Дело ***а-704/2020
УИД 19RS0***-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 26 августа 2020 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Буцких А.О.,
при секретаре Кляйн И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абатовой Багит Римтаевны к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Абатова Б.Р. обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - избирательная комиссия) о признании незаконным и отмене решения, мотивируя требования тем, что она представила в избирательную комиссию пакет документов, необходимый для регистрации её кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Постановлением от *** избирательной комиссией ей было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, поскольку она имеет гражданство иностранного государства, что не дает ей права быть избранной главой Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия. С указанным постановлением она не согласна, поскольку не имеет гражданства иностранного государства, гражданкой Российской Федерации является с ***, в связи с чем гражданство *** она автоматически утратила. Учитывая изложенное, поскольку она является гражданкой Российской Федерации, гражданство иностранного государства не имеет, она вправе принимать участие в выборах и быть избранной, в связи с чем считает, что постановление от *** нарушает её избирательные права, является незаконным и подлежит отмене.
Определением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (далее – МВД по РХ).
В судебном заседании Абатова Б.Р., её представитель Абдуллаев Д.А., действующий на основании ордера от *** ***, административное исковое заявление поддержали в полном объеме, привели доводы, изложенные в административном иске. Просили решение суда обратить к немедленному исполнению в целях соблюдения избирательных прав.
Представитель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района – председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Матейко Е.И. в судебном заседании при решении вопроса по административному иску полагалась на усмотрение суда. Дополнительно суду пояснила, что решение об отказе Абатовой Б.Р. в регистрации в качестве кандидата на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия принималось на основании информации МВД по РХ, предоставленной в Избирательную комиссию Республики Хакасия, из которой следовало, что Абатова Б.Р. имеет гражданство ***. Иными документами, свидетельствующими об утрате Абатовой Б.Р. гражданства иностранного государства, территориальная избирательная комиссия Усть-Абаканского района при принятии оспариваемого решения не владела.
Представитель МВД по РХ Кымысова Т.А., действующий на основании доверенности от ***, представила суду письменный отзыв, привела доводы, изложенные в отзыве, не возражала против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Как следует из материалов дела, решение об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия Абатовой Б.Р., выдвинутой в порядке самовыдвижения, принято избирательной комиссией ***. Из почтового штемпеля на конверте с административным исковым заявлением следует, что Абатова Б.Р. обратилась в суд с данным административным иском ***.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок.
Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «а» пункта 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия от *** *** полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (поселений) и муниципальных комиссий референдума в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия возложены на территориальную избирательную комиссию Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
*** Абатова Б.Р. представила в избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия Абатовой Б.Р. требованиям действующего законодательства, избирательной комиссией на основании сведений МВД по РХ было установлено, что Абатова Б.Р. имеет гражданство ***. В связи с чем, *** на заседании избирательной комиссии было постановлено отказать Абатовой Б.Р. в регистрации кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, о чем было вынесено постановление от *** ***.
Оспаривая указанное постановление избирательной комиссии, Абатова Б.Р. указывает, что она не является гражданкой ***, поскольку получила гражданство Российской Федерации.
Из документов, послуживших основанием для приема в гражданство Российской Федерации Абатовой Б.Р., следует, что она, являясь гражданкой ***, *** обратилась в УФМС России по РХ с заявлением о принятии её в гражданство РФ на основании ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». К данному заявлению приложены сведения об отказе от имеющегося гражданства – нотариальное согласие об отказе от имеющегося гражданства, которое было направлено в Консульский отдел Посольства *** в Российской Федерации, что подтверждено квитанцией от *** ***.
На основании решения от ***, утвержденного начальником УФМС России по РХ, Абатова Б.Р. была принята в гражданство Российской Федерации на основании ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 07.11.2015 Абатова Б.Р. была документирована паспортом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют граждане Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 4).
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о гражданстве) гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (статьи 3 и 10).
Федеральный закон о гражданстве, в редакции, действующий в период возникших правоотношений, в качестве обязательного условия принятия в гражданство устанавливал обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства, а также указывает, что отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или названным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин (пункт «г» части 1 статьи 13).
В силу п. 7 ст. 14 Федерального закона о гражданстве (в редакции, действующий в период возникших правоотношений) в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Для подтверждения выполнения приведенного условия достаточно было предоставить квитанцию о заказном почтовом отправлении в случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя (пункт 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 (в редакции, действующий в период возникших правоотношений).
Соглашением от 26.02.1999, заключенным между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, установлено, что приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями настоящего Соглашения (абзац 2 ч. 2 ст. 1).
В случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству (ч. 3 ст. 2 Соглашения от 26.02.1999).
Согласно ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Казахстан за гражданином Республики не признается гражданство другого государства.
В пункте 5 ст. 21 Закона Республики Казахстан от 20.12.1991 № 1017-XII «О гражданстве Республики Казахстан» предусмотрено, что гражданство Республики Казахстан утрачивается, если лицо приобрело гражданство другого государства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Абатова Б.Р. являлась гражданкой *** до ***, то есть до вынесения решения о принятии её в гражданство Российской Федерации, после она утратила гражданство ***. Следовательно, на момент принятия решения избирательной комиссией об отказе Абатовой Б.Р. в регистрации в качестве кандидата на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, она являлась гражданкой Российской Федерации, гражданство иного государства, в том числе ***, не имела.
При принятии решения суд не принимает во внимание сведения, представленные МВД по РХ в избирательную комиссию о наличии у Абатовой Б.Р. гражданства ***, поскольку данные сведения противоречат Федеральному закону о гражданстве.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие у избирательной комиссии официальных данных об отсутствии у Абатовой Б.Р. гражданства иностранного государства (Республики Казахстан) при наличии гражданства Российской Федерации, что породило для неё правовые последствия, связанные с реализацией своих прав как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в том числе право на участие в выборах в органы власти местного самоуправления, в связи с чем суд приходит к выводу, что принятое избирательной комиссией постановление от *** *** является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Учитывая приведенное положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимая решение по настоящему административному делу и учитывая, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, считает необходимым возложить на территориальную избирательную комиссию Усть-Абаканского района Республики Хакасия обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Абатовой Б.Р. кандидатом на должность в главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, выдвинутой в порядке самовыдвижения.
Кроме того, административный истец просил обратить принятое решение по её административному исковому заявлению к немедленному исполнению.
Частью 6 статьи 244 КАС РФ установлен запрет на обращение к немедленному исполнению решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата. Такое решение судом не принимается, в связи с чем указанная норма не подлежит применению при разрешении вопроса о немедленном обращении решения к исполнению.
В силу ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам суд по просьбе административного истца может обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
С учетом характера спора, принимая во внимание, что день голосования на выборах главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия назначен на ***, с целью соблюдения избирательных прав граждан, а также сроков проведения выборов, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 244, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Абатовой Багит Римтаевный к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** *** об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия Абатовой Багит Римтаевне.
Обязать территориальную избирательную комиссию Усть-Абаканского района Республики Хакасия рассмотреть вопрос о регистрации Абатовой Багит Римтаевны кандидатом на должность главы Райковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, выдвинутой в порядке самовыдвижения
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий: А.О. Буцких
Мотивированное решение составлено 26 августа 2020 года.
Председательствующий: А.О. Буцких