Дело №2а-3961/2021
24RS0002-01-2021-007170-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года г.Ачинск, ул. Назарова, 28 Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Порядиной А.А.,
при секретаре Лосукове Н.В.,
с участием представителя административного истца помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, администраторам (модераторам) сайта <адрес> о признании информации, размещенной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ачинского городского прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет по адресу: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице пользователя <адрес> под названием «steamcommunity.com» размещены фотоизображения с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Вход на страницу является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Размещенное на указанной странице изображение не несет образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма. Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. Адрес электронного ресурса, содержащий нацистскую символику и атрибутику в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено не включен. Обращаясь с требованиями о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, городской прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. В связи с чем, заместитель прокурора просил признать информацию, размещенную на сайте <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (л.д.2-5).
Представитель административного истца помощник Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указала, что по состоянию на момент рассмотрения дела запрещенная информация является по-прежнему открытой и доступной.
Представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.15,17), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.20). Согласно письменным пояснениям, руководитель Енисейского управления Роскомнадзора Бурдюкова Н.А. по существу заявленных исковых требований не возражала, указав, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 22 ноября 2021 страница сайта в сети Интернет по адресу <адрес>, указанному в исковом заявлении прокурора, доступна и содержит информацию в соответствии с ее описанием в исковом заявлении. Данные, позволяющие идентифицировать указанные Интернет-ресурсы в сети Интернет, отсутствуют в Едином реестре, в связи с чем полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории России. В соответствии с п.1 ч.2 ст.265.2 КАС РФ, по мнению представителя ответчика, в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика должно быть указано лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, при этом Енисейское управление Роскомнадзора не относится к таким лицам, в связи с чем Енисейское управление Роскомнадзора является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу (л.д. 19-20).
Ответчик администратор (модератор) сайта <адрес>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда (л.д.16), в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не предоставил.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования заместителя Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 29 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее ФЗ № 149-ФЗ) под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Частью 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ).
Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице пользователя <адрес> под названием «steamcommunity.com» размещено фотоизображение с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения. Указанные обстоятельства подтверждаются актом-исследованием №1, скриншотом с сайта с указанным адресом (л.д.6-7, 8).
На момент рассмотрения дела страница сайта <адрес>, не заблокирована, к ней имеется неограниченный доступ, данный адрес не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
В силу ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены, в том числе, использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Статьей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
При этом в ходе анализа контекста использования нацистской атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения, сведений о том, что она размещена в научных, художественных целях, для подготовки материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, не установлено.
Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности.
Согласно п.5 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе, оправдывающая противоправное поведение.
В соответствии с ч.3 указанной статьи к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится, в том числе информация, представляемая в виде описания преступления или иного антиобщественного действия.
В силу п. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение, в том числе информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, размещение на странице сайта <адрес> изображения нацистской атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения, является прямым нарушением действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности, посягает на общественный порядок и общественную безопасность, влечет распространение и проявление деятельности фашистских организаций и движений, подрывает традиции народов России, исторический долг общества и государства, оскорбляет многонациональный народ Российской Федерации и память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, подрывает авторитет государственной власти и действующих законов.
Вход на страницу сайта <адрес>, свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет – пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, в связи с чем информация, размещенная на сайте с адресом <адрес> должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную на странице сайта <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ решение суда является основанием для включения указанных интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет на сайте <адрес>,содержащей фотоизображения с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.А. Порядина
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года