Решение по делу № 2-238/2019 от 16.08.2018

    КОПИЯ Дело № 2-238\19г.                15 апреля 2019 года

Решение

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи – Васильевой М.Ю.

При секретаре -                            - Беличенко Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «СОГАЗ» к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербурга» о признании решения об установлении Борисову В.Н. 2 группы инвалидности незаконным,

                        Установил:

    АО «СОГАЗ» обратился в суд с исковыми требованиями, заявленными к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербургу» о признании решения об установлении Борисову В.Н. 2 группы инвалидности незаконным, указывая, что 03.05.2017 года в АО «СОГАЗ» поступило заявление из Главного управления МЧС России по г. Санкт – Петербургу на выплату Борисову В.Н. страховой суммы в связи с установлением ему инвалидности второй группы до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Инвалидность Борисову В.Н. установлена 13.01.2017 года сроком до 01.02.2018 года. Истец, проведя собственную проверку, в ходе которой выявил подозрительные обстоятельства присвоения Борисову В.Н. инвалидности в необоснованно короткие сроки после диагностирования заболевания, не соответствующие распространенной практике, в связи с чем просил признать заключение Бюро МСЭ от 13.01.2017 года об установлении Борисову В.Н. инвалидности 2 группы незаконным.

            Истец в лице представителя в судебное заседание явился, поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представители ответчика в судебное заседание явились, принимали участие в рассмотрении дела, полагали, что решение Главного бюро МСЭ является законным и обоснованным. При вынесении решения эксперты руководствуются «Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», объективными данными и познаниями экспертов в области медицины, методическими рекомендациями, а также с учетом индивидуального подхода к каждому гражданину. Выявленная у истца степень нарушения функций организма не дает оснований для установления инвалидности.

Третье лицо по делу Борисов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом по адресу места жительства лица, по которому судебная корреспонденция адресатом не получена по причине неявки на отделение телеграфа по оставленному извещению, которое гарантировало адресату получение судебной телеграммы. Поскольку в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, третье лицо Борисов В.Н. считается извещенным о слушании дела, а дело – подлежащим рассмотрению в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает, что исковые требования АО «СОГАЗ» подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Борисов В.Н. 30.03.2016 года, начальник отделения надзора за пожарной безопасностью на пожароопасных объектах и особо ценных объектах культурного наследия отдела надзора на особо важных объектах управления надзорной деятельностью и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Санкт – Петербургу, полковник внутренней службы уволен из Государственной противопожарной службы по п. З ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел- по ограниченному состоянию здоровья.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников осуществляется на условиях и в порядке, определенном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

Из содержания ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 N 165-ФЗ) следует, что застрахованными лицами в рамках обязательного государственного страхования являются военнослужащие, сотрудники иных органов, подлежащие обязательному государственному страхованию, а также граждане, уволенные с военной службы (службы в иных органах) в течение одного после окончания военной службы (иной службы).

Согласно абзацу пятому статьи 4 приведенного Федерального закона одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В период службы, а также в течение года после окончания службы, истец был застрахован в рамках обязательного государственного страхования на основании государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России N 17 WS0001 от 17 апреля 2017 года, заключенного между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и АО "Страховое общество газовой промышленности".

В соответствии с п. 5.1.4. приведенного контракта страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (л.д. 41).

В силу п. 8.2.4 указанного госконтракта в случае необходимости АО «СОГАЗ» вправе запрашивать сведения, связанные со страховым случае у страхователя, что не противоречит положениям, закрепленным в абзаце 2 п. 3 ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ от 28.03.1998 года.

13.01.2017 года Бюро медико-социальной экспертизы № 6 Борисову В.Н. установлена 2 группа инвалидности сроком до 01.02.2018 года по причине «заболевание, полученное в период военной службы» (л.д. 13).

Таким образом, инвалидность второй группы установлена истцу до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Истец, страховщик, получив от ГУ МЧС России по г. Санкт – Петербургу заявление о выплате страховой суммы в связи с установлением Борисову В.Н. инвалидности 2 группы до истечения одного года после его увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, считает, что решение ответчика по делу об установлении застрахованному лицу 2 группы инвалидности не является законным, поскольку Борисов В.Н. не имел право на установление 2 группы инвалидности, на что указывают подозрительные обстоятельства, а именно: присвоение Борисову В.Н. инвалидности в необоснованно короткие сроки после диагностирования заболевания, не соответствующие распространенной практике. Так, на лечении в СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница» Борисов В.Н. находился в период с 29.10.2016 по 14.11.2016 года, и уже 13.01.2017 года, то есть, в течение периода времени, составляющим менее двух месяцев, Борисову В.Н. была установлена инвалидность 2 группы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом установлены Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

