К делу № 2-3158/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Качаевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Авакян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой О.А. к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога о признании отказа незаконным и обязании направления проекта договора купли-продажи земельного участка, -
УСТАНОВИЛ:
Самсонова О.А. обратилась в Таганрогский городской суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога о признании отказа незаконным и обязании направления проекта договора купли-продажи земельного участка.
В обосновании иска указано, что истец является собственником жилого дома, кадастровый (или условный) номер: № находящегося по адресу: <адрес>
Указанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером: № категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес> который используется на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от 19.10.2015 года, заключенного с КУИ г. Таганрога, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В мае 2018 года истец обратился в КУИ г. Таганрога с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность.
Письмом КУИ от 11.05.2018 года исх. №, истцу было отказано в приобретении земельного участка в собственность на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Таганрог (в редакции Решения Городской Думы от 01.04.2016 года №) используемый истцом земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2 пояс). Данный отказ истец считает незаконным, так как на сегодняшний день отсутствуют документы, позволяющие определить границы зон на местности согласно утвержденному в законном порядке проекту санитарной зоны, что не позволяет установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны.
Ссылаясь на положение п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 39.17 ЗК РФ истец просит суд признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, выраженный в письме от 11.05.2018 года исх. № в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью 599 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обязав КУИ г. Таганрога устранить допущенные нарушения путем направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании истец Самсонова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика КУИ г. Таганрога Барсуков С.В., действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, изучив все представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
В ходе судебного заседания установлено, что Самсонова О.А. на основании договора дарения жилого дома от 31.07.2017 года является собственником жилого дома, площадью 138,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с договором аренды № от 19.10.2015 года заключенного между КУИ г. Таганрога и Макавцовой К.А., земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в аренду Макавцовой К.А. на 20 лет.
Самсонова О.А. в мае 2018 года обратилась в КУИ г. Таганрога с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
11.05.2018 года КУИ г. Таганрога на заявление Самсоновой О.А. дан ответ №, в соответствии с которым, земельный участок по адресу: <адрес> согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № (в редакции Решения Городской Думы города Таганрога от 02.10.2017 года №), расположен во 2-м поясе зоны санитарной охраны грунтового водопровода (2-й пояс). В связи с чем, предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № общей площадью 599 кв.м. не представляется возможным.
Суд не может согласиться с доводами, изложенными в ответе КУИ г. Таганрога в связи со следующими обстоятельствами.
Жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке, который сформирован и поставлен на кадастровый учет с площадью 599+/-1 кв.м. под номером № имеет вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, что говорит о существовании данного земельного участка как объекта правовых отношений.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (статья 85 Земельного кодекса РФ).
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса (пункт 3).В соответствии с частью 6 статьи 39.16 Земельного кодекса одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Федеральным законом от 19.06.2007 года № 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 13 сентября 2012 года №, уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Министерство ЖКХ РО).
Утверждение проектов зон санитарной охраны осуществляется Министерством ЖКХ РО в течение 10 рабочих дней со дня получения санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области и оформляется приказом Министерства ЖКХ РО.
Министерство ЖКХ области в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа об утверждении проекта зон санитарной охраны направляет его копию заявителю и органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, применительно к территории, которых утверждается проект зон санитарной охраны.
Из ответа Администрации г. Таганрога от 08.06.2018 года № следует, что в соответствии с имеющейся в распоряжении комитета по архитектуре и градостроительству земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер № находится в зоне регулирования застройки с режимом 6Б, в приаэродромной территории аэродрома Таганрога (Центральный) и Таганрог (Южный), во 2-м поясе зоны санитарной охраны грунтового водопровода г. Таганрога.
В материалах дела имеется ответ на судебный запрос из МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога от 15.06.2018 года, согласно которому согласно схемы границ 2 пояса зоны санитарной охраны Грунтового водопровода г. Таганрога (с указанием поворотных точек границы), выполненной ООО «НПК «БКТ» по описанию, изложенному в Постановлении Совета депутатов трудящихся Ростовской области от 1951 года и в решении Исполнительного Комитета РО Совета депутатов трудящихся от 29.07.1966 года №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в зону санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2 пояс) не входит.
Необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне является установление точных границ санитарной охранной зоны.
Ответчиком в ходе рассмотрения гражданского дела не представлено доказательств, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № (в редакции решения Городской думы города Таганрога от 02.10.2017 года №) проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в г. Таганроге, разработаны и утверждены, и что спорный земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, суду не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок находится во 2-м поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, суд учитывает, что истец имеет в собственности жилой дом общей площадью 138,3 кв.м., в связи с чем, истец имеет право приобрести в собственность спорный земельный участок путем выкупа.
Суд соглашается с истцом о неправомерности позиции КУИ г. Таганрога о невозможности предоставления в собственность земельного участка истцу, поскольку спор о границах земельного участка отсутствует, а также ограничения в обороте земельного участка, не может являться основанием для отказа истцу в приобретении ему в собственность земельного участка.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации права на недвижимое имуществом и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном действующим законодательством.
Оценив, представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска об обязании КУИ г. Таганрога заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
С учетом удовлетворения исковых требований, суд находит необходимым в целях исполнения решения суда в части заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка, с учетом разумности и соблюдая принцип баланса сторон полагает установить срок его исполнения в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самсоновой О.А. к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога о признании отказа незаконным и обязании направления проекта договора купли-продажи земельного участка, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, содержащееся в письме от 11.05.2018 года №, об отказе в предоставлении за плату в собственность Самсоновой О.А. земельного участка площадью 599 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Комитет по управлению имуществом г. Таганрога в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, подготовить и направить Самсоновой О.А. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 599 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Л.В. Качаева
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2018 года.