Дело №2-1522/18
решение
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Тында 23 ноября 2018 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Меринова В.А.
СЃ участием представителя истца – помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рвановой Р.Р.,
при секретаре Сельминской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Мамедова Митхуна Низами оглы, к Администрации г.Тында, органу опеки и попечительства Управления образования г.Тында, Министерству социальной защиты населения Амурской области о предоставлении жилого помещения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тындинский городской прокурор обратился в суд в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Мамедова М.Н. оглы ссылаясь на то, что Мамедов М.Н. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Мамедова Г.Г. кызы признана безвестно отсутствующей на основании решения Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 16 мая 2014 года, отец Мамедов Н.М. оглы умер 10 января 2013 года.
Постановлением мэра города Тынды №2029 от 28 сентября 2018 года Мамедов М.Н. оглы поставлен на регистрационный учет, для обеспечения жилой площадью.
16 октября 2018 года им написано заявление в Администрацию города Тында о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как не имеющий закрепленного жилого помещения и нуждающийся в предоставлении жилья.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 19.09.2018 года за Мамедовым М.Н. оглы числится общая долевая собственность, доля в праве 1/3 квартиры площадью 43,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Однако, заседанием межведомственной комиссии по организации деятельности в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 сентября 2018 года вынесено решение о признании факта невозможности проживания Мамедова М.Н. оглы, 24.08.1997 года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
Непредставлением Мамедову М.Н. оглы во внеочередном порядке благоустроенного жилья нарушаются его права, предусмотренные Конституцией РФ.
Просит обязать Администрацию г.Тында Амурской области предоставить Мамедову М.Н. оглы по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в черте г.Тында Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв. м.
В судебное заседание не явились: истец Мамедов М.Н. оглы, извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, однако конверт был возвращен с отметкой «истек срок хранения»; представитель ответчика – Администрации г.Тынды, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, не просил рассмотреть дело в его отсутствие; представитель органа опеки и попечительства Управления образования г.Тында, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Р’ судебном заседании представитель истца – помощник Тындинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рванова Р.Р. исковые требования поддержала РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ, просила РёС… удовлетворить Р·Р° исключением указания Рѕ предоставлении жилья РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Выслушав сторону, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Международной конвенции о правах ребенка 1989 года провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со ст. 26, 27 указанной Конвенции государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании п. 4 ч.1 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Амурской области от 24.12.2012 N 132-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
В судебном заседании установлено, что Мамедов М.Н. оглы имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 16 мая 2014 года, согласно которому его мать Мамедова Г.Г. кызы признана безвестно отсутствующей, отец Мамедов Н.М. оглы умер 10 января 2013 года.
РР· представленных доказательств следует, что Мамедов Рњ.Рќ. оглы РЅРµ имеет закрепленного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, РЅРµ является членом семьи нанимателя жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 19.09.2018 года за Мамедовым М.Н. оглы числится общая долевая собственность, доля в праве 1/3 квартиры площадью 43,9 кв.м. (14,63 м.кв.), расположенной по адресу: <адрес>. Однако, заседанием межведомственной комиссии по организации деятельности в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 сентября 2018 года вынесено решение о признании факта невозможности проживания Мамедова М.Н. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
Постановлением мэра города Тынды №2029 от 28 сентября 2018 года Мамедов М.Н. оглы поставлен на регистрационный учет, для обеспечения жилой площадью.
Согласно ст.4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 15-ФЗ от 29.02.2012 года действие положений статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Мамедова М.Н. оглы не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Мамедов М.Н. оглы имеет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В силу положений ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке наделены органы местного самоуправления.
Ответчиком по делу является Администрация г. Тынды как представитель органа местного самоуправления муниципального образования г. Тынды.
Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п.8 Положения о предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного решением Муниципального Совета г. Тынды № 309 от 20.10.2005 года, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена: 33 кв.м. – для одиноко проживающих граждан; 42 кв.м – на семью из двух человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требование Тындинского городского прокурора в интересах Мамедова М.Н. оглы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. законным и обоснованным.
Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Тындинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах лица РёР· числа РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, Мамедова Митхуна Низами оглы, Рє Администрации Рі.Тында Рѕ предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Тынды предоставить Мамедову Митхуну Низами оглы благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенные в черте города Тынды Амурской области, площадью не менее 33 кв. м.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья В.А.Меринов
Мотивированное решение вынесено судом 23 ноября 2018 года.