Решение по делу № 33а-2896/2019 от 10.07.2019

    Дело № 33а-2896/2019    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Семенуха Т.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    10 сентября 2019 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Михайловой В.Г.,

    с участием:

    административного истца    Харченко Е.И.,

представителя административного истца Деменок А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Харченко Евгения Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца Харченко Евгения Ивановича на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 14 мая 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Харченко Е.И. обратился в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, уточнив который, просил признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в г. Севастополе, площадью <данные изъяты> га, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения названного земельного участка.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 14 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, административный истец подал жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что согласно положений ст.ст. 118, 122 ЗК Украины, действовавшего до марта 2014 года, в случае неполучения решения органа власти о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка в месячный срок, заявителю предоставлялось право самостоятельно заказать и разработать проект землеустройства отводимого земельного участка, направить уведомление в адрес уполномоченного органа с приложением договора с лицензированной организацией на разработку проекта. Такое уведомление приравнивалось к решению уполномоченного органа власти о даче согласия на разработку проекта по отводу земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 18 марта 2014 года отсутствовали какие-либо решения уполномоченных органов Украины о даче истцу разрешения на составление проекта отвода земельного участка для строительства индивидуального гаража, передаче его в собственность и при этом не принял доводы истца об отсутствии необходимости разрешения органов государственной власти, поскольку действовав иной порядок, указав, что нормы законодательства Украины, действовавшие до 21 марта 2014 года, не могут влиять или изменять федеральное законодательство Российской Федерации и местное законодательство города Севастополя, предусматривающее необходимость для продолжения оформления в собственность земельного участка наличие действующего решения органа местного самоуправления на разработку документации по землеустройству, принятое до 21 марта 2014 года. Полагает, что судом нарушены положения ч. 5 ст. 15 КАС РФ и ст. 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которых при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное. На территории Крыма и Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.

В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали по изложенным в ней доводам.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, вследствие чего определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя. Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии со ст. 12 Закона №46-ЗС определяется Правительством Севастополя (п. 5 статьи 12).

Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее Порядок №25-ПП).

Согласно п. 3 Порядка №25-ПП земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

С целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 г.

Таким образом, в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, заинтересованное лицо должно обеспечить разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представить ее на утверждение в Департамент.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской федерации).

Из материалов дела усматривается, что правоотношения по предоставлению истцу земельного участка площадью <данные изъяты> га по <адрес> для строительства индивидуального гаража возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины.

Частью 6 ст. 118 ЗК Украины было установлено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства индивидуального гаража в границах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленными статьей 122 этого Кодекса.

В силу требований п.п. 1, 3 ч. 7 ст. 118 ЗК Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или дает мотивированный отказ в его выдаче. В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленных статьей 122 этого Кодекса, не выдал разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или мотивированный отказ в его выдаче, то лицо, заинтересованное в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня окончания указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству по отведению земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации дано заключение (л.д. 21), согласно выводов которого оно не возражает против отвода Харченко Е.И. земельного участка для обслуживания существующего индивидуального гаража по <адрес>. Письмом Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ Харченко Е.И. сообщено, что Управлением градостроительства и архитектуры СГГА подготовлено градостроительное заключение по испрашиваемому земельному участку (л.д. 22). Согласно справки Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку для строительства и обслуживания индивидуального гаража, поименованному в исходных данных, в том числе в Градостроительном заключении, по адресу «в районе <адрес>», присвоен адрес: <адрес> (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ Харченко Е.И. обратился в Севастопольский городской Совет с заявлением, (л.д. 26), в котором просил принять решение о даче согласия на разработку проекта землеустройства, для отвода земельного участка площадью <данные изъяты> га по <адрес> для существующего гаража.

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом истцу на его обращение дан ответ за исх. (л.д. 23), что представленные материалы и заявление о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты> га по <адрес> для строительства индивидуального гаража, с соответствующей информацией о наличии строения (сооружения) на испрашиваемом земельном участке, направлены на рассмотрение постоянной комиссии городского Совета по вопросам градостроительства, регулирования земельных и водных отношений.

Заключением, выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), Постоянная комиссия по вопросам градостроительства, регулирования земельных и водных отношений Севастопольского городского Совета VI созыва решила поддержать обращение Харченко Е.И., вх. от ДД.ММ.ГГГГ, о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка, Управлению подготовить соответствующее решение.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что истец обратился в уполномоченный орган для получения разрешения на составления проекта отвода земельного участка, который такое решение в установленный законом срок не принял.

Поскольку в сроки, установленные п. 1 ч. 7 ст. 118 ЗК Украины, действовавшего на тот период времени, Севастопольским городским Советом решение о даче согласия на разработку землеустроительной документации или об отказе в даче согласия принято не было, Харченко Е.И., в соответствии с требованиями п. 3 ч. 7 ст. 118 ЗК Украины подал в Севастопольский городской Совет заявление, вх. (л.д. 27), в котором уведомил его о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по <адрес>, приложив договор о подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29). Таким образом, действовал добросовестно.

С целью завершения оформления права на земельный участок истец ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории, к которому приложил, в том числе, вышеуказанные документы (л.д. 62-63, 64-65). Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48) в предоставлении государственной услуги отказано по причине того, что заявителем не было представлено действующее решение органа местного самоуправления или решение о разрешении на разработку документации по землеустройству принятые до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренное ч. 1 ст. 12 Закона №46-ЗС. Дополнительно указано, что истцом не представлены правоустанавливающие документы на строение или сооружение, расположенное на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, что не подзволяет сделать вывод о соблюдении п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о законности и обоснованности отказа административного ответчика в предоставлении государственной услуги о согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

С такими выводами не соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Так, истец обратился за получением услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории во исполнение вышеназванных требований законодательства и с целью завершения оформления права на земельный участок.

При этом судебная колегия отмечает, что правоотношения по предоставлению истцу земельного участка площадью <данные изъяты> га начались в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины, в соответствии с которым он имел право самостоятельно заказать разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка по <адрес> общей площадью <данные изъяты> га для обслуживания индивидуального гаража без разрешения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, если ими не принято соответствующее решение в месячный срок с момента обращения заявителя, уведомив его, что истцом было соблюдено. При этом такое уведомление приравнивалось к решению уполномоченного органа власти о даче согласия на разработку проекта по отводу земельного участка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение подлежит отмене с постановлением нового об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 14 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу в предоставлении государственной услуги, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в г. Севастополе о чем сообщить истцу и в суд в месячный срок.

        Председательствующий

        судьи

33а-2896/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Харченко Евгений Иванович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Деменок Алексей Викторович
Муляр Вячеслав Яковлевич
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
11.07.2019Передача дела судье
10.09.2019Судебное заседание
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019Передано в экспедицию
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
10.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее