Дело № 2-2521/2022, 11-88/2022
УИД 23MS0121-01-2022-003021-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Наумова С.Н.,
при секретаре Шатохиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Долгополову Геннадию Александровичу о взыскании задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе представителя Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение мирового судьи судебного участка № 121 Апшеронского района Краснодарского края от 05 октября 2022 года,
установил:
НКО «Фонд капитального ремонта МКД» обратился в суд с иском к Долгополову Г.А. о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт.
Требования обоснованы тем, что Долгополов Г.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, в связи с чем, у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт. Между тем, ответчик свои обязанности не исполняет, в связи с чем, за период с 01.05.2016 г. по 31.01.2022 г. образовалась задолженность в размере 19 136,19 рублей, пеня 3 486,67 рублей. Поэтому просит взыскать задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в размере 19 136,19 рублей, пеня 3 486,67 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины – 439,33 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 121 Апшеронского района Краснодарского края от 05 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» просит отменить решение мирового судьи, полагая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела.
Представитель НКО «Фонд капитального ремонта МКД» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Долгополов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, исходя из положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения мирового судьи по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ч. 1 и 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в частности: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Законом Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края» (принят Законодательным Собранием Краснодарского края 26 июня 2013 года) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов отнесены права: создания специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения порядка актуализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 сентября 2013 года № 767-р, создана некоммерческая организация «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», а постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 года № 1638, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
На основании п. 1 ст. 22 Закона Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ, региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов подлежит актуализации не реже одного раза в год.
Из материалов дела следует, что Долгополову Г.А. на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>А.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года № 1295, в ходе актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, включен в перечень многоквартирных домов (под №), подлежащих капитальному ремонту в соответствии с утвержденной ранее региональной программой.
Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Пунктом 2.1 ст. 6 Закон Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ (в редакции, действовавшей на момент актуализации программы капитального ремонта), в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в таких многоквартирных домах по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Поскольку постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года № 1295, официального опубликовано в декабре 2015 года на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, то у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>А, возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с 01 мая 2016 года.
В соответствии с частями 3, 5-7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции 31 января 2016 года) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт /ч. 5.1/.
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции РФ.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Учитывая изложенное, положение ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства, постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края № 310 от 18 мая 2016 года внесены изменения в постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 22 июля 2014 года № 305 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», которыми в реестр многоквартирных домов под № 55 включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А, что явилось основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта МКД».
Между тем, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2021 года постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского район Краснодарского края № 310 от 18 мая 2016 года в части включения в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, собственники помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А (п. 55 реестра), признано недействующим со дня вступления в законную силу, то есть с 18 мая 2016 года, ввиду принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с нарушением положений ст.ст. 44, 46, 170, 176 Жилищного кодекса РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 07 сентября 2021 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Кроме этого, постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 15 сентября 2022 г. № 499, п. 55 исключен из приложения к постановлению от 22 июля 2014 г. № 305 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта».
В соответствии с ч. 4 ст. 181 Жилищного кодекса РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Исходя из положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что вступившим в законную силу решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2021 года установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора по существу, в связи с чем, оно имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Оценив доказательства по делу в порядке, предусмотренном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции установил, что до настоящего времени органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, при этом, собственники помещений в данном доме не принимали решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Принимая решение по делу, мировой судья, исходя из вышеуказанных положений жилищного законодательства, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 12 апреля 2016 года № 10-П, пришел к выводу о том, что у НКО «Фонд капитального ремонта МКД» отсутствует право требования от собственников помещений в многоквартирном доме исполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт.
С выводами суда первой инстанции нет оснований не согласиться.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства дела, имеющие значения для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.
Решение мирового судьи отвечает требованиям ст. ст. 195-198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на установленных обстоятельствах, исследованных доказательствах, которым дана оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Бремя доказывания подлежащих установлению юридически значимых обстоятельств по делу определено с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права. Требования процессуального закона при принятии решения мировым судьей не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный дом не исключен из региональной программы и с собственников помещений в многоквартирном доме не снята обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 121 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░