Дело № 2-169/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Зырянка 14 ноября 2022 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Зиничевой О.И., с участием истца – прокурора Верхнеколымского района – Калинина Н.Е., 3 лица – представителя администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Трубниковой В.М., при секретаре Барковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению заместителя прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации МО «Утаинский эвенский национальный наслег», администрации МО «Нелемнский юкагирский наслег» об обязании устранения нарушений по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов,
установил:
заместитель прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суде с иском к администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район) об обязании оборудовать места сбора твердых коммунальных отходов в с. Нелемное и с. Утая
Истец – прокурор Верхнеколымского района Калинин Н.Е. исковые требования уточнил. Просит суд обязать наслежную администрацию муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» произвести бетонирование контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в срок до <дата>.
Представитель ответчика наслежной администрации МО «Утаинский эвенский национальный наслег» Громов В.Н., надлежаще извещен, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии и признании иска.
Представитель администрации МО «Нелемский юкагирский наслег» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора представитель администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» Трубникова В.М. поддержала требования истца.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие извещенных лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
С 01.03.2021 года на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза ТКО свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Верхнеколымского района проведена проверка соблюдениязаконодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что требования указанного законодательства в полной мере не исполняются.
Проверкой установлено, что постановлением администрации МР «Верхнеколымского улуса (района)» от <дата> утвержден реестр и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района Верхнеколымский улус (район).
В нарушение статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчиком не произведено бетонирование 1 контейнерной площадкив с. Утая ул.Центральная,13.
Прокуратурой района по выявленным нарушениям законодательства 05.08.2022 главе администрации Верхнеколымского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Согласно ответу на представление нарушения не устранены.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
С учетом разумности и справедливости, суд устанавливает, что требование прокурора об обязании ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в срок до <дата> является разумным.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Нелемский юкагирский наслег» Верхнеколымского улуса (района) подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации МО «Утаинский эвенский национальный наслег»об обязании устранения нарушений по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов – удовлетворить.
Обязать наслежную администрацию муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» (ИНН 1408004187, ОГРН 1061448008324) произвести бетонирование контейнерных площадок по адресу: <адрес>, в срок до <дата>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.И. Зиничева
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2022 года.