Дело № 2-1376/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2019 года город Сергиев Посад
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Чистиловой А.А.,
при секретаре Чавриковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Олега Викторовича, Ивановой Наталии Владиславовны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиры в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Иванов О.В., Иванова Н.В. обратились в суд с требованиями к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиры №, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что истцы зарегистрированы и проживают в квартирах № расположенных по адресу: <адрес>. Вселение истцов в жилые помещения производилось на основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением Правительства Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ военный городок Сергиев Посад-15 исключен из состава закрытых военных городков. На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ года жилой фонд, расположенный в г. Сергиев Посад-15, был закреплен на праве оперативного управления за 202 КЭЧ Минобороны России. 05 августа 2015 года в адрес ответчиков были направлены заявления с просьбой о разрешении приватизации указанных квартир. Согласно ответа ФГКУ «ЦТУИО» № от ДД.ММ.ГГГГ года данное учреждение не уполномочено на заключение договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ года департамент не уполномочен решать вопросы приватизации жилищного фонда. При таких обстоятельствах истцы лишены законного права на приватизацию занимаемых жилых помещений. До настоящего времени военный городок Сергиев Посад-15 на баланс администрации Сергиево-Посадского района не принят. По сообщению Администрации данные квартиры не приватизированы. Истцы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации спорные квартиры в состав специализированного жилого фонда не включались, право федеральной собственности и право оперативного управления не регистрировались. Согласно выписке из домовой книги истцы зарегистрированы по указанному адресу. В приватизации иного жилищного фонда не участвовали.
В связи с чем, представитель истца просил признать за истцами право общей долевой собственности на указанные квартиры в порядке приватизации, доля в праве ? за каждым.
В судебном заседании представитель истцов Искакбеков А.М. заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, а также возражений не представили.
Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся материалам.
Выслушав объяснения представителя истцов, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе:
ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
Из приказа Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года следует, что уполномоченным органом по управлению и распоряжению жилым фондом Министерства обороны является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Свои функции ДЖО МО РФ осуществляет через специализированные организации Министерства обороны РФ, в частности ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан согласно ст. 7 Закона оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда.
Материалами дела установлено:
Иванову О.В. на основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ года на семью из 5 человек: жену Иванову Н.В., сына Иванова О.О., дочь Иванову М.О., дочь Иванову В.О., включая его, были предоставлены квартиры № в доме № по адресу Сергиев Посад-15.
Согласно представленной выписке из домовой книги в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают истцы Иванов Олег Викторович и его супруга Иванова Наталия Владиславовна.
Судом установлено, что Иванов О.В. и Иванова Н.В. вселялись в указанные жилые помещения в 1995 году совместно с членами своей семьи, постоянно зарегистрированы в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
Данное жилое помещение предоставлялось истцу Иванову О.В. - главе семейства на основании протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года № №
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № № военный городок Сергиев Посад-15 исключен из перечня закрытых военных городков.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ года № выданной Администрацией города Сергиева Посада Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, следует, что истцы не принимали участия в приватизации спорных квартир в период с ДД.ММ.ГГГГ года, и данные квартиры на ДД.ММ.ГГГГ года не приватизированы.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ года №, представленной Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, постановлением Главы <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № истцы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей из 5 человек.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ года №, предоставленной ООО «ГУЖФ», следует, что спорные квартиры не бронировались и не приватизировались.
Из ответа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, квартиры № в муниципальную собственность не передавались. Законных оснований по распоряжению указанными жилыми помещениями Администрация не имеет.
Согласно ответа ФГКУ «ЦТУИО» № от ДД.ММ.ГГГГ года данное учреждение не уполномочено на заключение договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Согласно ответа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года департамент не уполномочен решать вопросы приватизации жилищного фонда.
Сведения о правообладателе спорных квартир в ЕГРН отсутствуют.
Сведений о включении в служебный жилой фонд квартир № № по <адрес> ответчиком не представлено.
Судом установлено, что истцам производят начисления за пользование жилыми помещениями, что подтверждается выпиской по лицевому счету.
Каких-либо доказательств, что с истцами заключался договор служебного найма, либо производились начисления за служебное жилое помещение, ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиками доказательств регистрации спорного жилого помещения в ЕГРН (ранее ЕГРП) в качестве служебного, суду не представлено.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с Решением Сергиево-Посадского районного Совета депутатов № 10МЗ от 04.04.2006 года, утвердившим порядок реализации ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года (в редакции от 29.12.2004 года) № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» на территории Сергиево-Посадского района установлено, что приватизация служебных жилых помещений государственного или ведомственного жилищного фонда осуществляется с письменного согласия уполномоченных органов, за которыми закреплен служебный жилой фонд гражданам, которые имеют непрерывный стаж работы на предприятии более 10 лет, проживающим в этом жилом помещении не менее пяти лет, не имеющим в собственности нанимателя и членов его семьи других жилых помещений, а также земельного участка для строительства жилого дома.
Учитывая длительность проживания истцов в спорных жилых помещениях с 1995 года, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на приватизацию спорных жилых помещений.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Отсутствие порядка безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Надлежащих доказательств в обоснование возражений против заявленных исковых требований от ответчиков в судебное заседание не поступило.
Таким образом, каких-либо препятствий к осуществлению истцами права на бесплатную передачу в собственность предоставленных жилых помещений, не имеется, в связи с чем, исковые требования о признании права на приватизацию квартир по адресу: Московская область, город Сергиев Посад-15, ул. Спортивная, д. 11, кв. 35, кв. 36, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 1-8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 56, 167, 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Иванова Олега Викторовича, Ивановой Наталии Владиславовны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиры в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Ивановым Олегом Викторовичем, Ивановой Наталией Владиславовной право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, квартира <адрес> в порядке приватизации, доля в праве ? за каждым.
Признать за Ивановым Олегом Викторовичем, Ивановой Наталией Владиславовной право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, квартира <адрес>, в порядке приватизации, доля в праве ? за каждым.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 01 апреля 2019 года.
Судья А.А. Чистилова