11RS0004-01-2024-001160-43
№ 2-880/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Чевтаевой Е.Е.,
при секретаре Аверкиевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре Республики Коми 24 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Терентьева ВТ к ООО «Региональный оператор Севера», АО «Коми энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет путем аннулирования начислений, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Терентьев В.Т. обратился в суд с иском к ООО «Региональный оператор Севера», АО «Коми энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет путем аннулирования начислений, взыскании компенсации морального вреда, указывая, в обоснование иска, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., с расположенном на нем строением, право собственности на которое не зарегистрировано. В **.**.** истец получил от ответчиков Единую квитанцию **.**.**, содержащую начисление Терентьеву В.Т. платы за услуги по содержанию с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) по адресу: ********** по договору №..., при этом не вступал с ответчиками в договорные отношения. Произведенное начисление на сумму **** руб. истец считает незаконным, поскольку региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым, тогда как право собственности на строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №... не зарегистрировано.
Истец просит суд признать незаконными действия ООО «Региональный оператор Севера», АО «Коми энергосбытовая компания» по начислению Терентьеву В.Т. платы за услуги по обращению с ТКО по адресу: **********; обязать ООО «Региональный оператор Севера» и АО «Коми энергосбытовая компания» произвести перерасчет начисления платы за услуги по обращению с ТКО путем аннулирования начисления (задолженности) по договору №... по адресу: **********; взыскать компенсацию морального вреда в размере **** руб. – с ООО «Региональный оператор Севера», в размере **** руб. - с АО «Коми энергосбытовая компания».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация СП "Озерный".
Дело рассматривалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица администрации СП "Озерный", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.5 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Согласно п.1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 (далее – Правила № 1156), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, помимо прочего, в жилых домах, - с организацией, действующей от своего имени и в интересах собственника; в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п.5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.8(4) Правил N 1156).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п.3 Правил N 1156).
В судебном заседании установлено:
С **.**.** ООО "Региональный оператор Севера" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от **.**.**, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Терентьев В.Т. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ****
**.**.** между ООО «Региональный оператор Севера» и АО «Коми энергосбытовая компания» заключен агентский договор №..., в том числе, на ведение финансово-лицевых счетов Потребителей; формирование, печать, упаковку и доставку Потребителям платежных документов (квитанций); организацию сбора (приема) от Потребителей денежных средств, в счет платы за услуги, с зачислением поступивших денежных средств на соответствующий счет Агента.
Согласно детализированному отчету по балансу договора №... (Терентьев В.Т.), начисление услуги по обращению с ТКО по адресу: ********** по состоянию на **.**.** составило **** руб., на данную сумму АО «Коми энергосбытовая компания» истцу выставлен счет №...
Из детализации задолженности на **.**.** следует, что сумма долга на **.**.** составила **** руб.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объекте недвижимости - сооружение, здание, расположенное по адресу: ********** (л.д.25).
В письменном отзыве представитель ООО «Региональный оператор Севера» просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений указано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с действующим законодательством, является публичной офертой (оформление договора в письменном виде для физических лиц не обязательно), он считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем услуг с даты начала предоставления коммунальных услуг Региональным оператором. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за жилое помещение, расположенное по адресу: ********** производится по количеству собственников (на Терентьева В.Т.) по центральному отоплению по тарифам и нормативам накопления ТКО, утвержденным Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. Вывоз твердых коммунальных отходов по данному адресу производится в соответствии с графиком вывоза ТКО – 1 раз в неделю. В соответствии с условиями системы ГИС ЖКХ, объекты, которые не эксплуатируются как жилые помещения, не могут быть размещены на данном информационном ресурсе в разделе «Реестры объектов жилищного фонда».
По информации, размещенной в системе ГИС ЖКХ, имеются сведения о наличии по адресу: ********** объекта жилищного фонда, **.**.** года ввода в эксплуатацию, состояние – ветхое.
Согласно сообщению администрации СП «Озерный», по адресу: ********** (Терентьев В.Т.) расположен частный дом, проживают в летний период, документов на дом нет, никто не зарегистрирован.
В исковом заявлении истец указал на незаконность действий ответчиков по начислению ему платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», поскольку право собственности на строение, расположенное на принадлежащем ему земельном участке, не зарегистрировано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец не основывает свои требования на факте неоказания ему услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а также не оспаривает размер этих начислений, порядок их расчета, ссылаясь лишь на то, что он не относится к лицам, с которыми региональный оператор заключает договор на вывоз твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия регистрации права собственности в отношении строения, расположенного на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
Вместе с тем, ссылаясь на то, что расположенный на земельном участке истца объект ему не принадлежит, Терентьев В.Т. не оспаривает факт использования им данного объекта недвижимости.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении №52-П от 2 декабря 2022 г., Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.
Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствуют о ненакоплении твердых коммунальных отходов владельцами указанных земельных участков.
Услуга по обращению с ТКО, относящаяся к категории коммунальных, направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия ТКО на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что объект недвижимости возведен на принадлежащем Терентьеву В.Т. земельном участке, соответственно, истец владеет указанным объектом на законном основании и использует его в процессе жизнедеятельности, что неизбежно ведет к образованию твердых коммунальных отходов, при этом, доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что действия ответчиков по начислению истцу платы за обращение с твердыми коммунальными отходами являются законными и обоснованными, а потому оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, не имеется.
Тот факт, что истец не предпринимает мер по оформлению права собственности на объект недвижимости, возведенный на принадлежащем ему земельном участке, не освобождает его от обязанности вносить оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате его жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Терентьева В.Т. о признании незаконными действий по начислению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет, путем аннулирования начислений.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения производного от него требования о взыскании компенсации морального вреда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Терентьева ВТ к ООО «Региональный оператор Севера», АО «Коми энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет путем аннулирования начислений, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Е. Чевтаева
Мотивированное решение составлено 31 июля 2024 года