дело №2-2154/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Новороссийск
Октябрьского районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Схудобеновой М.А.
при секретаре Щербаковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Басалаевой ФИО8 к Администрации муниципального образования <адрес> об отказе в выдаче градостроительного плана
У С Т А Н О В И Л:
Басалаева Г.В. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным бездействия Администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в выдаче градостроительного плана.
В обоснование заявленных требований указала, что заявительница и ее муж Басалаев А.Н. являются сособственниками земельного участка площадью 600 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 23:47:011 8055:2051 (почтовый адрес ориентира: <адрес>, уч. 181-552). Собрав требуемый пакет документов, в феврале 2014г. ФИО1 подала заявление в Администрацию <адрес> о подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок, однако, получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ г., со ссылкой на то, что к ее участку не обеспечен проход/проезд. Считает отказ не законным и не соответствующим фактическим обстоятельствам, так как в действительности проезд к участку заявительницы существует. Отказ не обоснован ссылками на действующие законодательные акты, нарушает права заявительницы как собственника на владение и пользование своей вещью. Она фактически не может использовать участок под строительство, хотя по ГКН этот участок имеет вид разрешенного использования - ИЖС. Кроме того, в соответствии со ст. 51 Град. Кодекса РФ, градостроительный план земельного участка является одним из документов-оснований выдачи разрешения на строительство. Поскольку участок, который она купила, как и другие, соседние участки были выделены из одного большого участка, принадлежащего ФИО4, дороги внутри их квартала остались в собственности ФИО4 Однако, никаких проблем с проходом и проездом не возникает, т.к. дороги есть в наличии, и ФИО4 никому не препятствует по ним перемещаться, имеется письменное согласие от ФИО4 подтверждающее это. А вопрос об установлении частного сервитута является частным делом ФИО4 и собственников участков. Отказав в выдаче градостроительного плана, со ссылкой на то, что «...вернуться к рассмотрению данного вопроса возможно после предоставления соглашения на осуществление проезда по дороге...», которая находится в составе участка, принадлежащего ФИО4, Администрация тем самым понуждает заявительницу заключить гражданско-правовой договор с ФИО4, что незаконно, поскольку соглашения между субъектами гражданского права основаны на их собственной воле, и никто не вправе понуждать к заключению договоров. Кроме того, письменное соглашение от ФИО4 при подаче заявления о выдаче градостроительного плана предоставлялось.
Просит признать действия администрации МО <адрес>, выраженные в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, незаконными. Обязать администрацию МО <адрес> выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2051, расположенного по адресу: <адрес>, участок №181-552.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Басалаев А.Н.
Басалаева Г.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.
Представитель Басалаевой Г.В.. по доверенности Буйнова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Просила заявление удовлетворить.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства АМО <адрес> по доверенности Персина О.Т. возражала против удовлетворения заявления, считая отказ АМО <адрес> выраженный в письме № от 25.02.2014г. законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1 и ФИО6 являются сособственником земельного участка (по 1/2 доли каждый) площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0118055:2051, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года.
В феврале 2014 года Басалаева Г.В. обратилась в администрацию МО <адрес> с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного в <адрес> участок № кадастровый номер:23:47:0118055:2051, с приложением всех необходимых документов.
Письмом № от 25.02.2014г. администрация МО <адрес> отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2051 в виду отсутствия прохода и проезда к земельному участку и необходимости предоставления соглашения на осуществление проезда по дороге находящейся в частной собственности (собственник ФИО4). Отрезок земельного участка поставлен на Государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер (23:47:0118055:2339) с видом разрешенного использования- индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в судрешение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов.
Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ, земли населенных пунктов это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ч.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным земельным участкам, а также применительно к предназначенным для строительства и реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч.ч. 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных чч. 1-16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.
В соответствии с положениями ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а также положениями ст.3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на сновании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ документы.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (п. 2 ч. 4 ст. 36).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36).
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно- правовой акт, регулирующий такое использование земельных участков. Вместе с тем, отказ в реализации законного права не может быть оправдан отсутствием специального законодательства. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях.
Статьей 209 ГК РФ определено, что собственнику предоставлено право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ и ч.1 ст.260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Согласно положениям ст.56 ЗК РФ и ст.280 ГК РФ, ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что ограничения прав собственника земельного участка подлежат регистрации, однако и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему смотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается введение ограничений прав заявителя на принадлежащий земельный участок в установленном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться, в том числе, с учетом тактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
В соответствии с положениями ст.279 и ст.282 ГК РФ земельный участок может быть изъят муниципальным образованием у собственника для муниципальных нужд только путем выкупа по соглашению с собственником либо по решению суда.
На основании ст.1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из изложенного следует, что территориальное планирование не является основанием для возникновения либо прекращения права.
Таким образом, письмо № от 25.02.2014г. администрация МО <адрес>, которое явилось основанием для отказа, не прекратило права собственности ФИО1 на земельный участок и не ограничило право ФИО1, предусмотренное ст.263 ГК РФ, для возведения на нем зданий и сооружений.
Статья 20 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями ст.9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования (часть 2).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (часть 7).
Согласно ч.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Посредством проектов планировки можно как фиксировать сложившиеся границы «публичных» и «частных» земель, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например, предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих по земельным участкам, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Утвержденные с составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно ст.280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением.
Вместе с тем, таких решений в отношении принадлежащего Басалаевой Г.В. и Басалаеву А.Н. земельного участка не принималось, следовательно, и нет правовых оснований для ограничения заявительницы в праве использования спорного земельного участка по своему усмотрению, в том числе в праве застройки.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 23-AЛ 576913 и правоустанавливающих документов следует, что собственником (1/2доли) земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2051, расположенного по адресу: <адрес>, участок № является ФИО1 Каких либо ограничений и обременении на данный земельный участок не зарегистрировано.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из смысла указанной нормы администрация муниципального образования <адрес> должна была доказать законность и обоснованность своего отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118055:2051, расположенного по адресу: <адрес>, участок №181-552, принадлежащим Басалаевой Г.В. на праве собственности.
Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, доказательств правомерности оспариваемого отказа администрацией муниципального образования <адрес> представлено не было.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
В соответствии с п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает возможным возложить на АМО <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя, рассмотреть и принять решение по заявлению о выдаче Басалаевой Г.В. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2051, расположенного по адресу: <адрес>, участок №181-552.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:47:0118055:2051, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ №181-552.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:47:0118055:2051, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ №181-552.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.06.2014░.