Судья Утянский В.И. Дело № 11RS0005-01-2024-002288-98
(№ 2-2091/2024 г.)
(№ 33-7360/2024 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Никитенковой Е.В. и Сироткиной Е.М.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2024 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Лужнова Е.С. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 8 августа 2024 года, по которому
в удовлетворении административных исковых требований Лужнова Е.С. к ФССП России, УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми о признании действий (бездействия) и решения об отказе в выдаче справки незаконными, обязании выдать справку установленного образца, обязании предоставить сведения об организации-кредиторе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Лужнова Е.С., Степановой Е.Я. – представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Отделения судебных приставов по г.Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лужнов Е.С. обратился в суд с административным иском к Отделению судебных приставов по г.Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - ОСП по г.Ухте), судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Ухте Носовой Н.А. о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ухте Носовой Н.А. и решения об отказе выдать справку, подтверждающую соблюдение в отношении него условий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», обязании выдать справку, подтверждающую на дату ее выдачи, что выданные в отношении него не позднее чем за один год до даты обращения исполнительные документы имущественного характера, а именно: судебные приказы №2-1236/2021, №2-3570/2021 и №2-813/2022 мирового судьи Ярегского судебного участка г. Ухты, судебный приказ №2-597/2021 мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара, исполнительный лист <Номер обезличен>, выданный Сыктывкарским городским судом, постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте от 5 июля 2021 года, 3 августа 2021 года, 7 февраля 2022 года, 2 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора, - предъявлялись к исполнению, но не были исполнены, обязании предоставить сведения об организации, являющейся кредитором истца (ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми) и информацию об имеющихся перед ним денежных обязательствах, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и компенсации морального вреда в размере 65 000 рублей, указав в обоснование требований, что, имея намерение подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о признании банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», обратился 13 ноября 2023 года в ОСП по г. Ухте с заявлением о предоставлении справки установленной формы; 12 декабря 2023 года ему выдана справка, в которой указано 6 исполнительных документов имущественного характера (судебные приказы и исполнительный лист), но не указаны постановления о взыскании исполнительского сбора. Повторное обращение от 5 февраля 2024 года рассмотрено с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ухте ему причинен моральный вред (л.д.14-19).
В письменных заявлениях от 3 июня и 8 августа 2024 года истец дополнил исковые требования и просил взыскать расходы по проезду, связанные с повторным обращением в ОСП по г.Ухте 5 февраля 2024 года, прокуратуру г. Ухты 19 марта 2024 года, почтовые расходы и расходы по проезду и явке в суд 3 июня и 8 августа 2024 года (л.д.75-76,99-100).
Определениями судьи Ухтинского городского суда от 16 мая 2024 года и 24 июня 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России), Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - УФССП России по Республике Коми) (л.д.48,91).
На основании определения от 3 июня 2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства с учетом положений части 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и заявленного истцом требования о компенсации морального вреда (л.д.90).
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Иные лица в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лужнов Е.С. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФССП России просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, на исполнении в ОСП по г.Ухте в отношении должника Лужнова Е.С. находились исполнительные производства: <Номер обезличен>, возбужденное на основании судебного приказа №2-1236/2021 от 16 марта 2023 года, выданного мировым судьей Ярегского судебного участка г.Ухты, о взыскании в пользу ... задолженности по платежам в размере 289 рублей 41 копейки, <Номер обезличен>, возбужденное на основании судебного приказа №2-813/2022 от 8 ноября 2022 года, выданного мировым судьей Ярегского судебного участка г.Ухты, о взыскании в пользу ... задолженности по платежам в размере 5 579 рублей 80 копеек, <Номер обезличен>, возбужденное на основании судебного приказа №2-3570/2021 от 15 марта 2023 года, выданного мировым судьей Ярегского судебного участка г.Ухты, о взыскании в пользу АО «Коми энергосбытовая компания» задолженности по платежам в размере 200 рублей, <Номер обезличен>, возбужденное на основании судебного приказа №2-597/2021 от 20 апреля 2023 года, выданного мировым судьей Куратовского судебного участка г.Сыктывкара, о взыскании в пользу ... задолженности по кредитным платежам в размере 12 346 рублей 41 копейки, <Номер обезличен>, возбужденное на основании исполнительного листа Сыктывкарского городского суда <Номер обезличен> от 20 апреля 2023 года, о взыскании в пользу ... задолженности по кредитным платежам в размере 870 348 рублей 28 копеек, <Номер обезличен>, возбужденное на основании судебного приказа <Номер обезличен> от 15 октября 2023 года, выданного мировым судьей Ярегского судебного участка г.Ухты, о взыскании в пользу ... задолженности по платежам в размере 33 433 рублей 35 копеек, <Номер обезличен>, возбужденное на основании исполнительного листа<Номер обезличен> от 18 февраля 2023 года, выданного мировым судьей Ярегского судебного участка г.Ухты, о взыскании в пользу ... задолженности по платежам в размере 9 046 рублей 18 копеек (л.д.105-149).
Все исполнительные производства, за исключением <Номер обезличен>, окончены постановлением судебного-пристава-исполнителя ОСП по г.Ухте в связи с невозможностью исполнения.
13 ноября 2023 года Лужнов Е.С. обратился в ОСП по г. Ухте с заявлением в произвольной форме о предоставлении справки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3.1 статьи 223.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в заявлении ошибочно указан подпункт 1), в связи с намерением обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (л.д.56).
В ответ на заявление Лужнова Е.С. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте направлена информация о наличии в отношении него исполнительных производств и суммах задолженности (ответ от 11 декабря 2023 года - л.д.58).
21 ноября 2023 года Лужнов Е.С. обратился в ОСП по г. Ухте с заявлением установленной формы о выдаче справки, подтверждающей, что на дату ее выдачи выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично (л.д.59-60).
В ответ на обращение судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте Носовой Н.А. 12 декабря 2023 года истцу выдана справка установленной формы, в которой указано 7 исполнительных документов имущественного характера, выданных не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке, которые предъявлялись к исполнению: судебные приказы №2-617/2018, 2-4327/2022, 2-1236/2021, 2-813/2022, 2-3570/2021,выданные Ярегским судебным участком г. Ухты 16 февраля 2018 года, 27 сентября 2022 года,19 марта 2021 года, 11 февраля 2022 года и 21 июня 2021 года соответственно, исполнительный лист <Номер обезличен>, выданный Сыктывкарским городским судом 3 июня 2021 года, судебный приказ № 2-597/2021, выданный Куратовским судебным участком г. Сыктывкара 5 марта 2021 года (л.д.22-23).
5 февраля 2024 года Лужнов Е.С. обратился в ОСП по г.Ухте с заявлением, в котором просил выдать ему справку установленного для внесудебного банкротства образца с указанием в ней вынесенных в отношении него постановлений о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам, возбужденным на основании указанных в предыдущей справке исполнительным документам (л.д.39).
Ответом на обращение за подписью судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте Носовой Н.А. от 2 апреля 2024 года исх.<Номер обезличен>, направленным простой почтовой корреспонденцией, заявитель проинформирован о порядке выдачи справки и её форме, установленной приложением №7 к приказу Минэкономразвития России <Номер обезличен> от 9 октября 2023 года, и отсутствии оснований для отражения в справке всех видов исполнительных документов, выданных в отношении должника (л.д.40-41).
По доводам иска Лужнова Е.С., в справке установленной формы должны быть также отражены постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте Носовой Н.А. о взыскании с него исполнительского сбора, а именно: постановление от 5 июля 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей, от 3 августа 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 60 924 рублей 37 копеек, от 7 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей, от 2 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей, от 2 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>, от 2 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей в рамках исполнительного производства <Номер обезличен> (л.д.14-19).
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования Лужнова Е.С. и отказывая в их удовлетворении, руководствовался положениями подпункта 2 пункта 1, подпункта 2 пункта 3.1 статьи 223.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статей 10 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьи 9.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», приказа Минэкономразвития России от 9 октября 2023 года №706 и исходил из того, что должностным лицом ОСП по г.Ухте правомерно не отражены в справке сведения о постановлениях, которыми с истца взыскан исполнительский сбор, так как эти постановления вынесены позднее даты выдачи основных исполнительных документов имущественного характера (судебных приказов и исполнительных листов) и исполнялись в рамках основных исполнительных производств без выделения в отдельное исполнительное производство; при ответах на обращения истца неправомерного бездействия ответчиками не допущено, права истца на получение информации не нарушены.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в силу статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса (пункт 1)
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу пункта 2 статьи 119 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Статья 16 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 80 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (пункт 18 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
Необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению вреда, в том числе по компенсации морального вреда, являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Одним из условий возложения обязанности по компенсации морального вреда является причинение лицу физических и (или) нравственных страданий неправомерными действиями (бездействием) причинителя вреда, нарушающими личные неимущественные права потерпевшего либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
При нарушении имущественных прав компенсация морального вреда возможна лишь в случаях, предусмотренных законом, или когда неправомерные действия (бездействие), нарушающие имущественные права, повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав потерпевшего.
Таким образом, по общему правилу, компенсация морального вреда осуществляется при нарушении личных неимущественных прав или иных нематериальных благ гражданина, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, возможна компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав.
Исходя из этого компенсация морального вреда при незаконности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов возможна в том случае, если моральный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
В том случае, когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается, если это прямо предусмотрено федеральным законом, или когда действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав гражданина.
