Решение по делу № 2а-3961/2021 от 27.10.2021

Дело №2а-3961/2021

24RS0002-01-2021-007170-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 ноября 2021 года                                                                  г.Ачинск, ул. Назарова, 28 Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Порядиной А.А.,

при секретаре Лосукове Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, администраторам (модераторам) сайта <адрес> о признании информации, размещенной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ачинского городского прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет по адресу: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице пользователя <адрес> под названием «steamcommunity.com» размещены фотоизображения с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Вход на страницу является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Размещенное на указанной странице изображение не несет образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма. Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. Адрес электронного ресурса, содержащий нацистскую символику и атрибутику в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено не включен. Обращаясь с требованиями о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, городской прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. В связи с чем, заместитель прокурора просил признать информацию, размещенную на сайте <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (л.д.2-5).

Представитель административного истца помощник Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указала, что по состоянию на момент рассмотрения дела запрещенная информация является по-прежнему открытой и доступной.

Представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.15,17), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.20). Согласно письменным пояснениям, руководитель Енисейского управления Роскомнадзора Бурдюкова Н.А. по существу заявленных исковых требований не возражала, указав, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 22 ноября 2021 страница сайта в сети Интернет по адресу <адрес>, указанному в исковом заявлении прокурора, доступна и содержит информацию в соответствии с ее описанием в исковом заявлении. Данные, позволяющие идентифицировать указанные Интернет-ресурсы в сети Интернет, отсутствуют в Едином реестре, в связи с чем полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории России. В соответствии с п.1 ч.2 ст.265.2 КАС РФ, по мнению представителя ответчика, в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика должно быть указано лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, при этом Енисейское управление Роскомнадзора не относится к таким лицам, в связи с чем Енисейское управление Роскомнадзора является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу (л.д. 19-20).

Ответчик администратор (модератор) сайта <адрес>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда (л.д.16), в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не предоставил.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования заместителя Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 29 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее ФЗ № 149-ФЗ) под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Частью 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ).

Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице пользователя <адрес> под названием «steamcommunity.com» размещено фотоизображение с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения. Указанные обстоятельства подтверждаются актом-исследованием №1, скриншотом с сайта с указанным адресом (л.д.6-7, 8).

На момент рассмотрения дела страница сайта <адрес>, не заблокирована, к ней имеется неограниченный доступ, данный адрес не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

В силу ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены, в том числе, использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Статьей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

При этом в ходе анализа контекста использования нацистской атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения, сведений о том, что она размещена в научных, художественных целях, для подготовки материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, не установлено.

Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности.

Согласно п.5 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе, оправдывающая противоправное поведение.

В соответствии с ч.3 указанной статьи к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится, в том числе информация, представляемая в виде описания преступления или иного антиобщественного действия.

В силу п. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение, в том числе информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, размещение на странице сайта <адрес> изображения нацистской атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения, является прямым нарушением действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности, посягает на общественный порядок и общественную безопасность, влечет распространение и проявление деятельности фашистских организаций и движений, подрывает традиции народов России, исторический долг общества и государства, оскорбляет многонациональный народ Российской Федерации и память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, подрывает авторитет государственной власти и действующих законов.

Вход на страницу сайта <адрес>, свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет – пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, в связи с чем информация, размещенная на сайте с адресом <адрес> должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную на странице сайта <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ решение суда является основанием для включения указанных интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет на сайте <адрес>,содержащей фотоизображения с нацистской свастикой, лучи которой направлены по часовой стрелке, содержащего нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацистской до степени смешения, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                                                                    А.А. Порядина

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года

2а-3961/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
Енисейское управление Роскомнадзора
Администратор сайта
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Порядина Алена Анатольевна
Дело на сайте суда
achinsk.krk.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
27.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее