Дело № 2а-2311/2020
УИД 79RS0002-01-2020-005307-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Перминой В.А.,
при секретаре Ивашинниковой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Куликовой Ольги Анатольевны к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Кудымовой Юлии Михайловне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании постановления по расчету задолженности по алиментам с учетом индексации незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, -
у с т а н о в и л:
Куликова О.А. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымовой Ю.М., УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании постановления по расчету задолженности по алиментам с учетом индексации незаконным и обязании устранить допущенные нарушения. Свои требования мотивировала тем, что 25 августа 2009 г. между ней и Куликовым Е.А. было заключено алиментное соглашение на содержание несовершеннолетнего сына Куликова Д.Е. до достижения им совершеннолетия в размере 14 000 руб. ежемесячно. Данное соглашение исполнялось Куликовым Е.А. до апреля 2015 г. включительно. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 февраля 2017 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 1 мая 2015 г. по 28 февраля 2017 г. в сумме 308 000 руб. С указанного времени по июль 2020 г. периодические платежи в размере 14 000 руб. поступали регулярно, задолженность в размере 308 000 руб. гасилась частями, незначительными платежами. Непосредственно перед совершеннолетием Куликова Д.Е., должник Куликов Е.А. погасил оставшуюся задолженность. Между тем, на всем протяжении действия нотариального соглашения, то есть с 2009 г., ни работодателем, ни судебным приставом-исполнителем индексация алиментов в соответствии с положениями ст. 117 СК РФ не производилась. 9 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем Кудымовой Ю.М. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом индексации за период с 1 апреля 2017 г. по 12 июля 2020 г., должнику Куликову Е.А. определена задолженность по алиментам с учетом индексации за указанный выше период на содержание несовершеннолетнего ребенка в сумме 53 985 руб. 72 коп. Однако по ее расчету алиментов за тот же период с учетом частичной оплаты в виде 14000 руб. ежемесячно, сумма задолженности составила 547 486 руб. Поскольку принятое постановление существенно нарушает ее права как взыскателя, просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымовой Ю.М. от 9 июля 2020 г. о расчете задолженности по алиментам с учетом индексации за период с 1 апреля 2017 г. по 12 июля 2020 г. в отношении должника Куликова Е.А. незаконным и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Административный истец Куликова О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымова Ю.М. административные исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, ею произведена с 1 апреля 2017 г. по 12 июля 2020 г. законно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Астахова М.В. с требованиями административного истца не согласилась, считает обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымовой Ю.М. законным и обоснованным, нарушений при его расчете не допущено. Индексация произведена судебным приставом не более чем за трехлетний срок с учетом положений Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве».
Заинтересованное лицо Куликов Е.А. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Считает, что судебный пристав исполнитель Кудымова Ю.М. во исполнение решения Биробиджанского районного суда от 26 мая 2020 г. произвела расчёт верно, пропорционально росту величины прожиточного минимума в ЕАО на ребёнка.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца и, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные сроки обращения в суд с жалобой на решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя определены и в ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Из материалов дела установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымовой Ю.М. от 9 июля 2020 г. административный истец получила в тот же день.
Данное административное исковое заявление сдано Куликовой О.А. в организацию связи для направления в Биробиджанский районный суд ЕАО 17 июля 2020 г., т.е. в пределах установленного законом срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», актов других органов и должностных лиц.
Исходя из содержания ст. 13 Федерального закона от 21 июля1997 г. № 118-ФЗ, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 99 Семейного кодекса РФ соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.
В соответствии с п.2 ст. 100 Семейного кодекса РФ нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
В силу п. 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности по уплате алиментов определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Согласно ст. 105 Семейного кодекса РФ индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 117 Семейного кодекса РФ судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Часть 1 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
В силу ч.2 данной статьи размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
На основании вышеизложенного индексация алиментов, предусмотренная положениями ст.ст. 105, 117 Семейного кодекса РФ и ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязанностью судебного пристава-исполнителя. Закон не ставит в зависимость возникновение данной обязанности с момента подачи ходатайства или иного обращения участников исполнительного производства, в связи с чем она считается безусловной.
Из материалов дела усматривается, 25 августа 2009 г. между Куликовой О.А. и Куликовым Е.А. заключено соглашение об уплате алиментов, в соответствии которым Куликов Е.А. обязался начиная с 1 октября 2009 г. ежемесячно уплачивать Куликовой О.А. алименты на содержание сына Куликова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, до достижения последним совершеннолетия в размере 14 000 рублей.
13 декабря 2016 г. взыскатель Куликова О.А. предъявила в Биробиджанский ГОСП УФССП России по ЕАО к исполнению соглашение от 25 августа 2009 г. В своем заявлении Куликова О.А. просила взыскать алименты с мая 2015 г.
14 декабря 2016 г. судебным приставом-исполнителем на основании представленного соглашения об уплате алиментов и заявления взыскателя возбуждено исполнительное производство № 51386/16/79001-ИП.
18 марта 2020 г. Куликова О.А. обратилась в ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО заявлением об индексации алиментов.
Письмом начальника ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 6 апреля 2020 г. административному истцу отказано в удовлетворении заявления.
26 мая 2020 г. решением Биробиджанского районного суда ЕАО на судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Кудымову Ю.М. возложена обязанность рассмотреть заявления Куликовой О.А. об индексации алиментов, расчете задолженности по алиментам с учетом индексации. Решение суда вступило в законную силу 4 июля 2020 г.
9 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом индексации, в соответствии с которым должнику Куликову Е.А. определена задолженность за период с 1 апреля 2017 г. по 12 июля 2020 г. на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 12 июля 2020 г. в размере 53 985 руб. 72 коп.
Мнение административного истца о том, что индексация должна быть произведена не более чем за трехлетний срок является ошибочным и противоречит вышеприведенным нормам права.
Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 841-О-О, 5 июля 2011 г. N 953-О-О и 6 июня 2016 г. N 1417-О, а также разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 г.
Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 1417-О указано, что индексация - по смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и с учетом императивных правил пункта 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации (как в первоначальной, так и в действующей редакциях), а также его статьи 105, согласно положению которой, если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 данного Кодекса, - является гарантией обеспечения прав ребенка. При этом использование величины прожиточного минимума для целей индексации размера алиментов с учетом требования пункта 2 статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, сохранение как получателю, так и плательщику алиментов необходимого уровня жизни (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2014 года N 634-О). Возбуждение исполнительного производства и нахождение исполнительных документов на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не освобождает органы принудительного исполнения, в частности конкретных судебных приставов-исполнителей, от возложенной на них обязанности по осуществлению индексации размера подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, для чего территориальным органам Федеральной службы судебных приставов предписывается ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе, а судебному приставу-исполнителю в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов - производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением (пункты 5.1 и 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19 июня 2012 г. № 01-16).
Произведенный должностным лицом расчет индексации алиментов в размере 14000 рублей за период с 1 апреля 2017 г. по 12 июля 2020 г. пропорционально росту величины прожиточного минимума в ЕАО, противоречит положениям ст.ст. 105, 117 Семейного кодекса РФ и ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ.
В Еврейской автономной области порядок установлен законом ЕАО от 24 ноября 2004 г. № 353-ОЗ «О порядке установления величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области».
Величина прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты семьям, постоянно или временно проживающим на территории области.
Согласно приказу управления трудовой занятости населения правительства ЕАО от 15 апреля 2019 г. № 54/19, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в области за I квартал 2019 г. на ребенка составила 14 363 руб. 66 коп. (в IV квартале 2018 г. – 13573 руб. 81 коп.), что превышает установленный соглашением размер алиментов.
Судебный пристав-исполнитель обязан был произвести индексацию алиментов с даты первого увеличения прожиточного минимума после предъявления алиментного соглашения к исполнению и рассчитать задолженность по алиментам с учетом произведенных должником сумм алиментов.
Таким образом, допущенные ошибки при индексации суммы алиментов привели к неправильному определению размера задолженности по алиментам, в связи с чем, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 9 июля 2020 г. не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем, суд не находит оснований для проверки правильности расчета задолженности по алиментам в рамках рассмотрения настоящего административного дела, поскольку исходя из положений п.5 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, если какая-либо из сторон не согласна с определенным судебным приставом-исполнителем размером задолженности по алиментам, указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административное исковое заявление Куликовой Ольги Анатольевны к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Кудымовой Юлии Михайловне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании постановления по расчету задолженности по алиментам с учетом индексации незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Кудымовой Юлии Михайловне от 9 июля 2020 г. о расчете задолженности по алиментам с учетом индексации по исполнительному производству № 51386/16/27030-ИП.
Возложить на судебного пристава-исполнителя, в чьем производстве находится исполнительное производство № 51386/16/27030-ИП, обязанность произвести расчет задолженности по алиментам с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2020 г.
Судья В.А. Пермина