УИД 34RS0019-01-2021-004742-04
Дело № 2а-2172/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин 27 декабря 2021 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ветлугина В.А.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Е.В.,
с участием помощника Камышинского городского прокурора Ефремова А.А.,
представителя административного истца Шабашева А.Е.,
административного ответчика Зайцева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Камышинский» по Волгоградской области к Зайцеву Сергею Николаевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
МО МВД России «Камышинский» по Волгоградской области обратился в суд, через своего представителя, с административным иском к Зайцеву С.Н. об установлении административного надзора указав, что административный ответчик был осужден приговором Камышинского городского суда Волгоградской области от 30.09.2009, за совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту -УК РФ), к 9 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Зайцев С.Н., отбывая наказание в ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области», где зарекомендовала себя с отрицательной стороны, и являлся злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 07.02.2019, в отношении Зайцева С.Н. был установлен административный надзор сроком на 2 года, с административными ограничениями: обязательная явка один раз в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях. В период с 06.11.2019 до 06.11.2021 Зайцев С.Н. состоял на профилактическом учете в МО МВД России «Камышинский» как лицо, в отношении которого установлен административный надзор. Срок административного надзора Зайцеву С.Н. не продлевался, дополнительные ограничения не устанавливались. В течении года Зайцев С.Н. своим поведением допустил неоднократное совершение административных правонарушений против порядка управления. Так, 01.02.2021 в 17.00 часов Зайцев С.Н. не прибыл на обязательную явку в МО МВД России «Камышинский», чем нарушил установленное судом административное ограничение. Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 17 Камышинского судебного района Волгоградской области от 09.02.2021, Зайцев С.Н. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), к наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Он же, 03.05.2021 в 17 часов 01 минуту не прибыл на обязательную явку в МО МВД России «Камышинский», чем повторно в течение года нарушил установленное судом административное ограничение. Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 17 Камышинского судебного района Волгоградской области от 31.05.2021, Зайцев С.Н. по данному факту привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, к наказанию в виде обязательных работ сроком 30 часов. Таким образом Зайцев С.Н., имея не погашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ, которая погашается 02.04.2027, в течение одного года совершил два административных правонарушения против порядка управления, что является основанием для его постановки под административный надзор на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд: установить административный надзор в отношении Зайцева С.Н., 25.12.1972 года рождения сроком на 2 года; установить Зайцеву С.Н. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет пребывания в местах общественного питания, где разрешена продажа спиртных напитков; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 до 06.00 часов, за исключением случаем, связанных с трудовой деятельностью.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности требования административного иска поддержал в полном объеме.
Административный ответчик в судебном заседании с административным иском согласился в части, возражая против установления ограничений в виде 2 явок в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 до 06.00 часов. При этом пояснил, что возложение судом указанных ограничений не будет способствовать его исправлению, а наоборот приведет к потере им места трудоустройства.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, указавшего на обоснованность административного иска, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) и положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон об административном надзоре).
В соответствии со статьей 8 Закона об административном надзоре, наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 6.4. Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 17.03.2020), начальник территориального органа, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора, направляет при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Аналогичное установлено частями 2, 6 статьи 270 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 указанного ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 3 данной статьи Закона об административном надзоре, в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу части 6 статьи 9 Закона об административном надзоре, при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.
На основании пункта 2 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре, срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Таким образом, установление административного надзора повторно возможно в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии совершения им в течение одного года двух или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом, как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора; указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения.
В случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Исходя из положений статьи 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что приговором Камышинского городского суда Волгоградской области от 30.09.2009, Зайцев С.Н. был осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом 4 статьи 111 УК РФ, к лишению свободы сроком на 10 лет. В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 71 УК РФ, статьи 70 УК РФ, к вновь назначенному наказанию присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 18 Камышинского судебного района Волгоградской области от 30.04.2009 и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 27.07.2016, Зайцев С.Н. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение. Постановление вступило в законную силу 09.08.2016.
Постановлением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25.01.2017, Зайцев С.Н освобожден от наказания, назначенного ему за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 157 УК РФ, приговором мирового судьи судебного участка № 18 Волгоградской области от 30.04.2009, в связи с декриминализацией деяния. Постановлено считать Зайцева С.Н., не имеющим судимости по приговору мирового судьи судебного участка № 18 Камышинского судебного района Волгоградской области от 30.04.2009, исключено из приговора Камышинского городского суда Волгоградской области от 30.09.2009 (с учетом изменений, внесенных постановлением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 07.06.2011) частичное присоединение в порядке статьи 70 УК РФ неотбытого наказания, назначенного ему приговором от 30.04.2009. Считать Зайцева С.Н. осужденным по приговору Камышинского городского суда Волгоградской области от 30.09.2009 (с учетом изменений, внесенных постановлением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 07.06.2011) по части 4 статьи 111 УК РФ, к 9 годам 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановление вступило в законную силу 14.02.2017.
