Кировский районный суд г. Махачкалы Дело № 2а-1705/2021
судья Акимова Л.Н. УИД 05RS0018-01-2020-002376-07
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-7178/2021
23 ноября 2021 года город Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Абдулхалимова М.М.,
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> г. Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере обращения с отходами производства и потребления, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Гончаров И.А., судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> г. Махачкалы обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В обоснование заявленных требований указано, что <адрес> г. Махачкалы во исполнение распоряжения прокуратуры Республики Дагестан №р от <дата> «О мерах по исполнению решения оперативных совещаний при Генеральном прокуроре Российской Федерации о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами в части размещения на поднадзорной территории несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов. Проверкой с привлечением государственного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО3 установлено, что на территории <адрес> г. Махачкалы в <адрес>, на земельном участке, категория земель - земли населенных пунктов, с координатами 43.043867, 47.328377 (в непосредственной близости от реки Шура-Озень) расположена несанкционированная стихийная свалка. Площадь складирования мусора составляет более 1500 кв.м., средняя высота насыпного слоя отходов при визуальном осмотре составляет 0,7 метров. Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы в виде обломков железобетонных изделий, кусков асфальта. кирпичей, отходы корчевания пней, бумагу, картон (макулатура). стекло, резина, полимерные материалы, строительный мусор. Проведенной проверкой установлено, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная стихийная свалка, располагается в границах муниципального образования «город Махачкала», относится к категории земель «земли населенных пунктов» и, тем самым, принадлежит администрации ГОсВД «город Махачкала». Неконтролируемое размещение отходов производства и потребления на почве загрязняет окружающую среду и создает угрозу причинения вреда здоровью граждан. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы», выразившееся в несоблюдении требований ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> №- ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от <дата> №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8, ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении»; обязать администрацию муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории <адрес> г. Махачкалы на земельном участке, категория земель «земли населенных пунктов», с координатами 43.043867, 47.328377 (в непосредственной близости от реки Шура-Озень).
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «административный иск прокурора <адрес> г. Махачкалы к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы», выразившееся в несоблюдении требований ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> №- ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от <дата> №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8, ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
Обязать администрацию муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО - несанкционированное место размещения отходов на территории <адрес> г. Махачкалы на земельном участке, категория земель «земли населенных пунктов», с координатами 43.043867, 47.328377 (в непосредственной близости от реки Шура-Озень)».
С этим решением не согласился представитель административного ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На заседании судебной коллегии прокурор ФИО5 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.
Административные ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, апелляционную жалобу, выслушав объяснения прокурора ФИО5, пришла к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для его отмены нет.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской: Федерации, земля, и другие, природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федераций как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе экологических принципов.
Перечень основных принципов охраны окружающей среды, приведены в ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ от <дата> «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявляются требования к объектам размещения отходов, в частности, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).
В соответствии с требованиями законодательства запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от <дата> N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности подлежит экологической экспертизе.
Размещение отходов производства и потребления на данном участке является незаконным,
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими Сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других, негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности,
В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы И арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной й ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими, веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объект, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Исходя из нормы ст. 135 ГК РФ, земельный участок является главной вещью, а почва - его принадлежностью. Следовательно, юридическая судьба почвы (принадлежности) следует судьбе земельного участка.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> г. Махачкалы проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, правил благоустройства на поднадзорной территории.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущенные Администрацией городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы».
Согласно заключению государственного инспектора министерства природных ресурсов и экологии РД от <дата> в ходе проведения обследования установлено, что несанкционированная стихийная свалка расположена на территории <адрес> РД, г. Махачкала <адрес>, на участке земли населенного пункта с координатами 43.0438.67, 47.328377. Площадь складирования строительного мусора составляет более 1500 кв. метров, средняя высота насыпного слоя отходов составляет 0,7 м. Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы в виде обломков железобетонных изделий, кусков асфальта, кирпичей, отходы корчевания пней, бумагу, картон, (макулатура); дерево; стекло; резина; полимерные материалы, строительный мусор. Данный Факт является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Федерального закона от <дата> № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (л.д.9-12).
На представленных фотоматериалах также видно не контролируемое скопление размещения отходов на территории <адрес> г. Махачкалы на земельном участке, категория земель «земли населенных пунктов», с координатами 43.043867, 47.328377 (в непосредственной близости от реки Шура-Озень) (л.д. 13-17).
Согласно справке о результатах проведения проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, составленной помощником прокурора <адрес> г. Махачкалы, выявлено, что непринятие своевременных мер по ликвидации несанкционированной стихийной свалки может привести к загрязнению окружающей среды и создать угрозу причинения вреда здоровью граждан. При таких обстоятельствах считают необходимым инициировать в Кировский районный суд г. Махачкалы административное исковое заявление в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГОсВД «город Махачкала» и УЖКХ города о понуждении устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления (л.д. 18-19).
Статьей 3 Федерального закона РФ от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно ст. 7 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязанность администрации города по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов также предусмотрена Уставом муниципального образования городского округа «город Махачкала», принятого решением Собрания городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> №.
Согласно положению о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», утвержденного решением собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от <дата> № УЖКХ г. Махачкалы осуществляет функции по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 12 Положения).
Тем самым, в силу вышеуказанных требований законодательства на администрацию городского округа «город Махачкала» и на УЖКХ г. Махачкалы возложены обязанности по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.
Прокуратурой Республики Дагестан вынесено распоряжение за №р от <дата> «О мерах по исполнению решения оперативных совещаний при Генеральном прокуроре Российской Федерации о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» о проведении проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами в части размещения на поднадзорной территории несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов (л.д.30-33).
В силу положений ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Следовательно, органы местного самоуправления не обеспечивают организацию сбора и вывоза мусора, в соответствии с указанными требованиями, нарушая тем самым права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории муниципального образования <адрес> г. Махачкалы, то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Согласно ответу <адрес> г. Махачкалы на запрос суда от <дата> следует, что земельный участок с координатами 43.043867, 47.328377 находится на территории <адрес>. Документы, свидетельствующие о регистрации права собственности на земельный участок с координатами 43.043867, 47.328377 в администрации внутригородского района, отсутствуют. По указанным координатам на территории поселка Шамхал-Термен находится несанкционированная свалка ТБО.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несанкционированная свалка расположена на территории <адрес> г.Махачкалы, сведений о том, что указанный земельный участок находится в собственности либо в пользовании каких-либо лиц не имеется и таких обстоятельств по делу не установлено.
В материалы дела представлены распечатки из публичной кадастровой карты с отображением земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, на л.д. 20-21. Указанные земельные участки не являются местом расположения свалки. На распечатках отображена местность, на которой расположен <адрес>, река Шура-Озень.
Согласно ст.10 Закона Республики Дагестан от <дата> N 9 «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Непринятие Администрацией ГОсВД «город Махачкала» Республики Дагестан мер к ликвидации несанкционированной свалки на территории <адрес> г. Махачкалы нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от <дата> №-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязании принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по делу вынесено незаконное и необоснованное решение, не определены юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия считает не обоснованными.
Решение вынесено в соответствии с требованиями ст. 176 и Главы 22 КАС РФ, судом приняты доказательства, которые представлены прокуратурой, установлено, что земельный участок находится в муниципальной собственности, действия ответчиков обоснованно признаны незаконными и на них возложены обязанности по устранению несанкционированной свалки на территории города.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Махачкала.
Председательствующий А-Н.К. Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
М.М. Абдулхалимов
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 3 декабря 2021 г.