УИД 54RS0010-01-2023-012352-75
Судья Постоялко С.А. Дело № 2-2042/2024
Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-9477/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.
судей Жегалова Е.А., Коваленко В.В.
при секретаре Филоненко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 24 октября 2024 года гражданское дело по иску Фроловой Татьяны Владимировны к министерству строительства Новосибирской области, администрации Колыванского района Новосибирской области, администрации Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации Колыванского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения Фроловой Т.В., представителя администрации Колыванского района Новосибирской области Малаховой С.В., представителя администрации Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области Сидорович О.Л. и представителя министерства строительства Новосибирской области Коржовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фролова Т.В. обратилась в суд с иском к министерству строительства Новосибирской области, в котором просила обязать ответчика предоставит ей жилое помещение пор договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. на 1 человека на территории Колыванского района Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В обосновании иска указано, что Фролова Т.В. относится к категории многодетных семей, имеющих 5 и более детей на иждивении, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма на территории Новосибирской области. Ее семья зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в принадлежащем на праве собственности жилом помещении общей площадью 31,2 кв.м., 21.06.2018 г. она поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении.
На иждивении истца находится 8 несовершеннолетних детей: <данные изъяты>
В связи с тем, что до настоящего времени Фролова Т.В. жилым помещением не обеспеченна, она обратилась в суд с настоящим иском.
Протокольными определения Центрального районного суда г. Новосибирска от 24.04.2024 г. и от 28.05.2024 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Колыванского района Новосибирской области и администрация Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2024 года исковые требования Фроловой Т.В. удовлетворены.
На администрацию Колыванского района Новосибирской области возложена предоставить Фроловой Т.В. в составе членов семьи <данные изъяты> года рождения, жилое помещение договору социального найма не менее 15 кв.м. на 1 человека, на территории Колыванского района Новосибирской области, путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В апелляционной жалобе администрация представитель администрации Колыванского района Новосибирской области Малахова С.В. просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым обязать администрацию Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области предоставить Фроловой Т.В. в составе семьи: <данные изъяты>
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что администрация Колыванского района Новосибирской области не наделена полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведению списков их очерёдности, обеспечению нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде социального найма и социального пользования.
Кроме того, с учетом специфики полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района, администрация Колыванского района Новосибирской области, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Колыванского района, не имеет в собственности жилых помещений муниципального жилищного фонда социального найма и социального использования.
Кроме того, решением суда на администрацию Колыванского района Новосибирской области возложена обязанность представить Фроловой Т.В. и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма не менее 15 кв.м. на 1 человека на территории Колыванского района Новосибирской области, путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области. При этом, администрация Колыванского района Новосибирской области не является распорядителем бюджетных средств областного бюджета Новосибирской области и не имеет бюджетных полномочий по предоставлению субвенций из него. Главным распорядителем бюджетных средств подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» является министерство строительства Новосибирской области.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Фролова Т.В. является матерью <данные изъяты>
Постановлениями главы Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области от 21.06.2018 г. № 18 и от 19.01.2022 г. № 2 Фролова Т.В. с детьми были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также из материалов дела следует, что Фролова Т.В. с членами своей семьи проживает в квартире площадью 31,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Данного жилое помещение находится в общей долевой собственности <данные изъяты>
Заключению межведомственной комиссии от 01.02.2024 г. жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением главы Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области от 27.04.2024 г. № 33 Фролов Т.В. с членами своей семьи: <данные изъяты> включены в списки граждан, имеющих право на вне очередное предоставления жилья.
Однако, до настоящего времени Фролова Т.В. с членами своей семьи жильем не обеспечены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу о том, что Фролова Т.В. с членами своей семьи имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязанность по предоставлению которого лежит на органе местного самоуправления. В указанной части выводы суда первой инстанции никем из ответчиков не оспариваются.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, суд пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления, на котором лежит обязанность предоставить Фроловой Т.В. жилое помещение по договору социального найма, является администрация Колыванского района Новосибирской области.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч. 3 ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Статьей 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 г. N 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены за сельскими поселениями Новосибирской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5 (за исключением сельских поселений Карасукского района Новосибирской области и сельских поселений Баганского района Новосибирской области), 6, 7, 7.2 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22 (в части содержания мест захоронения), 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.
В связи с этим, обязанность по внеочередному обеспечения Фроловой Т.В. жилым помещением по договору социального найма лежит на администрации Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением нового решения о возложении на администрацию Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области обязанности предоставить Фроловой Т.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м. на 1 человека.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2024 года отменить и постановить новое решение, которым обязать администрацию Калининского сельсовета <адрес> предоставить Фроловой Т. В. в составе членов семьи <данные изъяты>, жилое помещение по договору социального найма не менее 15 кв.м. на 1 человека на территории муниципального образования Калининского сельсовета Колыванского района Новосибирской области.
Апелляционную жалобу администрации Колыванского района Новосибирской области удовлетворить.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено «05» ноября 2024 года.
Председательствующий
Судьи