Дело № 2-1843/2019 10 декабря 2019 года
78RS0018-01-2019-002273-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.Е.
при секретаре Некрасовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобанова В.А. к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации признании права на приватизацию жилого помещения
у с т а н о в и л:
Лобанов В.А. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, указывая, что является нанимателем спорного жилого помещения – квартиры <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Обратился к ответчику с заявлением о бесплатной передаче квартиры ДД.ММ.ГГГГ, на что получил отказ (л.д.6-7).
Истец Лобанов В.А., представитель истца Гориславская И.С., извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление» МО РФ и третьих лиц Министерство обороны РФ, ФГКУ «Северо – Западное территориальное управление имущественных отношений МО РФ», в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены.
Суд, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника 131 квартирно-эксплуатационного управления Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации, Каменноостровской квартирно-эксплуатационной частью на основании Договора с условиями краткосрочного найма № Лобанову В.А. была предоставлены однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 9-11).
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ с Лобановым В.А. с отношении данного жилого помещения от имени собственника Министерством обороны Российской Федерации ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» с Лобановым В.А. был заключен договор социального найма жилого помещения № (л.д. 16).
Лобанов В.А. постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», в ответ на обращение Лобанова В.А. о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказало в передаче жилого помещения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус указанного жилого помещения (л.д. 8).
Доволы, послужившие основанием для отказа в передаче истцу указанного жилого помещения в порядке приватизации суд находит необоснованными, так как на момент заключения Договора сойиального найма № от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика сомнений о принадлежности спорого жилого поещения не возникало, как следует из о\выписки из ЕГРН, истребованной судом, квартиры по адресу: <адрес> находится в государственной собственности.
Как усматривается из предоставленных суду документов, Лобановым В.А. не было реализовано право на приватизацию жилого помещения.
Глава 9 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.
К специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Сведений о включении спорного жилого помещения в состав служебных ответчиком не предоставлено, кроме того, в отношении служебных жилых помещений заключение договора социального найма действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативном управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты.
Между тем ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» передача имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность отнесена к компетенции Министерства обороны РФ.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 03.11.2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ», установлено, что ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ является специализированной организацией Министерства обороны РФ и осуществляет функции, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма. За ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» закреплены территории субъектов Российской Федерации согласно перечню, указанному в Приложении № 1, куда входит Санкт-Петербург.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, которые могли быть основанием к отказу истцам в приватизации спорной квартиры, не установлено, ранее в приватизации жилого помещения истцы не участвовали, суд полагает возможным признать за истцом право на приватизацию однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, требования истца о признании отказа в приватизации занимаемой квартиры недействительным не подлежат удовлетворению, так как указанный отказ не носит пресекательный характер, не является сделкой, в связи с чем, основания для признания его недействительным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Лобанова В.А. к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации признании права на приватизацию жилого помещения удовлетворить частично.
Признать за Лобановым В.А. право на приватизацию однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья:
Мотивированное решение суда составлено 16.12.2019 года