Дело № ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Литвиненко Е.В.,
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга к ФИО2 об обязании восстановить планировку,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к ФИО2 об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу привести планировку помещений <адрес> в соответствие с планом подвала по выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №: в помещении 1-Н установить перегородку между ч.п. 1 и 4, ч.п. 2 и 3, установить сантехническое оборудование в ч.п. 2 и 3 подвести к нему инженерные коммуникации, установить перегородку между ч.п. 5 и 6, демонтировать сантехническое оборудование в ч.п. 7; в помещении 2-Н демонтировать в ч.п. 2 перегородки с дверным проемом, восстановить нишу в капитальной стене между ч.п. 1 и 2 путем закладки дверного проема, сдать работы в МВК по акту приемочной комиссии. В обоснование требований указано, что выявленная перепланировка и переустройство произведены без их разрешения, как органа принимающего решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки, без согласования перепланировки и переустройства с МВК, требования предписаний о восстановлении планировки не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ истцом уточнены исковые требования, заявлено об обязании ФИО2 восстановить первоначальную планировку помещений 1-Н и 2-Н: установить перегородку между ч.п. 2 и 3, установить сантехническое оборудование в ч.п. 2 и 3 подвести к нему инженерные коммуникации, заложить дверной проем между ч.п. 6 и 7 и восстановить дверной проем между ч.п. 5 и 7, демонтировать сантехническое оборудование и подведенные коммуникации в ч.п. 7; в помещении 2-Н демонтировать в ч.п. 2 перегородки с дверным проемом, восстановить нишу в капитальной стене между ч.п. 1 и 2 путем закладки дверного проема, произвести работы по восстановлению оконного проема и асфальтового покрытия под оконным проемом, восстановить целостность капитальной стены между ч.п. 1 и 2 путем закладки дверного проема (л.д. 88-89).
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - представитель в судебном заседании просила требования удовлетворить.
ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Третьи лица Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, ООО «Жилкомсервис № Адмиралтейского района» – представители в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
ФИО2 является собственником нежилого помещения 1-Н площадью 47,6 кв.м. на цокольном этаже с ДД.ММ.ГГГГ и 2-Н площадью 90,3 кв.м. в подвале с ДД.ММ.ГГГГ с по адресу: <адрес> (л.д. 7-9, 22-23).
<адрес> в соответствии с Приказом КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ № является выявленным объектом культурного наследия «Дом Ф. Демидовой» (л.д. 44).
Актом МВК от ДД.ММ.ГГГГ выявлены переустройство и перепланировка: в помещении 1-Н демонтированы перегородки в ч.п. 1, 2, 6 в пом. 5,6 кв.м. зашит дверной проем, оборудован дверной проем с выходом в пом. 6, в ч.п. 2,3 демонтировано сантех оборудование и установлено в ч.п. 7 (л.д. 11). Актом МВК от ДД.ММ.ГГГГ выявлено что в ч.п. 5 капитальная стена, разделяющая пом. 1-Н и 2-Н зашита гипсокартонном, в ч.п. 2 оборудована перегородка с дверным проемом, образующая новое помещение, оборудован новый дверной проем из ч.п. 1 в ч.п. 2(л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялись предписания на приведение планировки в первоначальное состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ, либо представление проектной документации (л.д. 12-16, 27-31).
ДД.ММ.ГГГГ МВК составлены акты о том, что предписание не исполнено, работы по восстановлению планировки МВК не предъявлены, проектная документация по перепланировке и (или) переустройству для согласования не представлена (л.д. 17, 32).
В соответствии со статьями 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, и проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, перепланировка жилых помещений может включать, в том числе перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, перенос и устройство дверных проемов; переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов.
При этом в силу пунктов 1.7.2. и 1.7.3 этих же Правил переоборудование и перепланировка, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, ухудшению условий эксплуатации здания, а также условий проживания граждан, не допускается.
Приведенные положения в полной мере относятся и к нежилым помещениям, перепланировка которых в соответствии с указанным выше пунктом 1.7.1 Правил допускается только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
При этом в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.
Из анализа приведенных норм следует, что проекты работ по перепланировке нежилых помещений многоквартирного дома как части объекта капитального строительства в виде устройства в них дополнительных входов не могут быть согласованы комиссией, если такое устройство затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома.
Поскольку устройство отдельного входа в нежилое помещение сопряжено с разрушением части стены многоквартирного жилого дома и может затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности дома, в этом случае такие работы можно рассматривать в качестве капитального ремонта или реконструкции объекта капитального строительства, производство которых регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе и в плане архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проектной документации, выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, осуществления государственного строительного надзора.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственных комиссий», утверждены положения о городской МВК и районной МВК.
К полномочиям МВК относилось согласование проектов: на перепланировку нежилых помещений в многоквартирных домах без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания (п. 2.1.6.6); на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения (п. 2.1.6.7.), осуществление полномочий приемочной комиссии по оформлению акта приемочной комиссии: подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки объектов, указанных в пунктах 2.1.6.1, 2.1.6.6 и 2.1.6.7 настоящего Положения (п. 2.1.7).
Решением Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ №а-36/2017, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.6.6. Положения о районной межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, а также пункт 2.1.7. того же Положения в части, наделяющей межведомственную комиссию полномочиями приемочной комиссии по оформлению акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки объектов, указанных в пункте 2.1.6.6. данного Положения.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ17-4 решение Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ №а-36/2017 в части отменено и принято новое решение, которым пункты 2.1.6.7. и 2.1.7 признаны недействующим в части, в какой они относят к полномочиям комиссии согласование проектов на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома, затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, наделяют комиссию полномочиями приемочной комиссии по оформлению акта, подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки объектов, указанных в пункте 2.1.6.7 Положения, если такие переустройство и(или) перепланировка нежилых помещений многоквартирного дома затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, с момента вступления решения в законную силу.
Из изложенного следует, что акт межведомственной комиссии не может являться основанием для устройства дополнительного входа в нежилые помещения, поскольку производство таких работ имеет иной порядок правового регулирования, отличный от порядка перепланировки жилых помещений, содержащегося в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как следует из акта МВК от ДД.ММ.ГГГГ в помещении 1-Н в ч.п. восстановлен оконный проем вместо организованного входа, приямок у входа в ч.п. 5 залит бетоном, восстановлена перегородка с дверным проемом между ч.п. 5 и 6, восстановлена перегородка между ч.п. 1 и 4.
ДД.ММ.ГГГГ КГИОП ответчику выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении помещения 2-Н (л.д. 17-21).
ДД.ММ.ГГГГ КГИОП, являющимся единственным органом осуществляющим согласование проекта по проведению работ в отношении объекта культурного наследия, получена на согласование проектная документация по переустройству и перепланировке помещения 2-Н (л.д. 77).
В данном случае Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга не является органом, осуществляющим согласование перепланировки и переустройства нежилого помещения, в том числе в части устройства дополнительного входа, а соответственно не имеет права предъявления требований к ответчику как собственнику нежилого помещения о восстановлении его планировки и устройства исключительно по основаниям отсутствия акта МВК по согласованию такой перепланировки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в удовлетворении требований.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: