Решение по делу № 2-666/2020 от 28.08.2020

Дело № 2-666/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курчатов Курской области                                 27 октября 2020 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Иванниковой О.Н.,

с участием помощника Курчатовского межрайонного прокурора Сергеевой Н.В.,

представителя ответчика МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области Соглаева А.Ф., действующего на основании доверенности от 26.10.2020г.,

представителя ответчика администрации Курчатовского района Курской области Рахимджановой Л.И., действующей на основании доверенности № 6551 от 15.10.2020г.,

при секретаре Красниковой К.Н.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области, администрации Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить охраной объекты МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,

УСТАНОВИЛ:

         Курчатовский межрайонный прокурор Курской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области (далее - МКОУ «СОШ №1»), администрации Курчатовского района Курской области о возложении обязанности обеспечить образовательное учреждение охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, указав в обоснование иска, что Курчатовской межрайонной прокуратурой 25.08.2020 г. проведена проверка исполнения МКОУ «СОШ №1» требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности, по результатам которой в деятельности образовательной организации выявлены нарушения в названной сфере, а именно - необеспечение охраны МКОУ «СОШ №1» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании помощник Курчатовского межрайонного прокурора исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.

          Представитель ответчика МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области Соглаев А.Ф. исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения, пояснив, что для обеспечения образовательного учреждения охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, потребуется не менее 3 месяцев.

Представитель ответчика администрации Курчатовского района Курской области Рахимджанова Л.И. исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения, пояснив, что для обеспечения охраны МКОУ «СОШ №1» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти необходимо не менее 3 месяцев.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. ст.38 и 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства и каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно ч.ч.3, 6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
           В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений.

         Согласно п.6 ст.3 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

         В соответствии с ч.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-Ф3«О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

          Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-Ф3«О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности различных категорий объектов (территорий).

         Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

           В силу п.п. 17, 18, 19, 22 Требований антитеррористическая защищенность объектов образования обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление потенциальных нарушителей установленных пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации, обеспечения и неукоснительного соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; их охраны путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. №1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Согласно п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с п.п. «а» п.23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются, в том числе мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о лицензировании, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.     Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №2487-1), а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг установлен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Положение о лицензировании).

В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В судебном заседании установлено, что 25.08.2020 г. Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, расположенном по адресу: <адрес> обучается 432 учащийся и работает 59 сотрудников школы. Охрана МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Установлено, что договор со специализированной охранной организацией МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области не заключался, в бюджете муниципального района «Курчатовский район» Курской области на 2020 год, на плановый период 2021-2022 годов бюджетные средства на охрану вышеназванной школы не предусматривались, лимиты бюджетных средств на вышеназванные цели учредителем, то есть администрацией Курчатовского района Курской области, не доводились до МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области. Как следует из информации МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области от 21.08.2020 года №56, в январе 2020г. года директор МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области устно обращалась в администрацию Курчатовского района Курской области по вопросу выделения бюджетных средств на охрану школы и заключение соответствующего договора, однако до настоящего времени, как указывалось выше, бюджетные средства на охрану МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области не предусмотрены и не выделены, договор с соответствующей организацией МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области не заключен.

На основании п.п. «б» п. 12 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения здание МКОУ «СОШ №1» относятся к объектам (территории) третьей категории опасности, что также подтверждается паспортом безопасности МКОУ «СОШ №1», утвержденным директором МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области 19.03.2020г.

Установлено, что директором МКОУ «СОШ №1» поселка К.Либкнехта Курчатовского района Курской области утвержден акт обследования и категорирования объектов в сфере образования и науки, расположенного на территории Курчатовского района Курской области, согласно разделу VIII которого МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области присвоена 3 категория опасности. Кроме того, 19.03.2020 года директором МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области утвержден паспорт безопасности массового нахождения людей МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, в котором также указана категория опасности объектов вышеназванной школы - 3 категория опасности.

Таким образом, охрана образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям.

Необеспечение охраны МКОУ «СОШ №1» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников организации, то есть неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

          На момент вынесения настоящего решения необходимое финансирование не предусмотрено, но факт отсутствия финансирования для обеспечения охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не является основанием для освобождения ответчика МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области от выполнения возложенных обязанностей в данной части.

В соответствии с п.п.2.5 п.2 Положения «О комитете образования Курской области», утвержденного постановлением администрации г.Курчатова № 1596 от 02.11.2016г. задачей комитета образования является организация работы по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению сферы образования на территории г.Курчатова Курской области.

          С учетом изложенного требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В тоже время, поскольку деятельность МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области финансируется учредителем, а функции и полномочия учредителя МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области осуществляет администрация Курчатовского района Курской области, то обязанность по обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, расположенного по адресу: <адрес>, помимо самого МКОУ «СОШ №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, следует возложить также и на администрацию Курчатовского района Курской области.

Суд, учитывая, что на эти цели требуется дополнительное финансирование, приходит к выводу о разумности срока исполнения требования в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.


          На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:


            Исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, администрации Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить охраной объекты (территории) МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны - удовлетворить.


           Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области и администрацию Курчатовского района Курской области обеспечить охраной объекты (территории) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Исполнение решения суда обеспечить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суда Курчатовскому межрайонному прокурору и суду в указанный срок.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

         

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2020 г.

Судья                                                                                       О.Н. Иванникова

2-666/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Курчатовский межрайонный прокурор Сергеева Н.В.
Ответчики
Администрация Курчатовского района Курской области Ражимджанова Л.И.
МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" п.К.Либкнехта Курчатовского района Соглаев А.Ф.
Суд
Курчатовский городской суд Курской области
Судья
Иванникова Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
kurchatovsky.krs.sudrf.ru
28.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее