УИД 50RS0042-01-2023-001810-35
№2-2299/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.10.2023 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к Аникеевой Татьяне Сергеевне о признании постройки самовольной и ее сносе и по встречному иску Аникеевой Татьяны Сергеевны к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о сохранении нежилого здания в реконструированном виде,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обратилась в суд с иском к Аникеевой Т.С. о сносе объекта самовольного строительства.
Требования мотивированы тем, что во исполнение поручений Губернатора Московской области по выявлению аварийных, самовольно построенных объектов капитального строительства, в том числе, объектов незавершенного строительства, и принятия мер по сносу таких объектов на территории Сергиево-Посадского городского округа Московской области, принимая во внимание уведомление Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 16.02.2023 года, на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> выявлено самовольное строительство нежилого здания с кадастровым номером №, собственником которого является Аникеева Т.С. По сведениям ГУ ГСН Московской области на участке выявлено устройство фундамента, несущих и ограждающих конструкций здания. Объект капитального строительства возведен в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на строительство, таким образом, нарушены требования статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», однако, он используется собственником не по целевому назначению, поскольку на нем возведено нежилое здание, используемое под размещение продовольственного магазина «Дикси», что подтверждается актом земельного контроля от 16.02.2023года № 734, фотоматериалами и выпиской из ЕГРН. Обратившись в суд по изложенным основаниям, администрация просит обязать Аникееву Т.С. снести за свой счет объект капитального строения – нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (т.1 л.д.4-5).
Ответчик Аникеева Т.С. предъявила встречный иск к администрации округа о сохранении права собственности на самовольное строение.
В обоснование встречного иска указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> На участке истцом возведено здание. Участок является приусадебным, а потому строительство на нем допустимо, в том числе, с возведением производственных и иных зданий, строений, сооружений. Спорное здание возведено ответчиком с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не создает угрозу жизни и здоровью находящихся в нем и пребывающих близ него граждан. Государственный кадастровый учет и регистрация права на него произведены в соответствии с действующим законодательством. Полагала, что в силу закона и правоприменительной практики основанием к сносу является лишь существенное нарушение указанных норм, которого не допущено. Отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию само по себе не может являться основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольную постройку в случае, если иных оснований к сносу не имеется. Нарушение, установленные в ходе проведения первичной судебно-строительной экспертизы устранены, что подтверждено заключением повторной судебно-строительной экспертизы. Вместе с тем, в ходе проведения экспертизы установлено несоответствие площади спорного нежилого здания по натурным обмерам сведениям ЕГРН. Фактическая площадь спорного здания составляет <данные изъяты> кв. м. С учетом уточнения исковых требований, просила суд сохранить в реконструированном виде и признать за ней право собственности на спорное нежилое здание. (т.2 л.д.53-54).
В судебном заседании представитель администрации по доверенности – ФИО6. исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Представитель Аникеевой Т.А. по доверенности – ФИО7. исковые требования не признал и поддержал встречные требования о сохранении спорного нежилого здания в реконструированном виде.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований – ГУ ГСН Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не явились, извещены в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ (т.2 л.д.12-15), возражений на иск и встречный иск не представили.
На основании частей 1, 3 статьи 167 ГПК РФ суд провел заседание при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит основной иск подлежащим отклонению, а встречные требования – обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Спорные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства о создании недвижимого имущества (статьи 218, 219 ГК РФ) и самовольной постройке (статья 222 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 35 Конституции РФ и пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности имуществом в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьями 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь (в том числе и на недвижимое имущество), изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По правилам статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (пункт 1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
По правилам статей 218, 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь (в том числе и на недвижимое имущество), изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По правилам статьи 37 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
В силу пунктов 1-4 статьи 4 указанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном в границах населенного пункта, допускается строительство жилых домов, гаражей и вспомогательных сооружений.
Для строительства вспомогательных объектов недвижимости согласований не требуется.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки) и земельные участки за пределами границ населенного пункта (полевые земельные участки, пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ).
При этом полевой земельный участок можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции. Возведение зданий и строений на таком земельном участке запрещено (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ).
Приусадебный земельный участок разрешается использовать как для производства сельскохозяйственной продукции и содержания сельскохозяйственных животных, так и для строительства жилого дома, а также гаража и иных вспомогательных сооружений (далее – вспомогательные здания и сооружения) при условии соблюдения градостроительных регламентов и иных установленных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ; Классификатор, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412).
Для строительства вспомогательных строений и сооружений, соответствующих установленным критериям, получать разрешение на строительство и направлять уведомление в уполномоченный орган не требуется (пункт 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Судом установлено, что Аникеевой Т.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.7-21, 57-66).
