УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Компанеец А.Г., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации города Омска о компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Администрации города Омска о компенсации морального вреда, в обоснование требований указав, что прокуратурой проведена проверка пo заявлению ФИО2 по факту нападения на несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., безнадзорной собаки, в результате которого она испытала моральные и физические страдания. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время ФИО2 совместно с дочерью ФИО1 вышли из подъезда многоквартирного <адрес> в г. Омске, после чего ФИО2 направилась в сторону остановки общественного транспорта «<адрес>», а ФИО1 в БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа № 110», расположенному по адресу: <адрес>, на театральный кружок. По пути следования к ФИО1 подбежала безнадзорная собака серого цвета с биркой в ухе, которая схватила девочку за варежку, а затем за рукав куртки и потащила. При этом ФИО2 услышала, что ФИО1 кричит и зовет на помощь, и подбежала к дочери, попытавшись отогнать собаку своей сумкой, однако собака не отпускала ребенка. ФИО2 взяла палку и с ее помощью пыталась отогнать безнадзорную собаку от ФИО1 Далее собака увидела кошку и побежала за ней, отпустив ФИО1 Каких-либо телесных повреждений безнадзорная собака ФИО1 не причинила. Вместе с тем, в результате нападения безнадзорной собаки у ФИО1 появился сиплый кашель, заложенность носа, поднялась температура, девочка беспокойно спит. Факт нападения безнадзорной собаки также зарегистрирован в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в ОП № УМВД России по <адрес>. В соответствии с медицинской картой амбулаторного больного №, заведенной в БУЗОО «Городская поликлиника №» на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в результате посещения врачом-педиатром несовершеннолетней по месту жительства, девочке установлен диагноз: «О. Ларингофарингит», назначено лечение, законному представителю несовершеннолетней - ФИО2, открыт больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате приема ФИО1, проведенного врачом-педиатром в БУЗОО «Городская поликлиника №» ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетней продлено лечение, ФИО2 продлен больничный лист до ДД.ММ.ГГГГ. 09.02.2024 врачом-педиатром БУЗОО «Городская поликлиника №» лечение продлено до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на приеме врачом-педиатром БУЗОО «Городская поликлиника № 10» несовершеннолетней ФИО1 поставлен диагноз: «Ларингофарингит», выздоровление», ФИО2 закрыт больничный лист. Согласно объяснениям врача-педиатра БУЗОО «Городская поликлиника №» ФИО9, усиление катаральных явлений (кашля, осиплого голоса) у ФИО1 в вышеуказанный период могло быть вызвано в результате того, что когда ФИО1 схватила собака и тащила, ребенок кричал в условиях холодных температур, а также в связи с тем, что девочка испытала стресс в ходе указанных событий.
Кроме того, ФИО1 была вынуждена обратиться к неврологу. В результате осмотра ФИО1 установлен диагноз: ««Астено-невротический синдром», который возникает в ответ на стресс и психоэмоциональное напряжение, девочке назначено лечение.
На основании изложенного просил взыскать с муниципального образования городской округ город Омск в пользу несовершеннолетней ФИО1, 2016 г.р., в лице законного представителя ФИО2 в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц привлечены Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, БУ г. Омска «Муниципальный приют для животных», ГУ Ветеринарии Омской области. В процессе судебного разбирательства в качестве третьих лиц привлечены КТОС "Молодогвардейский", ФИО3
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского административного округа г. Омска ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Омска ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковое заявление не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что размер компенсации взыскивается исключительно с целью смягчения состояния потерпевшего и не должен становиться выгодным источником дохода, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель КТОС "Молодогвардейский" ФИО8 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимала, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что на территории города Омска деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляет бюджетное учреждение города Омска «Муниципальный приют для животных». На законодательном уровне установлен возврат бродячих собак на прежние места обитания и правомерность нахождения (проживания) животных без владельцев, в том числе собак, на улицах города (любых территориях, свободный доступ на которые не ограничен). Указала, что абсолютно законным является нахождение бродячих собак на любой из улиц города Омска. Администрацией города Омска, департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и бюджетным учреждением принимаются все меры по координации деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Омска, каждый в своей компетенции. Полагала, что материалами дела не подтверждено наличие причинно-следственной связи между укусом собакой ребенка и действиями/бездействиями органа местного самоуправления. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
Представитель Бюджетного учреждения города Омска «Муниципальный приют для животных» участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил отзыв на иск, указав, что обязательства в рамках муниципального задания, утвержденного приказом Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ, выполняются, они исполнены надлежащим образом в порядке, установленном ФЗ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, №-п, Постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п, и вина Учреждения в причинении нравственных страданий несовершеннолетней ФИО1 отсутствует.
Представитель Главного управления ветеринарии Омской области в судебном заседании участия не принимал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на иск.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте разрешения спора извещен надлежаще, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из иска и подтверждено стороной истца в настоящем судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в дневное время ФИО2 совместно с дочерью ФИО1 вышли из подъезда многоквартирного <адрес> в <адрес>. ФИО2 направилась в сторону остановки общественного транспорта «<адрес>», а ФИО1 -в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу: <адрес>. По пути следования к ФИО1 подбежала безнадзорная собака серого цвета с биркой в ухе, которая схватила девочку за варежку, а затем за рукав куртки и потащила. ФИО1 кричала и звала на помощь. На крики к дочери подбежала ФИО2, попытавшись отогнать собаку, однако собака не отпускала ребенка. ФИО2 взяла палку и с ее помощью пыталась отогнать безнадзорную собаку. Только увидев кошку, собака побежала за ней, отпустив ФИО1 Каких-либо телесных повреждений безнадзорная собака ФИО1 не причинила.
После произошедшего нападения безнадзорной собаки у ФИО1 появился сиплый кашель, заложенность носа, поднялась температура.
В соответствии с медицинской картой амбулаторного больного №, заведенной в БУЗОО «Городская поликлиника №» на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в результате посещения врачом-педиатром несовершеннолетней по месту жительства, девочке установлен диагноз: «О. Ларингофарингит», назначено лечение, законному представителю несовершеннолетней - ФИО2 открыт больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате приема ФИО1, проведенного врачом-педиатром в БУЗОО «Городская поликлиника №» ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетней продлено лечение, ФИО2 продлен больничный лист до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ врачом-педиатром БУЗОО «Городская поликлиника №» лечение продлено до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на приеме врачом-педиатром БУЗОО «Городская поликлиника №» несовершеннолетней ФИО1 поставлен диагноз: «Ларингофарингит», выздоровление», ФИО2 закрыт больничный лист.
Данный факт также подтвердила врач-педиатр БУЗОО «Городская поликлиника №» ФИО9, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, которая пояснила, что ФИО1 сильно кричала от испуга, когда её тащила за рукав куртки собака в холодное время года, испытала сильный стресс, что и спровоцировало получение установленного диагноза «О.Ларингофарингит».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ОП № УМВД России по городу Омску с заявлением, в котором просила оказать помощь в отлове собак, которые ДД.ММ.ГГГГ накинулись на её дочь. Были взяты объяснения, произведен осмотр места происшествия.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОПДН ОП № УМВД России по городу Омску вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием состава преступления.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ следователя следственного отдела по Ленинскому административному округу г. Омска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области лейтенанта юстиции Грачёва П.И. установлено, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ неустановленные должностные лица Бюджетного учреждения г. Омска «Муниципальный приют для животных» ненадлежащим образом исполнили свои обязанности по отлову бездомных собак на территории Ленинского административного округа г. Омска, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, выразившееся в нападении бездомной собаки на ФИО1 в общественном месте вблизи дома но адресу: <адрес>, и возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. I ст. 293 УК РФ
Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была осмотрена неврологом. В результате осмотра ФИО1 установлен диагноз: ««Астено-невротический синдром».
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании изложенного условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
Под безнадзорным понимается животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его попечения, а также животное, собственник которого неизвестен.
Безнадзорные животные являются объектом гражданских прав, в соответствии с частью 1 статьи 231 ГК РФ используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления, следовательно, определение судьбы безнадзорных животных, предполагающее установление порядка отлова, содержания и использования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 Закона № 52-ФЗ).
В круг полномочий органов государственной власти субъектов наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
По смыслу указанных законоположений, федеральный законодатель решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней путем проведения мероприятий, связанных как с их отловом, так и с содержанием, отнес к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации которые, в свою очередь, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, что прямо предусмотрено подпунктом 6 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
На основании статьи 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 161 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40,4242, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи)), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Администрирование государственных полномочий включает выполнение органами местного самоуправления функциональных обязанностей по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных домашних животных; транспортировке животных; содержанию и учету отловленных безнадзорных животных; усыпление безнадзорных животных; утилизация безнадзорных животных, именно уполномоченные государственные (муниципальные) органы, определяя государственную политику, нормативное регулирование в случае недостаточности для обеспечения безопасности населения количества особей безнадзорных животных, определяют потребность, и об увеличении финансирования на осуществление отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных.
В соответствии с подпунктом 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» постановлением Правительства Омской области утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Омской области.
Указанным Порядком регулируются вопросы, связанные с реализацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев).
Деятельность по обращению с животными без владельцев включает следующие мероприятия: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; 2) возврат потерявшихся животных их владельцам; 3) возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
При этом Порядком предусмотрено, что при реализации указанной деятельности должно быть обеспечено соблюдение требований, установленных статьями 17 и 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление регулирования в соответствии с настоящим Порядком, является Главное управление ветеринарии Омской области.
Администрация города Омска реализует свои полномочия через структурные подразделения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 части 18 Положения «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443, департамент в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления объектами коммунального хозяйства, бытового обслуживания и благоустройства координирует в пределах компетенции департамента деятельность муниципальных организаций, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, на территории города Омска.
На территории города Омска деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляет Бюджетное учреждение города Омска «Муниципальный приют для животных».
Постановлением Администрации города Омска от 23.04.2020 № 217-п бюджетное учреждение города Омска «Спецавтохозяйство» переименовано в бюджетное учреждение города Омска «Муниципальный приют для животных».
В соответствии с пунктом 1.4. Устава указанного бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Согласно пункту 2.1. Устава, целями деятельности бюджетного учреждения являются: 1) обеспечение безопасности населения города Омска и предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных: 2) регулирование численности животных без владельцев на территории города Омска в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3. Устава для достижения целей бюджетное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством: 1) отлов животных без владельцев или владельцы которых неизвестны, 2) транспортировка животных без владельцев или владельцы которых неизвестны, 3) содержание животных без владельцев, владельцы которых неизвестны, животных, от права собственности на которых владельцы отказались; 4) возврат потерявшихся животных из владельцам, 5) стерилизация животных без владельцев и маркирование неснимаемыми или несмываемыми метками, 6) передача животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались владельцам, 7) возврат животных на прежние места обитания, 8) прием животных от населения: 9) подбор и утилизация трупов животных.
Как следует из отзыва Главного управления ветеринарии Омской области, согласно письму Администрации г. Омска от 18.05.2022 потребность в отлове животных, которые не имеют владельцев, а также животных, владельцы которых неизвестны, на 2024 г. в г. Омске составляет 4000 особей.
В рамках заключенного соглашения между Главным управлением и Администрацией г. Омска от 26.12.2023 «о предоставлении и использовании субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Омской области» в 2024 году на отлов 4000 особей Администрации г. Омска были доведены бюджетные ассигнования в сумме 28 570 630,93 рублей, из которых на 01.05.2024 использовано 8 002 795,92 рублей.
Предметом данного Соглашения является предоставление департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска за счет средств бюджета города Омска учреждению в 2023 – 2025 годах субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выполнение муниципальных работ.
В соответствии с муниципальным заданием, утвержденным Приказом Администрации города Омска № 168 от 29.12.2023, работы по отлову животных без владельцев, их содержанию, умерщвлению, утилизации трупов животных без владельцев возложены на БУ г. Омска «Комбинат специальных услуг» («Муниципальный приют для животных») в объеме, указанном в Муниципальном контракте на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 годов.
При этом отлов животных без владельцев производится учреждением в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2020 № 221-п «Об утверждении Порядка подачи заявки на отлов животных без владельцев и информирования населения о проведении мероприятий по отлову животных без владельцев на территории города Омска» на основании поступающих заявок.
Согласно пункту 2 названного Порядка, заявки на отлов животных без владельцев подаются в специализированную организацию органами государственной власти, местного самоуправления территориального общественного самоуправления, товариществами собственников недвижимости, жилищными кооперативами, управляющими организациями, иными юридическими лицами (заказчики отлова).
Как следует из представленной БУ г. Омска «Муниципальный приют для животных» информации, в период с декабря 2023 по февраль 2024 КТОС «Молодоградейский» обращался к директору БУ г. Омска «Муниципальный приют для животных» с просьбой в связи с появлением собак без владельцев провести отлов животных по адресу ул. Новокирпичная, д.1. Согласно актам выполненных работ от 01.02.2024, 08.02.2024,19.02.2024, собаки обнаружены не были, акт от 22.01.2024 были обнаружены собаки, имеющие не снимаемые метки, которые не подлежат отлову.
Таким образом, учреждением обязательства в рамках названного муниципального задания были исполнены в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ, Постановлением Правительства Омской области от 25.12.2019 № 73-п, постановления Администрации г. Омска от 24.04.2020 № 221-п, что подтверждается согласованным без замечаний отчетом об исполнении муниципального задания на выполнение мероприятий в рамках осуществления деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых не известны.
Как указано выше, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска координирует в пределах компетенции департамента деятельность муниципальных организаций, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, на территории города Омска, осуществляя финансирование соответствующих мероприятий в рамках действующего порядка.
Поскольку Омской областью полномочия в указанной части переданы Администрации г. Омска, именно на администрации лежит обязанность надлежащим образом обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ, организовав осуществление необходимых мероприятий таким образом, чтобы обеспечивалась установленная на уровне федерального закона цель – предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Тот факт, что Администрацией г. Омска соответствующие полномочия реализуются, в том числе, структурным подразделением администрации – Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска, само по себе не свидетельствует о том, что меры приняты надлежащие и достаточные для достижения указанной выше цели.
К функциям департамента относится в силу Положения от 28.09.2011 № 443 координирование в пределах компетенции департамента деятельности муниципальных организаций, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев на территории города Омска.
Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения города Омска «Муниципальный приют для животных» является городской округ город Омск Омской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Омска. Муниципальные задания для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает учредитель в установленном порядке (пункты 5.13, 5.14 Устава Бюджетного учреждения города Омска «Муниципальный приют для животных»).
Источниками формирования имущества учреждения являются: доходы, полученные от осуществления уставной деятельности, добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе зарубежных, финансовое обеспечение деятельности учреждения в виде субсидий из бюджета города Омска в соответствии с законодательством РФ, иные источники в соответствии с законодательством РФ (п. 5.22 Устава).
Как отмечено ранее, Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2020 № 221-п утвержден Порядок подачи заявки на отлов животных без владельцев и информирования населения о проведении мероприятий по отлову животных без владельцев на территории города Омска, в соответствии с которым отлов осуществляется учреждением на основании поступивших заявок. Деятельность учреждения осуществляется при соблюдении указанного Порядка и исключительно в рамках согласованного с администрацией муниципального задания.
Согласно требованиям пунктам 4.6-4.9 Санитарных Правил «СП 3.1.096-96. ВП 13.3.1103-96. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. Ветеринарные правила» порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах определяет местная администрация. Специалисты ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб контролируют соблюдение этого порядка. Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Кроме организации отлова на основании поступивших заявок от заказчиков отлова (как на то указано в Порядке, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2020 № 221-п) Администрацией города Омска, как органом власти, которому переданы отдельные государственные полномочия по обращению с безнадзорными животными, иных мер, в том числе, например, посредством нормативного регулирования деятельности по профилактическому отлову таких животных, срока их содержания и т.д., обеспечивающих безопасность нахождения безнадзорных животных на территории муниципального образования – городской округ город Омск, предпринято не было.
Действующее нормативное регулирование в указанной сфере и фактическая деятельность муниципального образования, в том числе по передаче полномочий и закреплении части таких полномочий за подведомственным муниципальному образованию учреждением не могут быть признаны достаточными, поскольку в данном случае не обеспечивают соблюдение требований статей 17 и 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ.
Муниципальное задание Бюджетным учреждением г. Омска «Муниципальный приют для животных» за указанный отчетный период, относимый к указанным в исковом заявлении событиям, надлежащим образом исполнено, что подтверждается представленными актами. Оснований не доверять представленным в данной части документам не имеется, содержание их доказательственно не опровергнуто.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является Администрация г. Омска.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 17899 СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
На основании статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона № 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Мероприятия по реализации отдельных государственных полномочий могут проводиться муниципальными организациями, действующими от имени и в интересах муниципальных образований.
Согласно Закону Омской области от 06.11.2015 № 1812-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области отдельными государственными полномочиями Омской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны, на территории города Омска и территориях муниципальных районов Омской области» (далее - Закон Омской области от 06.11.2015 № 1812-03) Омская область передает органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области на неограниченный срок отдельные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны, на территории города Омска и территориях муниципальных районов Омской области.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона Омской области от 06.11.2015 № 1812-03 органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны, в том числе организовывать осуществление переданных государственных полномочий в соответствии с требованиями законодательства, в том числе определять ответственных за осуществление переданных государственных полномочий должностных лиц органов местного самоуправления.
Общие требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев регламентированы статьями 17, 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, в соответствии с подпунктами 1,2 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан.
В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Пунктом 1 статьи 1099 ГК РФ предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что в данном случае взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения безнадзорной собаки и испытания сильного стресса несовершеннолетней ФИО1, должно быть произведено с муниципального образования город Омск в лице Администрации города Омска за счет казны муниципального образования город Омск.
При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу установленного правового регулирования под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, в том числе, в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием)они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (абз. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» (ст. ст. 1064 - 1101) и ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 1100 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства причинения вреда здоровью несовершеннолетнего ребенка, характер психологического сотрясения, полученного ФИО1, индивидуальные особенности потерпевшей, которая является несовершеннолетней, после нападения собаки испытывала моральные страдания, испытывала стресс, кроме того, после произошедшего на фоне стресса проходила лечение назначенное врачом-педиатром, неврологом, что также явилось для ребенка стрессом, суд принимает во внимание, что полученная моральная травма нарушила обычный образ жизни несовершеннолетнего ребенка на определенное время, исключив для неё привычный активный образ жизни, у ребенка появился страх в отношении животных.
Суд, учитывая все установленные по делу обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считая требования стороны истца адекватными произошедшей ситуации, взыскивает с ответчика в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
Доводы стороны ответчика и третьих лиц о том, что работа с бесхозяйными животными организована надлежаще, не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных в дело доказательств следует, что данная работа организована ненадлежащим образом. При надлежащей организации такой работы факты причинения вреда здоровью граждан были бы исключены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.