Дело № 5-1334/2020
25RS0001-01-2020-004679-95
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 августа 2020 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края Тарбеева В.Ю., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Капитоновой Анастасии Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.Владивостока, зарегистрированной и проживающей в <адрес> не работающей, не замужем,
УСТАНОВИЛ:
26 июля 2020г. сотрудником УУП ОП № 1 УМВД РФ по г. Владивостоку в отношении Капитоновой А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении ПК-25 №160947758, предусмотренным ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 25 июля 2020г. в 13 час. 00 мин., по адресу: г. Владивосток ул. Светланская,38/40, Капитонова А.Ю. участвовала в публичном мероприятии - несанкционированном митинге, без уведомления органов исполнительной власти с группой граждан, при этом выкрикивая лозунги в рупор, чем нарушила п.2 ч.3 ст.6. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Капитонова А.Ю. и ее представитель Зубарев Д.В. в просили прекратить производство по делу, поскольку протокол не содержит описания события вменяемого правонарушения, не представлено доказательств нарушения Капитоновой А.Ю. общественного порядка.
Представитель УУП ОП №1 УМВД РФ по г.Владивостоку в судебном заседании не присутствовал; о дате и времени судебного заседания уведомлен заблаговременно надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщал; ходатайств об отложении не заявлял.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.30.6 КРФоАП, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОП №1 УМВД РФ по г.Владивостоку.
Суд, выслушав Капитоновой А.Ю. и ее защитника, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, полагает, что в действиях Капитоновой А.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе, ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: 1) скрывать свое лицо, в том числе, использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Судом установлено, подтверждается исследованными материалами дела, что 26 июля 2020г. сотрудником УУП ОП № 1 УМВД РФ по г. Владивостоку в отношении Капитоновой А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении ПК-25 №160947758, предусмотренным ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в соответствии с которым, 25 июля 2020г. в 13 час. 00 мин., по адресу: г. Владивосток ул. Светланская,38/40, Капитонова А.Ю. участвовала в публичном мероприятии - несанкционированном митинге, без уведомления органов исполнительной власти с группой граждан, при этом выкрикивая лозунги в рупор, чем нарушила п.2 ч.3 ст.6 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем, представленные в материалы дела фото, датированные 26.07.2020г., не свидетельствует о нарушении Капитоновой А.Ю. общественного порядка 25.06.2020г. Представленная в материалы дела видеозапись так же не подтверждает, что Капитонова А.Ю. 25.06.2020 г. в 13 час. 00 мин. не соблюдала общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Более того, 23.07.2020г. Капитоновой А.Ю. ст. оперуполномоченным ОУР УМВД России выписано официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения административных правонарушений, однако, фабула предостережения не содержит указания на недопущение /совершение каких-либо конкретных действий со стороны Капитоновой А.Ю., поскольку не заполнена сотрудником полиции, в связи с чем, не может быть признано судом в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, равно, как рапорт сотрудника ОУР УМВД РФ по г.Владивостоку Таратынова И.Е. от 26.07.20202г.(л.д.3), о задержании 26.07.2020г. Капитоновой А.Ю. в кафе Супра и предшествующем предостережении от 23.07.2020г. Рапорт сотрудника ОУР УМВД РФ по г.Владивостоку Новогородова А.В. от 26.07.2020г. (л.д.4) составлен так же не по факту совершения Капитоновой А.Ю. административного правонарушения, предусмотренного 25.07.2020г. в 13 час. 00 мин., а по факту ее обнаружения и передачи 26.07.2020г. на ул.П.Великого,1-А, в связи с чем, нет может являться доказательством совершения правонарушения 25.07.2020г..
Согласно материалу КУСП № 21002 от 26.07.2020 (13.42 час.) (л.д.5), из сообщения гр-на Корякина Н.М., поступившего в полицию 26.07.2020г. в 13.14 час. на телефон 02, следует, что 25.07.2020 в районе ул.Батарейная,3/6 он видел лиц с плакатами против Президента РФ Путина В.В, а так же подозрительную группу лиц на Площади. Результаты проверки сообщения отсутствуют.
Сотрудниками полиции данное лицо допрошено не было, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний должностным лицом не предупреждено.
Кроме того, из данного сообщения невозможно установить, каких людей видел Корякин Н.М. и в какое время; была ли среди них Капитонова А.Ю.
При таких обстоятельствах, сообщение КУСП суд так же признает недопустимым и неотносимым доказательством по делу.
В нарушение положений ст.26.2, в протоколе доставления от 26.07.2020г. (л.д.6) и в протоколе задержания от 26.07.2020г. (л.д.7) сотрудниками ОП №1 УМВД РФ по г. Владивостоку указано, что Капитонова А.Ю.задержана и доставлена в отдел Полиции №1 26.07.2020г. в связи с совершением правонарушения, предусмотренного ст.20.2 КРФоАП. Вышеуказанные протоколы не содержат указания на дату совершения ею правонарушения, а так же часть ст.20.2 КРФоАП.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Кроме того, по мнению судьи, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом без соблюдения требований ст.28.2 КоАП РФ, неполно и ненадлежащим образом описано событие вмененного Капитоновой А.Ю. административного правонарушения с учетом диспозиции ч. 5 ст.20.2 названного Кодекса.
Исследованные судом рапорта должностных лиц о выявленном административном правонарушении составлены 26.07.2020г., в то время как протокол об административном правонарушении в отношении Капитоновой А.Ю. составлен 25.07.2020г.
По смыслу требований ст. 28.2 КоАп РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства административного правонарушения.
Помимо отражения в протоколе диспозиции статьи КоАП РФ в протоколе должны быть отражены обстоятельства совершения правонарушения, а именно: в чем заключалось его участие в несогласованном митинге, шествии проведение публичного мероприятия, должна быть сделана ссылка на доказательства, подтверждающие факт участия в публичном мероприятии, какой порядок проведения митинга, шествия был нарушен, предъявлялось ли сотрудниками полиции к митингующим требования о прекращении массового мероприятия.
Из представленного суду протокола от 26.07.2020г. следует, что данные сведения сотрудником полиции в протоколе в отношении Капитоновой А.Ю. не отражены.
При этом исходя из предусмотренной статьей 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания нарушения участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, должна лежать на должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения им дела о таком правонарушении.
Как следует из разъяснений, данных в п. 33 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 28 от 26.06.2018 г., участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом из материалов дела не усматривается данных о том, что протоколом об административном правонарушении от 26.07.2020, составленном в отношении Капитоновой А.Ю. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вменяется невыполнение каких-либо обязанностей, установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
В силу ст. 26.2 ч.3 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу – ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Капитоновой А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с чем, административное производство в отношении Капитоновой А.Ю. по ч.5 ст.20.2 КоАП подлежит прекращению по основаниям ч.1 п.2 ст.24.5 КРФоАП.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Капитоновой Анастасии Юрьевны Капитоновой А.Ю. по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ прекратить по ч.1 п.2 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Тарбеева В.Ю.