На участке истцом в ДД.ММ.ГГГГ году возведено здание: назначение – нежилое, наименование – нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв. м, право собственности на которое зарегистрировано за истцом (т.1 л.д.22-25, 67-73).
Получение разрешения согласно приведенным выше положениям закона не требовалось.
Между тем, как утверждает истец, здание не связано с видом разрешенного использования участка.
Указанное, тем не менее, не является достаточным основанием к сносу объекта, поскольку законом допускается изменение вида разрешенного использования участка в соответствии с документами по территориальному планированию.
Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за правообладателем земельного участка, на котором осуществлена постройка. Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. При отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу.
Поскольку в деле отсутствуют заключения компетентных органов о соответствии спорного нежилого здания градостроительным регламентам, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам, а также о возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации, а суд не обладает специальными познаниями в области строительства, судом по делу назначалась и проведена судебно-строительная экспертиза (первичная и дополнительная), проведение которой поручалось эксперту ФИО8., обладающей соответствующей компетенцией (т.1 л.д.128-137).
Согласно заключению судебно-строительной экспертизы на участке Аникеевой Т.А. допускается размещение нежилого здания: магазина. При строительстве спорного нежилого здания градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы в целом соблюдены. Имеются следующие несоответствия: пристройка с котельной и рампа частично находятся в охранной зоне линии электропередач; часть рампы находится за пределами земельного участка Аникеевой Т.А.; минимальные расстояния от западной границы земельного участка до спорного нежилого здания менее 3-х метров. Установленные несоответствия являются несущественными (несоблюдение минимальных расстояний до западной границы участка – поскольку в указанной стороны не предполагается какое-либо строительство в связи с охранной зоной линии электропередач) и устранимыми (частичное нахождение пристройки с котельной и рампы в охранной зоне линии электропередач и частичное нахождение рампы за пределами земельного участка Аникеевой Т.А.). Спорное нежилое здание обладает необходимой прочностью и устойчивостью, способно воспринимать действующие нагрузки, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем (т.1 л.д.147-248).
После поступления в суд заключения судебно-строительной экспертизы представителем Аникеевой Т.А. в судебном заседании сделано заявление об устранении допущенных нарушений, в связи с чем судом для проверки указанных обстоятельств назначалась дополнительная судебно-строительная экспертиза (т.2 л.д.19-28), согласно заключению которой нарушения частичное нахождение пристройки с котельной и рампы в охранной зоне линии электропередач и частичное нахождение рампы за пределами земельного участка Аникеевой Т.А. устранены – Аникеевой Т.А. демонтирована часть рампы, выходящая за пределы ее земельного участка; Постановлением Правительства РФ от 18.02.2023 года №270 с 01.09.2023 года в отношении ранее построенных зданий скорректированы охранные зоны линий электропередач, в связи с чем спорное здание не попадает в охранную зону существующей линии электропередач, препятствующую его размещению в ней. Спорное нежилое здание препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства не создает (т.2 л.д.31-50).
В силу пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 года №270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства») в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметров: размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики); расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее 2 м – при проектном номинальном классе напряжения до 20 кВ.
Согласно сведениям ЕГРН спорное нежилое здание располагается в охранной зоне линии электропередач мощностью 10кВ. Расстояние по горизонтали от элементов здания до проводов существующей воздушной ЛЭП напряжением 10кВ составляет: до рампы – 6,25 м, до пристройки с котельной – 9,64 м, то есть более 2 м. Препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства спорное нежилое здание не создает.
Согласно статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельный участок предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) может использоваться для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Поскольку принадлежащий Аникеевой Т.А. земельный участок является приусадебным, а согласно заключению судебно-строительной экспертизы спорное нежилое здание обладает необходимой прочностью и устойчивостью, способно воспринимать действующие нагрузки, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем. При его возведении и последующей реконструкции существенных нарушений градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов не допущено.
Также согласно заключению судебно-строительной экспертизы в результате реконструкции спорного нежилого здания изменилась его площадь.
В этой связи основной иск о сносе самовольной постройки подлежит отклонению, а встречный иск – удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (<данные изъяты>) к Аникеевой Татьяне Сергеевне (<данные изъяты>) о признании постройки самовольной и ее сносе оставить без удовлетворения.
Встречный иск Аникеевой Татьяны Сергеевны к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о сохранении нежилого здания в реконструированном виде удовлетворить.
Сохранить в реконструированном виде и признать за Аникеевой Татьяной Сергеевной право собственности на нежилое здание: магазин с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>
Настоящее решение после его вступления в законную силу суда является основанием внесения изменений о спорном нежилом здании в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2023 года.
Судья подпись О.О. Соболева