Постановлением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 06.12.2017, Зайцев С.Н. переведен для дальнейшего отбывания наказания по приговору Камышинского городского суда от 30.09.2009 из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима на 1 год 03 месяца 26 дней. Постановление вступило в законную силу 19.12.2017.
Согласно пункту 5 статьи 15 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления), особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Таким образом, Зайцев С.Н. имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления (часть 4 статьи 111 УК РФ).
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 07.02.2019, в отношении Зайцева С.Н. был установлен административный надзор сроком на 2 года, с административными ограничениями: обязательная явка один раз в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
02.04.2019 Зайцев С.Н. освободился из ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области» по отбытии срока наказания.
В период с 06.11.2019 по 06.11.2021 Зайцев С.Н. состоял на профилактическом учете в МО МВД России «Камышинский», как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
Согласно материалам дела, Зайцев С.Н. был ознакомлен с положениями Закона об административном надзоре и предупрежден о возможных последствиях в случае несоблюдения административных ограничений, установленных решением суда.
Между тем, 01.02.2021 в 17.00 часов Зайцев С.Н. не прибыл на обязательную явку в МО МВД России «Камышинский» по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Линейная, д. 2, чем нарушил установленное судом ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 17 Камышинского судебного района Волгоградской области от 09.02.2021, по данному факту Зайцев С.Н. привлечен к административной ответственности по части 1 статье 19.24 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
03.05.2021 в 17 часов 01 минуту Зайцев С.Н. не прибыл на обязательную явку в МО МВД России «Камышинский» по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Линейная, д. 2, чем нарушил установленное судом ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 17 Камышинского судебного района Волгоградской области от 31.05.2021, по данному факту Зайцев С.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статье 19.24 КоАП РФ, в виде обязательных работ сроком 30 часов.
В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в действующей ее редакции на момент совершения преступления), судимость в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Таким образом, административный ответчик, ранее осужденный за особо тяжкое преступление, совершил в период непогашенной судимости в течение одного года два административных правонарушения против порядка управления, здоровья населения и общественной нравственности, а потому имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Зайцева С.Н. административного надзора для целей профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов.
При этом, в силу положений вышеуказанных норм права суд полагает, что административный надзор должен быть установлен в отношении Зайцева С.Н. сроком на 2 года.
В силу части 8 статьи 272 КАС РФ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Согласно статье 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, является обязательным.
Как разъяснено судам в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно характеризующим сведениям, административный ответчик зарегистрирован и проживает адресу: ...., официально не трудоустроен, подрабатывает на строительных объектах, за время проживания зарекомендовал себя удовлетворительно, в злоупотреблении спиртными напитками замечен не был, жалоб со стороны соседского окружения и родственников не поступало, в настоящее время имеет неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления против личности, ранее состоял под административным надзором.
По сведениям ГКУ ЦЗН г. Камышина, Зайцев С.Н. на учете не состоит, пособие по безработице не получает. Из представленных ГБУЗ «ВОКПБ № 2» данных, Зайцев С.Н. на учете у врача-психиатра, у врача-нарколога не состоит.
Как разъяснено судам в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Учитывая данные, характеризующие личность Зайцева С.Н., его поведение в период отбывания наказания, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, в целях обеспечения надлежащего контроля органом внутренних дел за его поведением, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на Зайцева С.Н. может быть обеспечено его обязательной явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, где разрешена продажа спиртных напитков, так как им совершено преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Суд считает, что установление данных административных ограничений достигнет своей основной задачи, изложенной в статье 2 Закона об административном надзоре, и будет направлено на предупреждение новых преступлений и правонарушений, путем оказания на Зайцева С.Н. индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Камышинский» по Волгоградской области к Зайцеву Сергею Николаевичу об установлении административного надзора – удовлетворить.
Установить административный надзор за осужденным Зайцевым Сергеем Николаевичем, ...., <данные изъяты>, сроком на 2 (два) года.
Установить в отношении Зайцева Сергея Николаевича на срок административного надзора административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства; запрещения пребывания в местах общественного питания, где разрешена продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора Зайцеву Сергею Николаевичу исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Наблюдение за соблюдением Зайцевым Сергеем Николаевичем, установленных судом административных ограничений, возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Зайцеву Сергею Николаевичу, что согласно пункту 1 статьи 10 Закона об административном надзоре, поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий В.А. Ветлугин