УИД:<...>
Дело № 2а-132/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
при секретаре Назаровой Е.А.,
с участием административного истца Горбатюка Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбатюка Б.В. к Отделению (территориальное, г.Брянск) Федерального государственного казенного учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
установил:
Горбатюк Б.В. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Отделение (территориальное, г.Брянск) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Отделение (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ) об отказе в признании его участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признании права на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включении его с составом семьи 2 человека в списки получателей государственного жилищного сертификата. В обоснование административных исковых требований Горбатюк Б.В. указал, что проходил срочную военную службу, после зачислен на сверхсрочную службу на срок 2 года, на должность <...>. В связи с прохождением службы на территории закрытого военного города <адрес>, административному истцу предоставлено жилое помещение по <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства Горбатюк Б.В., а также его <...> ФИО1 Административный истец другого жилого помещения в собственности не имеет, в трудовых отношениях с войсковой частью не состоит, связь с Министерством обороны РФ утратил, в связи с чем, по мнению административного истца, последний имеет право на переселение из закрытого военного городка.
<дата> административный истец обратился в Отделение (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №151, однако <дата> получил отказ со ссылкой на несоответствие его требованиям, предусмотренным названной выше целевой программы. Горбатюк Б.В. полагает, что его право на включение в программу на получение государственного жилищного сертификата возникло ввиду проживания в составе семьи 2 человека на территории закрытого военного городка.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям административного иска, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков Отделение (территориальное, г.Брянск) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, представители заинтересованных лиц Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, «Войсковая часть №» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав Горбатюка Б.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд в силу положений статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 53 (ред. от 04.07.2019) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1).
Пункт 5 Правил устанавливает категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, согласно подпункту «б» пункта 5 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, причины утраты гражданином связи с военным ведомством, а также принятие в установленном порядке уполномоченными органами решения и переселение граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является, в том числе несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (статья 22 Правил).
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих», определено, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р город <адрес> входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами учетного дела, что Горбатюк Б.В. вселен в квартиру <адрес> в качестве члена семьи нанимателя ФИО2
Из поквартирной карточки следует, что ФИО2 зарегистрирована в квартире <адрес> с <дата> по <дата>, кроме того в качестве члена семьи нанимателя с <дата> зарегистрирован <...> ФИО3
ФИО2 не являлась военнослужащей, работала в должности <...> в связи, с чем на период работы обеспечена квартирой.
В период с <дата> по <дата> Горбатюк Б.В. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР, уволен в запас по выслуге установленного срока службы, исключен из списков личного состава части, что подтверждается архивной справкой и не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.
<...>.
В настоящее время Горбатюк Б.В. проживает на территории закрытого военного городка <адрес>, имеет регистрацию по месту жительства.
<дата> Горбатюк Б.В. обратился с заявлением к начальнику Отделение (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №151 от 26 марта 2006 года, поскольку относится к категории граждан подлежащих отселению из закрытого военного городка.
По результатам рассмотрения заявление принято решение № от <дата> об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153.
Поскольку Горбатюк Б.В. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состоял на учете и не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, а также на жилищном учете Брянской городской администрации среди граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, решения в отношении административного истца уполномоченным органом в установленном порядке о переселении с территории закрытого военного городка не принималось, переселение не проводилось, что не оспаривалось в судебном заседании Горбатюком Б.В., в связи, с чем суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого решения № от <дата> об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Доводы Горбатюка Б.В. о том, что ранее <дата> последний был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, однако в последующем исключен, в связи с чем, оспариваемое решение № от <дата> является незаконным, суд отклоняет, поскольку решение административного ответчика об исключении Горбатюка Б.В. и членов его семьи из состава участников основного мероприятия, не имеет правового значения для настоящего дела, не оспорено административным истцом в установленный законном срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Горбатюка Б.В. к Отделению (территориальное, г.Брянск) Федерального государственного казенного учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Т.И.Ткаченко
Решение суда принято в окончательной форме 3 февраля 2020 года.