Дело № 2-1-371/2024
64RS0008-01-2024-000504-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2024 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Свищевой Е.А.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Калашниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Культурно-досуговый центр Алексеевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в учреждение,
установил:
и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что вход в помещение муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» (далее – МБУК «КДЦ Алексеевского муниципального образования») по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Алексеевка, ул. Ленина, д. 20 не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми культурно-досуговым центром. Так, при входе в помещение имеются ступеньки, что не позволяет попасть в помещение лицам с ограниченными возможностями здоровья, кнопкой для вызова персонала вход помещения не оборудован. Информирующая табличка рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения отсутствует. 05.06.2023 в адрес директора МБУК «КДЦ Алексеевского муниципального образования» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено. Повторная проверка показала, что выявленные нарушения не устранены.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по оборудованию входа в здание МБУК «КДЦ Алексеевского муниципального образования», расположенное по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Алексеевка, ул. Ленина, д. 20, пандусом, кнопкой для вызова персонала и табличкой рельефноточечного шрифта Брайля, а также возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем оборудования входа в здание МБУК «КДЦ Липовского муниципального образования» пандусом, кнопкой для вызова персонала и табличкой рельефноточечного шрифта Брайля.
Представитель истца помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Калашникова в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика директор МБУК «КДЦ Алексеевского муниципального образования» Булдина Р.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица глава администрации Алексеевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Кушнарев А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области (bazarnj-karabulaksky.sar@sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, ознакомившись с представленными материалами, суд приходит к следующему.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В силу статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу в их нарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пунктов 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения указаны в строительных нормах и правилах «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр.
В силу пунктов 6.1.1, 6.1.2 указанных СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (пункт 6.5.9 указанных СП 59.13330.2020).
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», вход в помещение МБУК «КДЦ Алексеевского муниципального образования» по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Алексеевка, ул. Ленина, д. 20 не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственно пользоваться услугами, учреждением культуры.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 29.05.2024 (л.д.6) и не оспариваются ответчиком, третьим лицом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности по совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 167, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр Алексеевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области», выразившееся в непринятии мер по оборудованию входа в здание учреждения культуры, расположенное по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Алексеевка, ул. Ленина, д. 20, пандусом, кнопкой для вызова персонала и табличкой рельефноточечного шрифта Брайля.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговый центр Алексеевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» оборудовать вход в здание учреждения культуры, расположенное по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Алексеевка, ул. Ленина, д. 20, пандусом, кнопкой для вызова персонала и табличкой рельефноточечного шрифта Брайля – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в месячный срок со дня принятия.
Судья Е.А. Свищева