Решение по делу № 2-1089/2024 от 04.10.2024

11RS0020-01-2024-002151-05

2-1089/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

05 декабря 2024 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Быковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Ольги Михайловны в интересах недееспособной В к Администрации муниципального района "Усть-Вымский", Администрации сельского поселения "Айкино", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми об обязании выплатить возмещение за жилое помещение,

установил:

Власова О.М., действуя в интересах недееспособной В., с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к Администрации МР "Усть-Вымский" об обязании выплатить возмещение за жилое помещение, в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

В обоснование указала, что В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в <Адрес>. Заключением МВК дом признан непригодным для проживания, однако ответчик длительное время мер к выкупу жилья не предпринимает, что представляет непосредственную опасность для жизни.

Судом, в порядке подготовке, истцу было предложено уточнить основание иска. В судебном заседании 24.10.2024 истец и её представитель указали, что основание иска является неисполнение ответчиками обязанностей, предусмотренных ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация СП "Гам" и Минстрой Республики Коми.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик Администрации МР "Усть-Вымский" в письменном отзыве указала, что дом аварийным и подлежащим сносу не признавался, Администрация СП "Гам" требование к собственнику дома о его сносе не направляла.

В письменном отзыве ответчик Администрация СП "Гам" указала, что дом заключением МВК отнесен к категории непригодным для проживания, однако истцом в адрес администрации не представлено заключение эксперта по оценке технического состояния дома, в связи с чем, решение о признании или непризнании дома аварийным и подлежащим сносу не выносилось.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Усть-Вымского районного суда от 01.12.2008 В признана недееспособной.

Приказом УСЗН по Усть-Вымскому району от 25.12.2008 <Номер> над В. установлена опека, опекуном назначена Власова О.М.

В на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <Адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись от 10.07.2014 <Номер>

Согласно заключению межведомственной комиссии по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда сельского поселения "Гам" от 09.09.2014 <Номер> выявлены основания для признания дома по адресу <Адрес> непригодным для проживания.

Решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принималось.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений частного жилищного фонда непригодными для проживания (п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ).

Порядок, о котором идет речь в приведенной выше норме, в соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее – Положение)

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 Положения (в частности, решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признания аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).

При этом в соответствии с п.45 Положения заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование дома - в случае постановки вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.6 ст.32 ЖК РФ).

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пп. "г" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной ч.2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, так и по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию указанным органом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о сносе дома или его реконструкции.

Из материалов дела следует, что Администрация СП "Гам" письмом от 05.03.2024 <Номер> уведомила Власову О.М. о необходимости представления заключения специализированной организации, проводившей обследование о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По данным Администрации СП "Гам" до настоящего времени указанное заключение истцом в администрацию представлено не было.

При таком положении, оснований для удовлетворения исковых требований Власовой О.М. об обязании ответчиков выплатить возмещение за жилой дом, расположенный по адресу <Адрес> не имеется, поскольку данные требования заявлены преждевременно без учета процедуры, предшествующей выкупу, установленной ст.32 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Власовой Ольги Михайловны в интересах недееспособной В к Администрации муниципального района "Усть-Вымский", Администрации сельского поселения "Айкино", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми об обязании выплатить возмещение за жилой дом, расположенный по адресу <Адрес> – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

подпись

11RS0020-01-2024-002151-05

2-1089/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

05 декабря 2024 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Быковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Ольги Михайловны в интересах недееспособной В к Администрации муниципального района "Усть-Вымский", Администрации сельского поселения "Айкино", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми об обязании выплатить возмещение за жилое помещение,

установил:

Власова О.М., действуя в интересах недееспособной В., с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к Администрации МР "Усть-Вымский" об обязании выплатить возмещение за жилое помещение, в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

В обоснование указала, что В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в <Адрес>. Заключением МВК дом признан непригодным для проживания, однако ответчик длительное время мер к выкупу жилья не предпринимает, что представляет непосредственную опасность для жизни.

Судом, в порядке подготовке, истцу было предложено уточнить основание иска. В судебном заседании 24.10.2024 истец и её представитель указали, что основание иска является неисполнение ответчиками обязанностей, предусмотренных ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация СП "Гам" и Минстрой Республики Коми.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик Администрации МР "Усть-Вымский" в письменном отзыве указала, что дом аварийным и подлежащим сносу не признавался, Администрация СП "Гам" требование к собственнику дома о его сносе не направляла.

В письменном отзыве ответчик Администрация СП "Гам" указала, что дом заключением МВК отнесен к категории непригодным для проживания, однако истцом в адрес администрации не представлено заключение эксперта по оценке технического состояния дома, в связи с чем, решение о признании или непризнании дома аварийным и подлежащим сносу не выносилось.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Усть-Вымского районного суда от 01.12.2008 В признана недееспособной.

Приказом УСЗН по Усть-Вымскому району от 25.12.2008 <Номер> над В. установлена опека, опекуном назначена Власова О.М.

В на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <Адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись от 10.07.2014 <Номер>

Согласно заключению межведомственной комиссии по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда сельского поселения "Гам" от 09.09.2014 <Номер> выявлены основания для признания дома по адресу <Адрес> непригодным для проживания.

Решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принималось.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений частного жилищного фонда непригодными для проживания (п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ).

Порядок, о котором идет речь в приведенной выше норме, в соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее – Положение)

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 Положения (в частности, решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признания аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).

При этом в соответствии с п.45 Положения заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование дома - в случае постановки вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.6 ст.32 ЖК РФ).

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пп. "г" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной ч.2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, так и по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию указанным органом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о сносе дома или его реконструкции.

Из материалов дела следует, что Администрация СП "Гам" письмом от 05.03.2024 <Номер> уведомила Власову О.М. о необходимости представления заключения специализированной организации, проводившей обследование о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По данным Администрации СП "Гам" до настоящего времени указанное заключение истцом в администрацию представлено не было.

При таком положении, оснований для удовлетворения исковых требований Власовой О.М. об обязании ответчиков выплатить возмещение за жилой дом, расположенный по адресу <Адрес> не имеется, поскольку данные требования заявлены преждевременно без учета процедуры, предшествующей выкупу, установленной ст.32 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Власовой Ольги Михайловны в интересах недееспособной В к Администрации муниципального района "Усть-Вымский", Администрации сельского поселения "Айкино", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми об обязании выплатить возмещение за жилой дом, расположенный по адресу <Адрес> – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

подпись

2-1089/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Власова Ольга Михайловна
Власова Надежда Михайловна
Ответчики
Администрация сельского поселения "Гам"
Администрация МР «Усть-Вымский»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Другие
Торлопов Виктор Григорьевич
Управление по опеке и попечительству администрации МР «Усть-Вымский»
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Ермаков Артём Евгеньевич
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
04.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2024Передача материалов судье
07.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2024Судебное заседание
19.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее