Дело № 2-78/2024
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.
при секретаре Асановой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым 3-е лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с исковым заявлением указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО2, после смерти которой открылось наследство в виде права на земельную долю (пай) из земель ОАО «Золотое Поле», в размере 1,18 условных гектар, расположенного по адресу: Республика Крым, Кировский район, Золотополенское сельское поселение.
Решением Кировского районного суда Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на земельную долю (пай) площадью 1, 18 условных кадастровых гектаров из земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое Поле» на единое землепользование площадью расположенное вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета Кировского района Республики Крым в порядке наследования после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеназванного решения суда, кадастровым инженером ФИО3 изготовлен межевой план с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6 424 кв.м.
При обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок, получен отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный земельный участок по причине того, что площадь образуемого спорного земельного участка составляет менее 1 га.
Во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок не представляется возможным.
Истец просит признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 6424 кв.м., расположенный на территории Золотополенского сельского совета, участок №, лот 36 из земель Открытого акционерного общества «Золотое Поле».
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца действующая на основании доверенности Лобанова К.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик Администрация Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
3-и лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск администрации Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым – оставлен без удовлетворения.
Встречный иск ФИО1 – удовлетворен.
За ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2 умершей ДД.ММ.ГГГГ, признано право общей долевой собственности на земельную долю (пай) площадью 1,18 условных кадастровых гектаров из земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое Поле» на единое землепользование площадью 1415 га, расположенного вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета Кировского района Республики Крым.
Судом установлено, что общим собранием работников ОАО «Золотое поле» об ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о разгосударствлении земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».
Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ разрешено проведение работ по изготовлению технического отчета по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р утверждена комиссия по рассмотрению проекта по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ общим собранием трудового коллектива и пенсионеров ОАО «Золотое поле утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».
Решением № Золотополенского сельского совета Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».
Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р утверждена техническая документация по нормативной денежной оценка земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».
Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации территории земельных долей (паев) ОАО «Золотое поле» на 1201 земельный пай общей площадью 1415,1033 га.
Общим собранием граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое поле» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое поле» и состав комиссии по приватизации выше указанных земель.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации №-р утвержден протокол общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое поле» № от ДД.ММ.ГГГГ и списки № и № граждан имеющих право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».
Мать истца – ФИО2 в выше указанных списках значится под № в списке № пенсионеров ОАО «Золотое Поле» имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле».
Кроме того, указанные списки также утверждены решением № Золотополенского сельского совета Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кадастровым инженером ФИО3 изготовлен межевой план на земельный участок № в лоте № площадью 6424 кв.м. расположенный вне границ населенного пункта Золотое поле, Кировского района и согласован путем публикации информации в газете «Кировец» (л.д.10-13).
На основании уведомления государственного регистратора Первомайского районного отдела Госкомрегистра (л.д.22) от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на спорный земельный участок в связи с тем, что размер образуемого земельного участка составляет менее установленного минимального размера – 1 Га.
Спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право собственности ни за кем не зарегистрировано.
Сертификат на земельную долю (пай) ни истицу, ни его матери не выдавался, что в судебном заседании представителем истца не оспорено.
Суду не представлено доказательств, что на имя ОАО «Золотое поле» оформлялся какой-либо правоустанавливающий документ о праве коллективной собственности либо ином праве, а также не представлено доказательств, что общим собранием сособственников ОАО «Золотое поле» рассматривался вопрос о выделении истцу земельного участка в натуре.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В частности, ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", которая устанавливает соответствие прав на имущество, возникших до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым согласно нормативным правовым актам, действовавшим до указанного момента и прав, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности, а все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с названным Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством, и издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым.
Как следует из ст. 2 Закона № 66-ЗРК/2015, уполномоченным органом по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, является Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым.
Право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли (ч. 3 ст. 2 Закона N 38-ЗРК).
Согласно ст. 12 Закона № 38-ЗРК до 1 января 2022 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон № 101-ФЗ) на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Согласно пункту 2 статьи 246 данного кодекса, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предельные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при выделе земельных долей (паев) определяются в соответствии с ранее принятой землеустроительной документацией, указанной в части 6 настоящей статьи, вне зависимости от их установленного размера.
Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), постановка на государственный кадастровый учет исходного земельного участка не требуется.
При этом в межевом плане, представляемом для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая):
1) в качестве способа образования земельного участка указывается способ "образование из земель";
2) в качестве вида разрешенного использования земельного участка указывается "сельскохозяйственное использование";
3) в качестве категории земель, к которой отнесен земельный участок, указывается "земли сельскохозяйственного назначения" (для образуемых земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов) или "земли населенных пунктов" (для образуемых земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов);
4) в описании местоположения земельного участка дополнительно указываются наименование сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации, при приватизации которых получена соответствующая земельная доля (пай), номер лота и земельного участка в соответствии с документами, предусмотренными частью 4 настоящей статьи (при наличии).
Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:
1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;
2) свидетельство о праве на наследство;
3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;
4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);
5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).
Права на земельные участки, образованные в счет земельной доли (пая), права на которую удостоверялись сертификатами на право на земельную долю (пай), выданными до 16 марта 2014 года, могут быть зарегистрированы до 1 января 2023 года.
Утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 года, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 1 января 2023 года.
В случае подготовки межевого плана на основании документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, копии соответствующих документов включаются в состав приложения к межевому плану.
Представление документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет не требуется.
В случае отсутствия документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, или отсутствия в указанных документах информации о местоположении границ и площади земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), принадлежащей конкретному лицу, разрабатываются проекты межевания земельного участка или земельных участков.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельной доли (пая), осуществляется на основании документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
В случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
Как следует из ч. ч. 1 - 3 ст. 13 Закона № 101-ФЗ, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и названным федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п. п. 4 - 6 указанной статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Как следует из п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона № 38-ЗРК документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай), признается в том числе сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16.03.2014. В случае отсутствия таких документов или отсутствия в указанных документах информации о местоположении границ и площади земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), принадлежащей конкретному лицу, разрабатываются проекты межевания земельного участка или земельных участков (ч. 9 ст. 12 Закона № 38-ЗРК).
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Закона № 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
При этом, как следует из ч. 6 ст. 12 Закона № 38-ЗРК, утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16.03.2014, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 01.01.2023.
Анализ приведенного законодательства с учетом фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район Золотополенское сельское поселение, бывшее ОАО «Золотое поле», лот № 36, участок № 878 относится к землям коллективной собственности.
В соответствии со статьей 79 Земельного Кодекса Украины земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными в отношении нее правами.
С учетом статьи 3 Указа Президента Украины от 08.08.95 № 720 "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям" и требования формы сертификата на право на земельную долю (пай), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.95 № 801 "Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)", установление размеров земельной доли (пая) предполагается в условных кадастровых гектарах без определения границ данной доли в натуре (на местности).
Гражданам-собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю.
Сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отведение земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством (пункты 16, 17 "Переходных положений" Земельного Кодекса).
В соответствии со статьями 125 и 126 Кодекса право собственности на земельный участок лица возникает после получения и государственной регистрации государственного акта на право собственности на земельный участок.
Следовательно, граждане-собственники земельных долей (паев) не могут считаться собственниками земельных участков.
Собственники земельной доли (пая) имеют право на выделение их в натуре (на местности) и получение прав собственности на выделенные в натуре (на местности) земельные участки в соответствии с Законом Украины "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев).
Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности).
До принятия Закона Украины от 05.06.2003 «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом председателя Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины, Украинской академии аграрных наук от 4 июня 1996 года № 47/172/48, передача в натуре земельной доли (пая) осуществлялась гражданину Украины, который имеет сертификат на право на земельную долю (пай), после составления Схемы раздела земель коллективной собственности на земельные доли (паи)».
Такие схемы утверждались общим собранием (собранием уполномоченных) членов реформируемых предприятий и согласовывались с районными государственными администрациями или исполнительными комитетами городских советов.
05.06.2003 был принят Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» (далее - Закон Украины), в развитие которого было принято постановление Кабинета министров Украины от 04.02.2004 № 122 «Об организации работ и методике распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев)» (далее - Постановление № 122).
Согласно указанным актам установлено, что в целях передачи собственникам паев земельных участков, выделенных в натуре, вместо схемы раздела земель коллективной собственности на земельные доли (паи) разрабатываются проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев).
Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) осуществляется на основании протокола распределения земельных участков собственниками земельных долей (паев).
Законом Украины и Постановлением № 122 установлено, что:
- собрание ведет сельский, поселковый или городской голова (или уполномоченное им лицо) или председатель районной государственной администрации (или уполномоченное им лицо),
- протокол должен быть подписан собственниками земельных долей (паев) или их представителями, которые приняли участие в распределении, председательствующим и секретарем собрания,
- протокол должен содержать сведения об общем количестве собственников земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, что необходимо для определения кворума – не менее 2/3 голосов таких собственников - протокол должен быть утвержден сельским, поселковым или городским советом или районной государственной администрацией.
К протоколу распределения земельных участков прилагаются:
- список регистрации собственников земельных долей (паев), принявших участие в распределении, с указанием номеров выбранных ими земельных участков в соответствии с проектом, удостоверенных их подписями. Каждый лист указанного списка подписывается председательствующим и секретарем собрания и скрепляется печатью районной государственной администрации,
- схема расположения земельных участков согласно проекту с указанием номеров земельных участков и номеров их владельцев (по списку).
Таким образом, для государственной регистрации права собственника земельного пая наряду с иными необходимыми документами предоставляется один из следующих документов:
- при наличии Схемы раздела – извлечение из протокола общего собрания (собрания уполномоченных) членов КСП по форме приложения № 2 к Методическим рекомендациям о порядке передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом председателя Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины, Украинской академии аграрных наук от 4 июня 1996 года № 47/172/48;
- при наличии Проекта землеустройства – протокол распределения, оформленный с соблюдением требований Закона Украины от 05.06.2003 № 899-IV «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», Порядка организации работ и методики распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев), утвержденного Постановлением № 122.
Представляемые для государственной регистрации протоколы распределения должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в момент их издания.
Частью 2 статьи 25 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения данных правоотношений) предусматривалось, что решение о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии со статьей 116 Земельного кодекса Украины, граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
В соответствии с пунктом 8 Переходных положений Земельного кодекса Украины №2768-111 от 25 октября 2001 года, члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на момент вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки путем оформления права на земельную долю (пай), имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 настоящего Кодекса. В сельскохозяйственных акционерных обществах право на земельную долю (пай) имеют лишь их члены, работающие в обществе, а также пенсионеры из их числа.
Частью 2 статьи 25 Земельного кодекса Украины было установлено, что решение о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», приватизация имущества предприятий и организаций агропромышленного комплекса, выполняющих работы и предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от стоимости объектов приватизации (но не менее необходимой для создания уставного фонда акционерного общества согласно законодательству Украины), осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные общества в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка преобразования в процессе приватизации государственных, арендных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности в открытые акционерные общества» № 1099 от 11 сентября 1996 года также было установлено, что открытое акционерное общество в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О хозяйственных общества», другими актами законодательства.
Так, согласно части 1 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», высшим органом акционерного общества является общее собрание общества. В общем собрании имеют право участвовать все акционеры, независимо от количества и вида акций, владельцами которых они являются.
В соответствии с Уставом открытого акционерного общества «Золотое поле», высшим органом общества является общее собрание акционеров, вправе принимать решения по любым вопросам деятельности общества.
Частью 2 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусматривалось, что регистрация акционеров – владельцев акций на предъявителя осуществляется на основании предъявления ими этих акций (сертификатов акций) или выписок со счета в ценных бумагах. Право участия в общем собрании акционеров имеют лица, являющиеся собственниками акций на день проведения общего собрания (кроме случая проведения учредительного собрания).
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ) предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 13 приведенного Закона, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 указанной статьи.
Суду не представлено доказательств, что каким-либо органом принималось решение о передаче земельных участков (паев) в собственность, в том числе истцу либо его матери.
В силу пунктов 4 - 6 данной статьи 13 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ), если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 вышеназванного Федерального закона.
Согласно положениям пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2 данной статьи).
С учетом правил, установленных пунктами 5 и 7 статьи 13.1 приведенного Закона, проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей.
На основании пунктов 9 - 12 статьи 13.1 Федерального закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9-11 данной статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка.
К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде (пункты 13-15 статьи 13.1 Федерального закона).
Таким образом, исходя из системного анализа выше указанных норм закона суд приходит к выводу о том, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Истцом заявлено требование о признании права собственности на земельный участок площадью 6424 кв.м. и как установлено, право на спорную земельную долю (пай) признано решением суда за истцом, его право никем не оспорено в установленном законом порядке, а следовательно спор о праве отсутствует. При этом действия государственного регистратора истцом не оспорены. Иных исковых требований истцом не заявлялось, ввиду чего оснований для удовлетворения требований о признании права собственности на спорный земельный участок у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Администрации Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым о признании права собственности на земельный участок № лот №, расположенный на территории Золотополенского сельского совета – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2024 года.
Судья: Г.Д. Церцвадзе