По данному делу факта совершения судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Ухте действий, повлекших нарушение личных неимущественных прав истца при рассмотрении его требования о выдаче справки, не установлено.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 223.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более одного миллиона рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если в отношении его соблюдаются одновременно следующие условия: основной доход гражданина составляет страховая пенсия (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата или пенсия, назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»; выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично; у гражданина на дату подачи заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, за исключением предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта доходов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.1 статьи 222.3 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи к такому заявлению прилагается справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи. Указанная справка выдается гражданину в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
Статьей 9.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что по заявлению должника-гражданина банк или иная кредитная организация, организация или иное лицо, выплачивающие должнику-гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и (или) иные периодические платежи, подразделение судебных приставов, в котором ведется или прекращено исполнительное производство, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня обращения должника-гражданина выдают ему справку, предоставление которой для целей внесудебного банкротства предусмотрено подпунктом 2 пункта 3.1, или подпунктом 2 пункта 3.2, или пунктом 3.3 статьи 223.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, установленных пунктом 3.6 статьи 223.2 указанного Федерального закона. Форма указанного заявления и форма такой справки, содержащей в том числе информацию о дате выдачи исполнительного документа, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Пунктом 3.6 статьи 223.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что для целей выдачи справок или предоставления сведений о том, что в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем третьим подпункта 2, абзацем третьим подпункта 3 или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, сроки, предусмотренные абзацем третьим подпункта 2, абзацем третьим подпункта 3 и подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, исчисляются банком или иной кредитной организацией, организацией или иным лицом, выплачивающими должнику-гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и (или) иные периодические платежи, подразделением судебных приставов, которые выдают соответствующую справку или предоставляют сведения, с даты выдачи (вынесения) непосредственно того исполнительного документа, который исполняется соответственно этими органом, лицом, организацией. В качестве такого документа признается также документ, имеющий силу исполнительного документа, в том числе поручение налогового органа.
Форма заявления о выдаче справки и форма справки, подтверждающей, что на дату ее выдачи выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично, утверждены приказом Минэкономразвития России от 9 октября 2023 года №706 (приложения №№ 3 и 7 к приказу).
Утвержденная приказом Минэкономразвития России от 9 октября 2023 года №706 форма справки предусматривает указание в справке вида исполнительного документа, а при наличии нескольких исполнительных документов указывается исполнительный документ, имеющий более раннюю дату выдачи (вынесения).
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, в частности, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы; постановления судебного пристава-исполнителя, постановления Федеральной службы судебных приставов.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (часть 1); основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено указанное постановление (часть 15 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ).
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 16 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Ухте Носовой Н.А. в выданной истцу на основании его заявления от 21 ноября 2023 года справке установленной формы указаны все исполнительные документы имущественного характера, которые предъявлялись к исполнению в службу судебных приставов и требования по которым не были исполнены или исполнены частично.
Сведения о постановлениях судебного пристава-исполнителя о взыскании с Лужнова Е.С. исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Ухте в процессе исполнения указанных в справке исполнительных документов, правомерно не отражены в справке, так как постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены судебным приставом-исполнителем позднее даты выдачи основного исполнительного документа имущественного характера, при исполнении которого и принималось решение о взыскании с должника исполнительского сбора.
По сообщению службы судебных приставов, отдельные исполнительные производства по неисполненным постановлениям о взыскании с Лужнова Е.С. исполнительского сбора, не возбуждались, исполнительский сбор не взыскивался (л.д.105).
Довод апелляционной жалобы Лужнова Е.С. о незаконности решения суда в этой части со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 223.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, поэтому при неуказании в заявлении и справке постановлений о взыскании исполнительского сбора этот сбор может быть с него взыскан, подлежит отклонению.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 223.2 и абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов с указанием их наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 223.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве завершается процедура внесудебного банкротства гражданина и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона; задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью.
В силу пункта 2 статьи 223.6 указанного Федерального закона освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке; если в заявлении гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении; если в таком заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности.
Форма представления указанных в абзаце четвертом пункта 3 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» списков кредиторов гражданина утверждена приказом Минэкономразвития России от 5 августа 2015 года № 530 и предусматривает указание основания возникновения и сумму основного обязательства, в том числе подлежащие уплате проценты, а также размер просроченной задолженности по сумме основного обязательства (с процентами) по состоянию на дату составления списка кредиторов гражданина (за исключением неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды и иных финансовых санкций, начисленных на сумму основного обязательства).
Таким образом, в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке должна быть указана сумма основного обязательства, к которому исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в процессе принудительного исполнения основного исполнительного документа, по смыслу приведенных положений статей 213.4 и 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не относится.
