Решение по делу № 8а-4544/2021 [88а-5921/2021] от 18.05.2021

Дело № 2а-324/2020,

     № 88а-5921/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                    28 июля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Груздева Г.М. на решение Поронайского городского суда Сахалинской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Груздева Г.М. к администрации Поронайского городского округа Сахалинской области, межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Поронайского городского округа о признании заключения незаконным и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Поронайского городского суда Сахалинской области от 5 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 марта 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Груздевой Г.М. к администрации Поронайского городского округа Сахалинской области (далее – Администрация), межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Поронайского городского округа (далее – Межведомственная комиссия) о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии от 7 июля 2017 года № 236, которым многоквартирный дом № 97 по ул. Лесная в с. Гастелло Поронайского района Сахалинской области был признан аварийным и подлежащим сносу, в части <адрес> поскольку, по мнению административного истца, данное жилое помещение соответствует установленным требованиям, а также о возложении на Администрацию обязанности выдать Груздевой Г.М. разрешение на реконструкцию указанного многоквартирного дома.

8 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Груздевой Г.М., поданная ею 13 мая 2021 года через Поронайский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Поронайского городского суда Сахалинской области от 5 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Груздева Г.М. является собственником квартиры с кадастровым номером , площадью 45,9 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 21 августа 2015 года сделана регистрационная запись .

Квартира дома по указанному выше адресу находится в муниципальной собственности муниципального образования Поронайский городской округ Сахалинской области.

Заключением Межведомственной комиссии от 7 июля 2017 года № 236 установлено наличие оснований для признания многоквартирного дома № 97 по ул. Лесная в с. Гастелло Поронайского района Сахалинской области аварийным и подлежащим сносу, поскольку в результате проведённого с 14 по 17 июня 2017 года обследования его технического состояния было установлено, что 1/2 части данного дома находится в непригодном для дальнейшего проживания граждан аварийном состоянии.

Постановлением Администрации от 13 октября 2017 года № 1088 ряд многоквартирных домов, включая и расположенный по адресу: Сахалинская область, Поронайский район, с. Гастелло, ул. Лесная, д. 97, признаны аварийными и подлежащими сносу.

11 сентября 2018 года Администрацией принято постановление № 988, которым Груздева Г.М. включена в муниципальную программу обеспечения населения Поронайского городского округа качественным жильём на 2015-2020 годы.

Обжалуя в рамках настоящего административного дела заключение Межведомственной комиссии от 7 июля 2017 года № 236, административный истец ссылался на то, что он поддерживает надлежащее техническое состояние принадлежащей ему <адрес> в <адрес>, которая после проведённого ремонта является пригодной для проживания.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе содержание отчёта по результатам инженерного обследования строительных конструкций жилого дома от 20 июня 2017 года № 18/441*-2, составленного обществом с ограниченной ответственностью «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстрой», содержание заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью «Трансстрой-Тест» от 21 сентября 2020 года № 666, установив, что <адрес> в <адрес> находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что приводит к недопустимому снижению уровня надёжности здания, прочности и устойчивости его строительных конструкций в целом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьёй 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 34, 42, 43, 44, 47 Положения, пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку по состоянию на 7 июля 2017 года у Межведомственной комиссии имелись предусмотренные действующим законодательством основания для составления заключения № 236 о наличии оснований для признания многоквартирного дома № 97 по ул. Лесная в с. Гастелло Поронайского района Сахалинской области аварийным и подлежащим сносу.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.

Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что <адрес> указанном выше многоквартирном доме пригодна в настоящее время для постоянного проживания граждан, не свидетельствует о том, что весь многоквартирный дом не является аварийным и подлежащим сносу.

Как уже указывалось выше, в силу прямого указания части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения также являются непригодными для проживания. Возможность признания пригодными для проживания отдельных квартир, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, действующим законодательством не предусмотрена.

Иные доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно привлёк к участию в деле в качестве административного ответчика Межведомственную комиссию, что суды неверно оценили результаты проведённой обществом с ограниченной ответственностью «Трансстрой-Тест» экспертизы, – по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Положениями частей 2 и 3 статьи 239 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.

Указание в кассационной жалобе на необоснованное применение судами положений частей 1 и 8 статьи 219 КАС РФ также не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о пропуске административным истцом срока обжалования заключения Межведомственной комиссии от 7 июля 2017 года № 236 не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу и правомерно оставлены без удовлетворения.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку.

Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Поронайского городского суда Сахалинской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Груздева Г.М. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-4544/2021 [88а-5921/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Груздева Галина МИхайловна
Ответчики
Администрация Поронайского городского округа
Другие
Межведомственная комиссия Администрации Поронайского городского округа
Пегий С.Ю.
Пегий Т.О.
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
28.07.2021Судебное заседание
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее