Дело № 2-590/2019
РЈРР” в„– <...>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
03 июля 2019 года Ленинградский районный суд
Краснодарского края в составе:
судьи Горлова В.С.
с участием секретаря Дандамаевой З.С.
истца Назаренко В.А.
представителя истца Кусочек Р.П.
представителя ответчика - администрации
МО Ленинградский район Офицеровой Е.Ю.
представителя управления архитектуры
и градостроительства администрации
МО Ленинградский район Чуркина А.А.
представителя третьего лица АО "Газпром
газораспределение Краснодар" Джугань Рћ.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назаренко В.А. к администрации муниципального образования Ленинградский район о возмещении убытков
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
В обоснование своих требований заявитель указывает, что без его согласия на принадлежащем ему земельном участке были установлены станции катодной защиты и анодного заземления системы газораспределения, чем были ограничены его права собственника. Просит суд взыскать с администрации МО Ленинградский район убытки в размере 810615 рублей, компенсацию морального вреда 100000 рублей, расходы на оплату юридических услуг 20000 рублей и расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили, что договор купли-продажи земельного участка был заключен представителем по доверенности без фактического осмотра, в связи с чем о нарушении своих прав истец узнал лишь в марте 2019 года.
Представитель администрации и управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Ленинградский район в судебном заседании пояснили, что станции катодной защиты и анодного заземления системы газораспределения, на земельном участке истца были установлены для обеспечения газом жителей Ленинградского района, о проведении работ было дано объявление в местной газете. Хотя согласие предыдущего собственника участка получено не было, но на момент совершения сделки купли-продажи истец должен был видеть установленные системы, которые помимо прочего не препятствуют строительству. В договоре указано, что истец доволен состоянием приобретенного имущества в связи с чем иск заявлен необоснованно.
Представитель АО "Газпром газораспределение Краснодар" в судебном заседании пояснила, что станции катодной защиты и анодного заземления системы газораспределения на земельном участке истца, были установлены сторонней организацией по заказу администрации Ленинградского района в 2007 году и переданы в аренду в ОАО "Краснодаркрайгаз". Прокладка оборудования осуществлена под землей. Пояснила, что демонтаж указанного оборудования в настоящее время невозможен.
Рсследовав материалы дела Рё выслушав лиц, участвующих РІ деле, СЃСѓРґ считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Назаренко В.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м., предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный участок был приобретен по договору купли-продажи, заключенному ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права № <...>, выдано ДД.ММ.ГГГГ).
Как достоверно установлено судом и не опровергнуто сторонами в 2007 году на указанном участке по заказу администрации муниципального образования Ленинградский район были установлены станции катодной защиты и анодного заземления системы газораспределения, которые (в числе газопровода Юго-Восточной части ст. Ленинградской) по договору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в аренду ОАО "Краснодаркрайгаз".
Поскольку в материалы дела не предоставлено согласие как предыдущего, так и настоящего собственника земельного участка на проведение на нем каких-либо работ, суд находит обоснованными доводы заявителя иска, что его права были ограничены без каких бы то ни было законных оснований, что является основанием для возмещения причиненных ему убытков.
В данном случае суд исходит из того, что фактическое изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ограничение права собственника) дает его правообладателю право требовать возмещения убытков, причиненных фактическим изъятием земли, на основании ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ).
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации неоднократно указывал (постановления РѕС‚ 21 апреля 2003 РіРѕРґР° N 6-Рџ, РѕС‚ 24 февраля 2004 РіРѕРґР° N 3-Рџ, РѕС‚ 12 июля 2007 РіРѕРґР° N 10-Рџ, РѕС‚ 29 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° N 16-Рџ, РѕС‚ 16 апреля 2015 РіРѕРґР° N 8-Рџ, РѕС‚ 3 июля 2018 РіРѕРґР° N 28-Рџ Рё РґСЂ.), что ограничения прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату Рё, РЅРµ будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными РІ статье 55 (часть 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рспользуемые РїСЂРё этом правовые средства должны исключать несоразмерное для конкретной ситуации ограничение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, Р° цели РѕРґРЅРѕР№ лишь рациональной организации деятельности органов власти РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для такого ограничения. Р’ силу Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, включая ее статьи 15, 17, 19 Рё 55, Рё РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· общеправового принципа справедливости защита права собственности, Р° равно иных имущественных прав должна осуществляться РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ соразмерности Рё пропорциональности, СЃ тем чтобы был обеспечен баланс прав Рё законных интересов всех участников гражданского оборота. Вводимые федеральным законом ограничения прав владения, пользования Рё распоряжения имуществом, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ предпринимательской деятельности Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ также должны отвечать требованиям справедливости, быть обоснованными, носить общий Рё абстрактный характер, РЅРµ иметь обратной силы Рё РЅРµ затрагивать само существо конституционных прав. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, СЃ учетом изложенных позиций Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия Рё исполнения решений РѕР± изъятии имущества Сѓ собственника.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составляет 810615 рублей в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Вопреки возражениям ответчика, тот факт, что в пункте 5 договора купли-продажи указано, что покупатель удовлетворен состоянием имущества, свидетельствует лишь о наличии двустороннего соглашения между продавцом и покупателем, однако не лишает собственника права требовать компенсации вследствие ограничения его прав со стороны третьих лиц. Кроме того, как указано истцом и не опровергнуто при рассмотрении дела, сделка была совершена от его имени доверенным лицом, а сам он договор не подписывал и осмотре не производил.
В соответствии с третьим абзацем ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции до 1 января 2017 г. (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке ст. 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06. 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).
В части исковых требований о компенсации морального вреда суд полагает необходимым истцу отказать, поскольку в данном случае причиненный ему ущерб является имущественным, кроме того в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, достоверно свидетельствующие о причинении морального вреда.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 56 ГПК РФ).
В данном случае заявленную сумму расходов в размере 20000 рублей суд находит несоразмерной и, принимая во внимание объем и характер затрат, осуществленных при ведении данного дела применительно к составленным представителем документам, с учетом характера заявленного спора считает возможным уменьшить расходы на оплату услуг представителя до 5000 рублей.
Другие доводы лиц, участвующих в деле, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств в связи с чем основанием для отказа заявителю или для полного удовлетворения заявленных требований являться не могут.
Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам которые свидетельствуют о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 15,16, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края в пользу Назаренко В.А. 815915 (Восемьсот пятнадцать тысяч девятьсот пятнадцать) рублей, в том числе:
кадастровую стоимость земельного участка 810615 рублей;
расходы на оплату госпошлины 300 рублей;
расходы на оплату услуг представителя 5000 рублей.
В остальной части иска - отказать.
Настоящее решение является основанием для администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края и Назаренко В.А. заключить соглашение о фактическом изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Горлов
копия верна: судья В.С. Горлов
секретарь с/з З.С. Дандамаева