Кроме того, в силу пункта 7.1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается в случае включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.1 статьи 69.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что при включении сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам в отношении требований, указанных должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты на имущество должника-гражданина и иные ограничения распоряжения этим имуществом, наложенные им в ходе исполнительных производств, оконченных в соответствии с настоящей частью.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 и пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается также в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, в частности, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Одним из условий, которое должно соблюдаться при обращении гражданина с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, является отсутствие у гражданина на дату подачи такого заявления имущества, на которое может быть обращено взыскание, за исключением предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта доходов (пенсионные выплаты) (абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве»).
Соответственно, включение сведений о завершении в отношении гражданина процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве подтверждает отсутствие у гражданина имущества, на которое может быть обращено взыскание, что с учетом приведенных положений пункта 3 части 1 статьи 47 и пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является основанием для окончания исполнительного производства, в том числе и по исполнению постановлений о взыскании с должника исполнительского сбора.
С учетом изложенного, неуказание судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Ухте в справе установленной формы постановлений о взыскании с истца исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе принудительного исполнения основного исполнительного документа (судебных приказов мирового судьи и исполнительного листа, выданного судом), соответствует требованиям закона и прав Лужнова Е.С. не нарушает.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.
Согласно статье 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10 Закона).
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» предусмотрено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Статья 16 указанного Федерального закона, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 Гражданского кодекса РФ).
Из материалов настоящего дела и надзорного производства <Номер обезличен>, которое исследовалось судом первой инстанции (л.д.151 оборот), следует, что ответ на заявление Лужнова Е.С. от 5 февраля 2024 года, поступившее в ОСП по г.Ухте 5 февраля 2024 года (л.д.36-38), дан судебным приставом-исполнителем 2 апреля 2024 года исх.<Номер обезличен> (л.д.73) и направлен истцу простой корреспонденцией не 28 февраля 2024 года, как ошибочно указано в решении суда, а 2 апреля 2024 года (передан в отделение почтовой связи 3 апреля 2024 года), что подтверждается скрин-шотом, имеющимся в материалах настоящего дела (л.д.74), и реестром <Номер обезличен> отправки исходящей корреспонденции в надзорном производстве.
Однако нарушение установленного законом срока при рассмотрении заявления истца от 5 февраля 2024 года о выдаче справки установленного образца с указанием в ней постановлений о взыскании исполнительского сбора не привело к нарушению личных неимущественных прав истца, в том числе права на информацию, так как справка установленной формы для внесудебного банкротства выдана истцу 12 декабря 2023 года, в ответе судебного пристава-исполнителя от 11 декабря 2023 года на заявление от 13 ноября 2023 года дана информация о всех исполнительных производствах, возбужденных в отношении истца, и разъяснено право при несогласии с информацией обратиться в суд.
Соответственно, суд правомерно отказал истцу в требовании о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы жалобы о незаконности рассмотрения дела судом по правилам гражданского судопроизводства подлежат отклонению, так как в силу части 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В пункте 2 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; по итогам рассмотрения дел данной категории судами могут приниматься решения, влекущие имущественные последствия для граждан и организаций, если в соответствии с законодательством это необходимо для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, организации, например, требуется возвратить излишне уплаченные (взысканные) налоговые, таможенные платежи, страховые взносы, исполнительский сбор; выплатить компенсацию за незаконные решения, действия (бездействие) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; требования, не вытекающие из публичных правоотношений, включая требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, совершением действий (допущенным бездействием), могут быть отдельно предъявлены гражданином или организацией в порядке гражданского, арбитражного судопроизводства.
По данному делу истцом заявлены требования об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ухте, которые рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, и о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, которое рассматривается в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Принимая во внимание характер заявленных Лужновым Е.С. требований, их взаимную связь между собой, раздельное рассмотрение этих требований не будет соответствовать целям эффективного правосудия, поэтому суд правомерно перешел к рассмотрению требований Лужнова Е.С. п правилам гражданского судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании положений Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому вопросу.
Указание в решении в перечне норм, которыми руководствовался суд, статей 175,177, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ ошибочно, однако это обстоятельство не привело к принятию неправильного решения и само по себе в силу части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не влечет отмены судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков, не извещенных, по мнению Лужнова Е.С., надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не может быть принят во внимание, так как вопрос извещения ответчиков и их явки в суд прав истца не затрагивает, а полномочий действовать в интересах ответчиков Лужнов Е.С. не имеет.
Судебное извещение о проведении 8 августа 2024 года судебного заседания по делу направлено (вручено) всем ответчикам (л.д.96,103-104) и неявка ответчиков на судебное заседание является их волеизъявлением.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от8 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лужнова Е.С. – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2024 года