В соответствии с пунктом 2 этих Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке и условиях признании лица инвалидом» № 95 от 20.02.2006 года, действовавшему на момент возникших спорных правоотношений, порядок освидетельствования и признания лица инвалидом регламентируется данным нормативным актом, вопросы установления группы, причины и срока инвалидности отнесены к компетенции МСЭ. Вопросы установления инвалидности регламентируются также Постановлением Министерства труда и социального развития от 18.07.2001 года № 56 и Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ, Правительством РФ.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу либо устанавливается группа инвалидности, либо не устанавливается, таким же образом определяется срок установления инвалидности.

Постановление Правительства РФ № 95 определяет порядок направления лица на освидетельствование: гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защита населения. При этом учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности.

Ответчик, возражая против требований иска, указал, что по заключению ВВК № 5934 от 02.08.2016 года у истца были выявлены следующие заболевания: ...............................

...............................

    В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца судом была назначена и проведена судебная медико – социальная экспертиза, перед которой судом были поставлены вопросы о том, обоснованно ли Борисов В.Н. 13.01.2017 года установлена 2 группа инвалидности, а также, имелись ли основания для установления Борисову В.Н. 3 группы инвалидности в указанную дату.

Согласно выводам судебной медико – социальной экспертизы на момент освидетельствования – 13.01.2017 года Борисову В.Н. следовало отказать в установлении инвалидности, поскольку у него имели место ................................

У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертов, поскольку их выводы основаны на исследовании материалов дела и дела освидетельствования истца по делу, медицинских документов, на профессиональных знаниях экспертов и применении нормативно-правовых актов. Эксперты перед проведением экспертизы предупреждены об уголовной    ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, в судебном заседании эксперты Мартынова О.Г., Туаршева С.М. и Ситникова Н.В. подтвердили свои выводы и сообщили суду, что несмотря на то, что истцу при выписке из СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» был установлен диагноз, ..............................., за время его лечения кардиологом он не осматривался и назначений указанный специалист Борисову В.Н. не делал, однако при выписке указан диагноз Борисова В.Н. без данных соответствующих исследований, а обращения в поликлинику по месту жительства по поводу жалоб со стороны сердца являются не регулярными, а ситуационными, нет динамики обследования по имеющимся стандартам для верификации вынесенных диагнозов; нет оценки качества проводимого лечения, гипертонические кризы и сведения о неоднократных стационарных лечениях не подтверждены данными выписных эпикризов. Рекомендации врача по месту жительства о прохождении дополнительного обследования не выполнены, а на МСЭ предоставлены ранее имевшиеся заключения несмотря на рекомендации лечащего врача. Направление на МСЭ по форме 088\у оформлено менее через 2 месяца после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения от 28.10.2016 года, т.е. в ранний срок, что не соответствует критериям временной нетрудоспособности по данной патологии (возможна временная нетрудоспособность в сроки от 4-х до 6 месяцев).

Поскольку все выводы экспертной комиссии основаны на данных предоставленной медицинской документации, изученной тщательным образом, выводы последовательны, отсутствуют противоречия в выводах эксперта, суд считает полученное по результатам проведенной экспертизы заключение надлежащим, допустимым письменным доказательством, которое должно в данном случае с учетом категории спора быть принято во внимание и быть положено в основу вынесенного решения по делу.

Поскольку истец, соблюдая требования ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставил суду достаточные доказательства необоснованности и незаконности принятого ответчиком решения об установлении Борисову В.Н. инвалидности 2 группы 13.01.2017 года, его требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная истцом при обращении с настоящим иском, в размере 6 000 рублей.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования АО «СОГАЗ» удовлетворить, признать незаконным решение, принятое ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербургу» от 13.01.2017 года, оформленное актом № 21.6.78\2017 в отношении Борисова В.Н..

Взыскать в пользу АО «СОГАЗ» с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербургу» судебные расходы в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Санкт – Петербургский городской суд.

    Решение изготовлено 15 апреля 2019 года.

Судья -

2-238/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО СОГАЗ
Ответчики
ФКУ «главное бюро МСЭ по СПБ
Другие
Борисов Владимир Николаевич
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Васильева М. Ю.
Дело на сайте суда
kbs.spb.sudrf.ru
16.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.09.2018Предварительное судебное заседание
15.10.2018Предварительное судебное заседание
12.11.2018Предварительное судебное заседание
27.02.2019Производство по делу возобновлено
27.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2019Дело оформлено
15.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее