Дело № *
*
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Н.А. Карташовой,
при секретаре судебного заседания А.А. Прицкау,
с участием:
представителя истца администрации Петушинского района - Бариновой Е.А., действующей по доверенности,
ответчика Конышевой В.А.
представителя третьего лица - УПФ РФ в Петушинском районе - Тимофееве С.Е., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Петушинского района Владимирской области к Конышевой Вере Александровне о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Петушинского района обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, в обосновании которого указано, что с 01.01.2008 года Конышевой В.А. была назначена пенсия за выслугу лет. Согласно письмам из Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Петушинском районе Владимирской области, с 2008 года указана фиксированная выплата как у пенсионеров, которые получают пенсию по старости. В ответе УПФ РФ у Конышевой В.А. от 2017 года, указанная фиксированная выплата как у пенсионеров, которые получают пенсию по достижению возраста 80 лет. На основании Решения Совета народных депутатов от * «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов Петушинского района от 19.07.2007 года № 120/7 «Об утверждении Правил обращений за пенсией за выслугу лет муниципальных служащих в муниципальном образовании «Петушинский район», ее назначения и выплаты» (п.5.1.) муниципальный служащий, получающий пенсию за выслугу лет обязан: в случае трудоустройства в 5-дневный срок сообщить об этом в администрацию Петушинского района; ежегодно до 1 сентября представлять в администрацию Петушинского района документы для проверки соответствия заявителя условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет». Конышевой В.А. никаких документов не представлялись. Пенсия за выслугу лет, выплаченная при несоответствии муниципального служащего условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет (необоснованно), подлежит взысканию с заявителя в судебном порядке. По независящим от администрации Петушинского района причинам, ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет по состоянию на 01.02.2017 года составляла сумму, превышающую выплату в соотношении с фиксированным базовым размером страховой части пенсии по старости, что подтверждается письмом УПФ РФ в Петушинском районе от 10.02.2017 года №* года Конышева В.А. достигла 80 лет. Учитывая, что Конышева В.А. является получателем муниципальной пенсии, следовательно, с данного периода ежемесячная денежная выплата за выслугу лет положена в меньшем размере. Конышева В.А. знала о наличии переплат, но никакие действия с ее стороны не предпринимались. Своевременно не предоставлялась информация, влияющая на величину получаемого пенсионного обеспечения, либо на факт его получения. Моментом начала периода переплаты является 01.10.2015 года, а окончанием периода является 01.02.2017 года, т.е. когда администрация Петушинская района прекратила осуществлять данную выплату. Следовательно, в отсутствии документов для проверки соответствия заявителя условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет, а также по данным, которые были предоставлены УПФ РФ в Петушинском районе, в период с 01.10.2015 г. произвести перерасчет не предоставлялось возможным. Так как размер пенсии за выслугу лет должен быть перерасчитан за прошлое время, т.е. с 01.10.2015 г. по 31.01.2017 г. с учетом назначенной и выплаченной за этот период доли страховой части пенсии по старости, такой перерасчет был произведен и излишне выплаченная сумма пенсии за выслугу лет составила 72 241 рубль 53 копейки. Конышевой В.А. было предложено добровольно возвратить ошибочно выплаченную доплату к страховой пенсии лиц, ранее замещавших муниципальные должности и провести реструктуризацию данных выплат с заключением соответствующего соглашения. Из поступившего ответа было сообщено о возможности удержания 300 рублей ежемесячно. Однако с учетом возраста Конышевой В.А. указанная сумма слишком мала, администрацию Петушинского района не устраивает данные держания ввиду необъективности, т.к. удержания по вышеуказанной сумме будут производиться более 20 лет. Администрация Петушинского района полагает, что в данном случае ст. 1109 ГК РФ не может быть применена, т.к. Конышева В.А. знала о наличии переплат, ежегодно до 01 сентября не представляла в администрацию Петушинского района документы для проверки соответствия заявителя условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет. Следовательно, присутствует недобросовестность в получении излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет.
Ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ администрация Петушинского района просит суд взыскать с Конышевой В.А. излишне выплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 72 241 рубля 53 копеек.
В судебном заседании представитель истца администрации Петушинского района - Баринова Е.А., действующая по доверенности, поддержала исковые требования.
Ответчик - Конышева В.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что она более 30 лет проработала в Петушинском районном Совете народных депутатов и администрации района. Более 20 лет была депутатом районного Совета членом исполнительного комитета районного Совета. С 01 января 2008 года получает пенсию за выслугу лет, как муниципальный служащий. 01 октября 2015 года ей исполнилось 80 лет и согласно Закону ей добавили пенсию по старости. О том, что прибавленная сумма пенсии входит в состав базовой пенсии она не знала, и ее об этом никто не предупредил. В марте 2017 года ее по телефону пригласили в пенсионный фонд на беседу со специалистом пенсионного фонда и заместителем Главы по экономическим вопросам администрации района, где ей объяснили, что по независящим от нее и администрации причинам в виду неверных данных, возникших в следствии технического сбоя в УПФ РФ в Петушинском районе произошла переплата, что было подтверждено письмом администрации Петушинского района 20.03.2017 года. Пояснила, что она написала соглашение о выплате ежемесячно 300 рублей из ее пенсии. Начиная с 2008 года и по настоящее время, администрация района не требовала от нее справок и с решением районного Совета от 20.12.2016 года ее никто не знакомил. Пояснила, что никаких средств, кроме пенсии, у нее не имеется и в силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ выплаченные денежные средства не подлежат возврату. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица УПФ РФ в Петушинском районе - Тимофеев С.Е. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что счетная ошибка отсутствует.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Конышева В.А. является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет, которая назначена ей с 01 января 2008 года.
Решением Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области № 120/7 от 19.07.2007 года утверждены Правила обращений за пенсией за выслугу лет муниципальных служащих в муниципальном образовании «Петушинский район», ее назначения и выплаты.
Согласно п. 5.1 данных Правил пенсия за выслугу лет не выплачивается рабочим пенсионерам. Муниципальный служащий, получающий пенсию за выслугу лет, обязан:
- в случае трудоустройства в 5-ти дневный срок сообщить об этом в администрацию Петушинского района,
- ежегодно до 01 сентября предоставлять в администрацию Петушинского района документы для проверки соответствия заявителя условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет.
Решением Совета народных депутатов от 10.12.2016 года № 113/12 внесены изменения в приложение к решению Совета народных депутатов Петушинского района от 19.07.2007 года № 120/7 «Об утверждении Правил обращений за пенсией за выслугу лет муниципальных служащих в муниципальном образовании «Петушинский район», ее назначения и выплаты»: а именно
-«5.1. Пенсия за выслугу лет не выплачивается работающим пенсионерам. Муниципальный служащий, получающий пенсию за выслугу лет обязан: - в случае трудоустройства в 5-дневный срок сообщить об этом в администрацию Петушинского района; - ежегодно до 1 сентября представлять в администрацию Петушинского района документы для проверки соответствия заявителя условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет.
- 6.1. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случаях: а) изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности); б) при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) муниципальных служащих.
-6.2. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с изменениями размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) производится на основании справки финансового управления администрации о перерасчете.
- 6.3. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящими Правилами осуществляются с месяца, в котором произошли указанные в п. 6.1 изменения на основании постановления главы Петушинского района об изменении размера (перерасчете) пенсии за выслугу лет. О принятом решении в письменной форме уведомляется муниципальный служащий, получающий назначенную ему пенсию за выслугу лет.
-6.4. При смене муниципальным служащим места жительства в пределах Российской Федерации его право на получение пенсии за выслугу лет по месту е назначения сохраняется».
01 октября 2015 года Конышевой В.А. исполнилось 80 лет.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5. ст. 23 названного Закона перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Согласно постановлению администрации Петушинского района № 336 от 19.02.2015 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет Конышевой В.А.» по состоянию на 01.02.2015 года фиксированный размер страховой части пенсии по старости (инвалидности) составлял 4 383, 59 рублей.
Согласно постановлению администрации Петушинского района № 308 от 03.03.2016 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет Конышевой В.А.» по состоянию на 01.02.2016 года фиксированный размер страховой части пенсии по старости (инвалидности) составлял 4 558, 93 рублей.
Данный фиксированный страховой размер части пенсии по старости (инвалидности) в период с 01.10.2015 года по 31.01.2016 г. должен составлять 8 767,18 руб..
С 01.02.2016 г. по 31.01.2017г. фиксированный страховой размер части пенсии по старости (инвалидности) должна составлять 9 117, 86 руб.
Согласно представленным документам с 01.10.2015 г. по 31.01.2017 г. с учетом назначенной и выплаченной за этот период доли страховой части пенсии по старости излишне выплаченная сумма пенсии за выслугу лет составила 72 241 рубль 53 копейки.
Из письма администрации Петушинского района от 17.07.2017 года, направленного в адрес Конышевой В.А., следует, что по независящим от администрации Петушинского района причинам, ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет по состоянию на 01.02.2017 года составляла сумму, превышающую выплату в соотношении с фиксированным базовым размером страховой части пенсии по старости. За период с 01.10.2015 года по 31.01.2017 года Конышевой ошибочно выплачена сумма, превышающая необходимую к выплате, в размере 72 241, 53 руб., учитывая достижение с 01.10.2015 года возраста 80 лет. Администрация Петушинского района просила рассмотреть вопрос о возврате денежных средств в размере 72 241, 53 руб.
Из представленной копии личного дела Конышевой В.А., представленной администрацией Петушинского района, следует, что 17.09.2007 года Конышева В.А. обратилась в администрацию с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
При этом к заявлению приложена копия паспорта.
Согласно данному заявлению Конышева В.А. обязалась при замещении муниципальных и государственных должностей муниципальной и государственной службы или при поступлении на иную работу в 5-ти дневный срок сообщить об этом в орган осуществляющий назначение и выплату пенсии за выслугу лет.
Из личного дела следует, что ежегодно в адрес администрации поступали ответы из УПФ РФ в Петушинском районе о размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Данное обстоятельство подтверждено представителем истца в судебном заседании.
Согласно письмам администрации Петушинского района от 06.03.2017 года и 20.03.2017 года, направленных в адрес Конышевой В.А., по независящим от нее и администрации района ввиду неверных данных, возникших вследствие технического сбоя в Управлении Пенсионного Фонда РФ в Петушинском районе, ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет по состоянию на 01.02.2017 года составляла сумму, превышающую выплату в соотношении с фиксированным базовым размером страховой части пенсии по старости.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого же кодекса.
Из содержания приведенной нормы права следует, что для возникновения неосновательного обогащения необходимы следующие условия: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя, убытки на стороне потерпевшего, являющиеся источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего), отсутствие правового основания для такого обогащения.
По смыслу ч. 3 ст. 1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если оно явилось следствием недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Под недобросовестностью понимаются прежде всего противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях. Применительно к положениям ст. 1109 ГК РФ получателя денежных сумм следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств. Установление недобросовестности возможно только при наличии умышленной формы вины.
При этом исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Доказательства недобросовестности в действиях ответчика Конышевой В.А., а также счетной ошибки, что позволило бы взыскать с нее денежные средства в размере 72 241 рубля 53 копеек, материалы дела не содержат.
Кроме того, судом установлено, что в материалах личного дела имеется паспорт Конышевой В.А., в котором указана дата ее рождения, в связи с чем каких-либо других дополнительных сведений (справок) об ее возрасте, в том числе и при достижении возраста 80 лет, Конышева В.А. представить не могла.
Какой именно документ, свидетельствующий о возрасте ответчика, Конышева должна была предоставить в администрацию, представитель администрации пояснить не смогла.
Более того, из заявления Конышевой В.А. о назначении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости следует, что она обязалась при замещении муниципальных и государственных должностей муниципальной и государственной службы или при поступлении на иную работу в 5-ти дневный срок сообщить об этом в орган осуществляющий назначение и выплату пенсии за выслугу лет. Сведений о том, что Конышева должна была сообщать о своем возрасте, либо ежегодно предоставлять иные документы, и том, что ответчик была об этом извещена под роспись, материалы личного дела не содержат.
Информационное письмо администрации Петушинского района с указанием на необходимость ежегодного предоставления до 1 сентября в орган местного самоуправления документы для проверки соответствия условиям, дающим право на пенсию за выслугу лет (копия паспорта, копия пенсионного удостоверения, копия трудовой книжки, справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении трудовой пенсии по старости (инвалидности), с указанием ее базовой части) было направлено в адрес Конышевой В.А. лишь 04 октября 2017 года, т.е. в период рассмотрения дела в суде.
Таким образом, истцом в материалы дела не представлено допустимых и достаточных доказательств, бесспорно подтверждающих недобросовестность ответчицы при получении спорных сумм, поэтому денежные средства, полученные ответчицей, не могут быть квалифицированы как неосновательное обогащение. Выплата ответчице спорной денежной суммы не является и следствием счетной ошибки. Указанные обстоятельства исключают возврат денежной суммы в судебном порядке.
Оценивая все вышеизложенные доказательства и установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияадминистрации Петушинского района Владимирской области к Конышевой Вере Александровне о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет жилым помещением, признании недействительным постановления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий* Н.А. Карташова
Мотивированное решение составлено: 24 октября 2017 года