Решение по делу № 8Г-18296/2024 [88-17565/2024] от 20.06.2024

I инстанция – ФИО1

II инстанция – ФИО2, ФИО3 (докладчик), ФИО4

Дело

УИД 33RS0-38

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего ФИО5

судей ФИО7, ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2263/2023),

по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция по охране объектов культурного наследия <адрес> обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях) об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815 г., расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия - в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

организовать выполнение работ по сохранению объекта, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 48 (сорока восьми) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> проектом (макетом) - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815г. на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В состав объекта входят «Никольская церковь», 1815г. и «Ворота и ограда Никольской церкви», 1885г. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. -р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером .

В отношении Ансамбля, в том числе в отношении каждого из его составляющих объектов, утверждены паспорта объектов культурного наследия.

На основании задания начальника от ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по систематическому наблюдению в отношении спорного объекта, по результатам которых составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, /С. Актом осмотра установлено, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, необходимо принятие мер по его сохранению.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> удовлетворены.

На Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях возложена обязанность произвести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815 г., расположенного по адресу: <адрес>:

организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия - в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

организовать выполнение работ по сохранению объекта, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 48 (сорока восьми) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> проектом (макетом) - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Межрегиональным территориальным управлением Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов как незаконных, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815г. на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В состав объекта входят «Никольская церковь», 1815г. и «Ворота и ограда Никольской церкви», 1885г. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером .

В отношении объекта культурного наследия (Ансамбля и составляющих его объектов) разработаны и утверждены паспорта и их учетные карточки от 1974 г., являющиеся обязательными учетными документами на Объект.

Судом апелляционной инстанции к материалам дела в качестве дополнительного доказательства в порядке ст. 327.1 ГПК приобщено и исследовано уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации права и правообладателе на объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815г. по адресу: <адрес>, отсутствуют.

На основании задания начальника Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>, на 2018 год, в соответствии со ст. 11 Закона об объектах культурного наследия составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ /С.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815 г. находится в неудовлетворительном состоянии: на фасадах храма и колокольни наблюдается утрата штукатурного окрасочного слоев, трещины, следы намокания стен, выкрашивание кирпичей; кровля над трапезной и колокольней утрачена полностью, над остальными помещениями в неудовлетворительном состоянии, шпиль колокольни и западные главы храма утрачены; оконные столярные заполнения и металлические кованые решетки частично сохранились, двери утрачены; внутренние помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются следы намокания стен, повсеместная утрата штукатурного и окрасочного слоев, лестница утрачена; территория объекта не благоустроена, в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются кустарниковые заросли, от ограды сохранились только ворота в неудовлетворительном состоянии, доступ на территорию храма свободный; информационные надписи и обозначения не установлены. Признано необходимым принять меры по сохранению Объекта.

Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», 1815 г.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в деле доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 7, 33, 40, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон об объектах культурного наследия), пришел к выводу о том, что МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона об объектах культурного наследия.

Принимая во внимание статус МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях как органа государственной власти, необходимость проведения им контрактных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», учитывая нормативные сроки, установленные данным Федеральным законом, а также ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, ст. 49 ГрК РФ, суд определил периоды времени и последовательность действий ответчика с момента вступления решения суда в законную силу.

С указанными выводами и правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы ответчика о том, что на спорный объект культурного наследия не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, поскольку не оформление государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии этого объекта культурного наследия из государственной собственности.

Также вопреки доводам ответчика, суд апелляционной инстанции счел, что при определении сроков осуществления охранных мероприятий судом первой инстанции в полной мере была учтена длительность бюджетного процесса по осуществлению конкурсных процедур по каждому этапу проектных и реставрационных работ.

Суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что уполномоченным органом в адрес ответчика не направлялся акт технического состояния с указанием перечня необходимых работ и сроков, поскольку обязанность по надлежащему содержанию объекта культурного наследия лежит на собственнике объекта. Неисполнение ответчиком обязанности по сохранению объекта культурного наследия, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую ценность, может привести к его утрате.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о неполучении охранного обязательства судом апелляционной инстанции также признаны несостоятельными, так как в рассматриваемом случае охранное обязательство в отношении спорного объекта культурного наследия не оформлялось. При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что охранное обязательство является одним из способов сохранения объекта культурного наследия, но не единственным способом, а само по себе его отсутствие не освобождает лицо, в собственности которого находится объект культурного наследия, от исполнения обязанности по его надлежащему содержанию, что обеспечивается разработкой научно-проектной документации и проведением в соответствии с данной документацией работ по сохранению объекта культурного наследия.

Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Выводы судебных инстанций подробно и убедительно мотивированы, основаны на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Материальный закон истолкован и применен судебными инстанциями правильно, с учетом установленных обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы данных судов.

Несогласие заявителя с выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.

Каких-либо правовых доводов тому, что обжалуемые судебные акты постановлены в нарушение положений действующего законодательства, кассационная жалоба не содержит.

При таких данных, вышеуказанное решение суда первой инстанции и апелляционное определение, сомнений в законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-18296/2024 [88-17565/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Другие
Местная религиозная организация Православный приход церкви Великомученика Дмитрия Солунского с. Введенское Чухломского района Галичской Епархии Русской Православной церкви
Администрация Чухломского муниципального района Костромской области
Костромская Епархия Русской православной церкви
Министерство культуры Российской Федерации
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Драчев Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
18.07.2024Судебное заседание
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее