72RS0013-01-2020-001274-60
№2а-2069/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 20 мая 2020 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при помощнике Чуевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиопротоколирования, административное дело по административному иску заместителя прокурора Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности укомплектовать должность в соответствии со штатным расписанием,
установил:
Заместитель прокурора Тюменской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия по укомплектованию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» должности врача-хирурга в филиале «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, а также о возложении на начальника ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» обязанности в срок до 01 августа 2020 года укомплектовать вышеуказанную должность: 1 ставку врача-хирурга в филиале в соответствии со штатным расписанием. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Тюменской области в январе 2020 была проведена повторная проверка филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России в части соблюдения законодательства в области медико-санитарного обеспечения и охраны здоровья осужденных, в ходе проведения которой было установлено, что согласно штатному расписанию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний» в штат филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России в том числе входит 1 ставка врача-хирурга, которая до настоящего времени не укомплектована, что лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного ст. 101 УИК РФ. По утверждению Прокурора, указанное бездействие должностных лиц ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» нарушает закрепленное в ст. 41 Конституции Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья осужденных.
Представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Тюменской области Севрюгин К.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» Томшин А.Н., являющийся одновременно представителем заинтересованного лица УФСИН России по Тюменской области, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, находит заявленные требования обоснованными, а потому подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исполнение наказаний основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий лиц, отбывающих наказания.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.
Согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Кодекса, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особо режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственным изолятором.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
По смыслу данной международной правовой нормы с учётом постановлений Европейского Суда по правам человека, условия содержания осужденных должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима и содержания.
Судом установлено, что согласно Уставу ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, данное юридическое лицо является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (л.д. 23-36).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № № «О переименовании Федерального казенного учреждения «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральное казенное учреждение «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» переименован в Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д.9).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» признан утратившим силу пункт 2 приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № № «О переименовании Федерального казенного учреждения «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д.22).
Согласно п. 1.12 Устава ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» структура и штатная численность учреждения утверждены ФСИН России, при этом в соответствии с п. 1.7 Устава учреждение является участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В силу п. 2.1 Устава основными целями деятельности ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение, медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС по месту дислокации. Управление учреждением осуществляется ФСИН России, УФСИН России по Тюменской области и руководством учреждения.
В соответствии с п. 6.1 Устава ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» имеет право по решению ФСИН России создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, филиалы.
Согласно п. 6.7 Устава, в состав ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входит, в том числе, филиал «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, который осуществляет медицинское обслуживание ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области.
Проведенной Прокуратурой Тюменской области повторной проверки в части соблюдения филиалом «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России законодательства в области медико-санитарного обеспечения и охраны здоровья осужденных, были выявлены нарушения, в том числе отсутствие в штате филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России должности врача-хирурга, которая до настоящего времени не укомплектована (л.д.130-133).
Вышеуказанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В силу ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 17 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 17.10.2005 № 190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. Обязательное медицинское обследование и наблюдение больных проводится соответствующими врачами.
В силу п. 13 Приказа № 190 для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.
Согласно п. 14 Приказа № 190, основная цель деятельности медицинской части – гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждении. В зависимости от местных условий, вида учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи.
Согласно штатному расписанию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний, с учетом изменений, в штат филиала «Больница» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» входят, в том числе, вышеназванные должности (л.д. 46-96).
Согласно штатному расписанию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний», с учетом изменений, в штат филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России в отделении хирургического кабинета входит 1 ставка врача-хирурга, должностным окладом в размере 15500,00 рублей (л.д.65-83).
На момент рассмотрения настоящего дела вышеназванная должность не укомплектована.
Поскольку на момент рассмотрения дела по существу филиал «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России не укомплектован должностью врача-хирурга в отделении хирургического кабинета, что нарушает права и законные интересы осужденных на получение квалифицированной и в полном объеме медицинской помощи, суд находит требование заместителя прокурора Тюменской области в части признания незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России подлежащим удовлетворению.
Поскольку медицинское учреждение рассматриваемой должностью не укомплектовано, обоснованными являются требования в части возложения на начальника ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России обязанности укомплектовать филиал «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России должностью 1 ставки врача-хирурга в соответствии со штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции приказа ФСИН России от 11.04.2019 № 277), в срок до 01.08.2020.
руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении свободы», ст.ст. 11, 59, 68, 70, 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности укомплектовать должность в соответствии со штатным расписанием – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» по укомплектованию должности врача-хирурга в филиале «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России.
Обязать начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» в срок до 01.08.2020 укомплектовать должность: 1 ставку врача-хирурга в филиале «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, в соответствии со штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России, утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции приказа ФСИН России от 11.04.2019 №277).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В. Лобанов