году. Подтвердила, что Тимошенко Г.А. проживает в <адрес> одна, в квартире имеются ее личные вещи.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (принят Мурманской областной Думой 01.07.2005) жилые помещения муниципального жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) в соответствии со статьями 4, 6, 7 настоящего Закона. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетная норма площади жилого помещения устанавливаются представительными органами городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов и городских поселений.
Решением Совета Депутатов Печенгского муниципального округа Мурманской области от 16.04.2021 № 135 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения, не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Тимошенко Г.А., проживающая по адресу: <адрес>, нп. Лиинахамари, <адрес>, для признания нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма не обращалась и на учет не становилась, что подтверждено справкой Муниципального бюджетного учреждения «Дорожно-эксплуатационная служба Печенги» от *.*.* и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
С 06.04.2016 Тимошенко Г.А. является пенсионером по старости.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Оценивая в совокупности изложенные выше обстоятельства дела, с учетом перечисленных норм закона, учитывая, что Тимошенко Г.А. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, решение органом местного самоуправления о предоставлении указанного в иске жилого помещения Тимошенко Г.А. не принималось, истец проживает в спорном жилом помещении при отсутствии законных оснований, поскольку квартира в <адрес> при получении Государственного жилищного сертификата и приобретения квартиры в <адрес>, должна была быть передана собственнику в установленном порядке, что сделано не было, площадь жилого помещения превышает установленную норму предоставления жилого помещения на одного человека, более чем в 4 раза, законных оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
Довод истца о том, что в настоящее время у нее не имеется в собственности жилого помещения, что она с 1996 года проживает в спорной квартире, не может свидетельствовать об обоснованности ее требований о признании нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обязании ответчика заключить с ней договор социального найма на спорную трехкомнатную квартиру.
Истец при отсутствии у нее иного жилого помещения, вправе обратиться в орган местного самоуправления в установленном законом порядке для постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимошенко Г.А. к Администрации Совета Депутатов Печенгского муниципального округа <адрес> о признании нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, н.<адрес>, по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова