Дело № 12-73/2024
УИД 26MS0031-01-2024-000549-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
23 апреля 2024 года <адрес>
Судья Ессентукского городского суда <адрес> Новикова В.В.,
с участием заявителя жалобы ФИО2,
представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукскеого городского суда жалобу ФИО2 на постановление и.о. мирового судьи с/у ***** <адрес> края, мирового судьи с/у ***** <адрес> края от <дата> о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.33.2 КрАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи с/у ***** <адрес> края, мирового судьи с/у ***** <адрес> края от <дата> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО2 подал жалобу, в которой просит отменить состоявшиеся решение по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что в соответствии с пунктом 2.5. должностной инструкции ФИО4, главный специалист отдела экономики и торговых отношений обязан взаимодействовать с работниками Почты России, на основании доверенности, получать простую и заказную корреспонденцию, регистрировать ее и своевременно передавать начальнику управления. В свою очередь повестка о рассмотрении административного дела в управление экономического развития и торговли администрации <адрес> в соответствии со штампом на конверте судебная повестка поступила не ранее <дата>, однако в виду того, что работник отвечающий за получение документов входящих от Почты России, а именно главный специалист ОЭиТО УЭРиТ администрации <адрес> - ФИО4 находилась с <дата> по <дата> на больничном, судебная повестка была ему передана лишь <дата>, таким образом у него не было возможности своевременно явиться на судебное заседание, ознакомиться с материалами дела и принять участие в судебном процессе. Также в соответствии с пунктом 2.6 должностной инструкции старшего инженера управления экономического развития и торговли администрации <адрес> обязанности по предоставлению документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в установленные законодательством Российской Федерации сроки (сведения о работниках управления, сведения о заключении и расторжении договоров ГПХ) возложены на ФИО5 В описательно-мотивировочной части постановления мировой судья ссылается на протокол об административном правонарушении ***** от <дата>, однако на комиссию по рассмотрению протокола об административном правонарушении в ПФР <адрес> ее не вызывали, данного документа он не получал, соответственно не знал о нарушениях законодательства, допущенных старшим инженером ФИО5 Таким образом, считает необоснованным привлечением его к административной ответственности ввиду того, что обязанности по представлению документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в установленные законодательством Российской Федерации сроки (сведения о работниках управления, сведения о заключении и расторжении договоров ГПХ), возложены на старшего инженера УЭРиТ администрации <адрес>.
Заявитель жалобы ФИО2 в судебном жалобу свою поддержал, пояснил, что обязанность по представлению сведений в ПФР была возложена на иное лицо, и оно представило соответствующие сведения в ПФР, но позже.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, представила письменные возражения, в которых указано следующее.
П.2 ст.8 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" предусмотрено, что страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи И настоящего Федерального закона ) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и; нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы единой формы сведений определяются Фондом.
Согласно подпункта 5 п.2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице следующие сведения: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами ща коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
В силу п.6 ст.11 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
<дата> между Управлением экономического развития и торговли администрации <адрес> и ФИО6 прекращен договор гражданско-правового характера. По состоянию на 24 час.00 мин. <дата> рабочего дня, следующего за днем прекращения с застрахованным лицом договора гражданско-правового характера, отчетность по форме ЕФС- 1,содержащая сведения о прекращении договора гражданско-правового характера на данное застрахованное лицо представлена не была. Фактически сведения по ЕФС-1 на ФИО6 представлена <дата>.
Начальником отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ***** Управления персонифицированного учета и администрирования взносов ОСФР по <адрес> <дата> вынесено уведомление ***** о составлении протокола об административном правонарушении. Должностному лицу предложено явиться <дата> в 11-30 час. по адресу: <адрес>, каб. 15 для дачи объяснений по факту нарушения, а также составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление о составлении протокола направлено почтой России, почтовый идентификатор 80090190041217.
<дата> начальником отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ***** Управления персонифицированного учета и администрирования взносов ОСФР по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении *****.
Согласно абз. 11.2 Приказ АО "Почта России" от <дата> N 230-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" письменная корреспонденция при невозможности ее вручения адресатам (их уполномоченным представителям), хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 календарных дней, иные РПО - в течение 15 календарных дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором.
Из отчета об отслеживании отправления усматривается, что по истечению срока временного хранения, уведомление Почтой России <дата> уничтожено. Таким образом должностное лицо надлежащим образом извещено ОСФР по <адрес> о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, а ОСФР по <адрес> исполнило свою обязанность по извещению лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Будучи начальником Управления экономического развития и торговли администрации <адрес>, осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о необходимости соблюдения требований законодательства в области индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, ФИО2 исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Возложение на иное лицо (имеется указание в жалобе ФИО2) в соответствии с должностной инструкцией обязанности по соблюдению требований ФЗ от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", не является обстоятельством, исключающим в силу закона ответственности должностного лица -ФИО2
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не были нарушены нормы действующего законодательства, постановление является обоснованным и законным. Доводы изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении являются попыткой уклонения от административного наказания за совершенное правонарушение.
Просит жалобу оставить без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Суд выслушав лиц участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Положениями части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
За указанное правонарушение санкцией части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц данной статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 названного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, установлены Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от <дата> N 27-ФЗ).
Из пункта 6 статьи 11 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователь предоставляет сведения по форме ЕФС-1 указанные в п. п. 5 п. 2 настоящей статьи не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения.
Как усматривается из материалов дела, мировой судья делая вывод о виновности ФИО2 исходил из того, что <дата> в ходе проверки впервые представленных в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для ведения индивидуального персонифицированного учета в составе Единой формы сведений, содержащих сведения о «начале договора ГПХ» на застрахованное лицо, выявлено, что Управлением экономического развития и торговли Администрации <адрес>, начальником которого является ФИО2, по состоянию нa 24 часа 00 минут <дата>, отчетность по форме ЕФС-1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности», содержащая сведения «о начале договора ГПХ» на работающего у страхователя застрахованное лицо в отдел СФР не представлена, что является нарушением требований подпункта 5 пункта 2 и пункта 6 статьи 11 Федерального закона *****.
Вместе с тем, с выводами мирового судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ страхователями являются, в том числе, юридические лица.
Субъектами указанного правонарушения являются руководители или другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях - плательщиках страховых взносов.
Объективная сторона данного административного правонарушения, состоит в нарушении установленных Законом о страховых взносах сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов.
С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в органы Пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, в чем именно выразилось неисполнение, либо ненадлежащее исполнение начальником Управления экономического развития и торговли администрации <адрес> ФИО2 своих служебных обязанностей.
При этом судом установлено, что обязанность по предоставлению сведений о работниках управления, сведения о заключении и расторжении договоров ГПХ в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Управлении экономического развития и торговли администрации <адрес> возложена на старшего инженера управления экономического развития и торговли администрации <адрес> (п. 2.6 должностной инструкции старшего инженера управления экономического развития и торговли администрации <адрес>).
Должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность начальника Управления экономического развития и торговли администрации <адрес>, обязанность по своевременному предоставлению сведений о работниках управления, сведения о заключении и расторжении договоров ГПХ в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ не предусмотрено.
Таким образом, обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении от <дата> *****, в части установления виновности ФИО2 в несовременном предоставлении отчета формы ЕФС-1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности», содержащая сведения «о начале договора ГПХ» в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, своего подтверждения не нашли.
При этом, установленные в судебном заседании обстоятельства дают основания полагать, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КРФ об АП, отсутствует.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановления об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление и.о. мирового судьи с/у ***** <адрес> края, мирового судьи с/у ***** <адрес> края от <дата> Кюльбякова А.М. нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи с/у ***** <адрес> края, мирового судьи с/у ***** <адрес> края от <дата> о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.33.2 КрАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч.1 ст. 15.33.2 КрАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Решение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном Гл.30 КоАП РФ.
Судья В.В. Новикова