Судья Ивахненко Л.А. Дело № 33а-4742/2021
УИД 76RS0024-01-2020-002551-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,
судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
20 июля 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Соловьевой О.С. по доверенности Дунаева В.В. на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 22 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Соловьевой О.С. к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля о признании незаконным отказа в продлении договора аренды.
Заслушав доклад судьи Малахова В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Соловьева О.С. в лице представителя по доверенности Дунаева В.В. обратилась в суд с административным иском к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля, просит признать незаконным отказы ответчика в продлении договора аренды, оформленные 10.06.2020 за № 4528 и от 10.08.2020 за № 6440.
Требования мотивированы тем, что с 17.01.2019 Соловьева О.С. является собственником объекта незавершенного строительства (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № и с этой же даты арендатором земельного участка «для завершения строительства объекта незавершенного строительства – 2-этажного двухквартирного сблокированного индивидуального жилого дома с мансардным этажом, встроенными автостоянками для каждой квартиры и инженерными коммуникациями», с кадастровым номером №, по дополнительному соглашению № 1 от 01.03.2019 к договору от 18.05.2017 № 25822-о. Индивидуальный жилой дом окончен строительством.
Административный истец, считая себя арендатором, на основании положений ст. 40-43 Земельного кодекса РФ, обратилась в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства 2-этажного двухквартирного сблокированного индивидуального жилого дома с мансардным этажом, встроенными автостоянками для каждой квартиры и инженерными коммуникациями» на «для индивидуального жилищного строительства», т.к. фактически построен индивидуальный жилой дом, строительство которого начато еще прежним арендатором и собственником. Ответом управления Росреестра от 28.01.2020 Соловьевой О.С. в удовлетворении заявления отказано, т.к. обратился не собственник земельного участка.
Соловьева О.С. 05.02.2020 г. обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства», чтобы вовремя (до истечения срока действия договора аренды) обратиться в органы государственной регистрации за регистрацией права собственности и в дальнейшем приобрести земельный участок в аренду или в собственность за плату.
17.02.2020 г. были переданы уведомления в КУМИ мэрии г. Ярославля. Департамент градостроительства, в том числе и МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля. 27.02.2020 г. за № 935 из Департамента градостроительства получен ответ, что все полномочия переданы в КУМИ мэрии г. Ярославля.
21.02.2020 г. Соловьева О.С. обратилась с уведомлением об окончании строительства в Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля. Уведомлением от 02 марта 2020 г. за № 04-унв Департамент градостроительства уведомил о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с тем, что на основании ч. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС не направлялось в Департамент. За получением разрешения на строительство объекта заявитель также не обращалась.
03.03.2020 г. за № 1927 из КУМИ получен ответ о перенаправлении заявления в Департамент градостроительства.
12.03.2020 г. за № 2331 из МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля получен ответ на обращение.
09.04.2020 г. истекал срок действия договора аренды, ответ на заявление от 03.03.2020 г. Соловьевой О.С. получен только 21.04.2020 г. Следовательно, если бы ответ был получен до 09.04.2020 г. то она имела бы возможность сдать в Росреестр все документы для регистрации права.
21.04.2020 г. за № 350 Соловьевой О.С. получено постановление мэрии г. Ярославля об изменении вида разрешенного использования земельного участка №. на «для индивидуального жилищного строительства». Однако солк действия договора аренды истек, что послужит основанием для принятия Управлением Росреестра по Ярославской области решения о приостановлении государственной регистрации.
Для того, чтобы изменить вид разрешенного использования, органам власти потребовалось 75 дней, и в результате нарушения сроков рассмотрения заявления, произошедшей на территории РФ пандемии и установления нерабочих дней с 19.03.2020 г. по 12.05.2020 г. административный истец была лишена возможности своевременно сдать документы на государственную регистрацию.
18.05.2020 г. истец обратилась с заявлением об окончании строительства и 26.05.2020 г. за № 05-унв, Департаментом градостроительства в удовлетворении заявления отказано, поскольку истек срок действия договора аренды и недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
После окончания пандемии и снятии ограничений в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля было направлено заявление от 14.05.2020 г. о продлении договора аренды, окончание срока действия которого выпало на нерабочие дни - с 19.03.2020 г. по 12.05.2020 г.
10.06.2020 г. за № 4528 из МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля поступил ответ о том, что оснований для продления срока действия договора не имеется.
Вместе с тем, обращение Соловьевой О.С. было направлено в МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» г. Ярославля уже после вступления в силу Федерального закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 года, который исключал основания для отказа Соловьевой О.С. в заключении дополнительного соглашения.
27.07.2020 в МКУ было повторно направлено заявление о продлении срока действия договора аренды, но в его удовлетворении 10.08.2020 г. вновь было отказано на том основании, что на момент обращения срок действия договора истек.
Таким образом, Соловьева О.С. попала в ситуацию правовой неопределенности между вступлением Федерального закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 года в силу 08.06.2020 года, установлением нерабочих дней в связи с пандемией с 19.03.2020 г. по 12.05.2020 г. и правом на обращение за продлением срока действия договора аренды земельного участка.
По указанным основаниям отказы ответчика административный истец полагает незаконными и необоснованными.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КУМИ мэрии г. Ярославля, Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля, ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении административного иска. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, неправильному установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Соловьевой О.С. по доверенности Дунаева В.В., подержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Районный суд, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что такая совокупность в рамках данного дела отсутствует, предусмотренных законом оснований для продления срока действия договора аренды по обращению административного истца, имевшему место 14.05.2020 г., то есть по истечении его срока 09.04.2020 г., у административного ответчика не имелось.
При этом суд исходил из того, что Соловьева О.С. не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов применительно к рассматриваемому земельному участку; положения Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ на правоотношения сторон не распространяются; факт прохождения истцом процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка и период процедуры, правового значения не имеют, поскольку изменение условий договора и заключение дополнительного соглашения относительно земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, возможно исключительно с соблюдением предусмотренной законом процедуры, возможность для соблюдения которой имелась.
Приведенные выводы и мотивы судебная коллегия признает правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Действие договора аренды №25822-а от 18.05.2017 года прекратилось по истечении установленного в нем срока.
В соответствии с положениями ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом, в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Нормативные положения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, помимо вышеприведенных положений ЗК РФ, распространяющих свое действие на отношения, возникшие после 01.03.2015 года, закреплены также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приведенными правовыми положениями ЗК РФ и Законом N 137-ФЗ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 ЗК РФ), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 ЗК РФ, пункт 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Судом установлено, что спорный земельный участок уже предоставлялся предшествующим арендаторам без проведения торгов по договору аренды для завершения строительства сроком до 09.04.2020 года. Объект, для строительства которого земельный участок был предоставлен в аренду, административным истцом не достроен, а возведен иной объект, в связи с чем Соловьева О.С. и изменяла вид разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что в силу приведенных выше положений действующего земельного законодательства истица не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
По материалам дела следует и судом установлено, что права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, по договору аренды №25822-а, заключенному 18.05.2017 года с Кирсаненковым Д.И., перешли к Соловьевой О.С. с 17.01.2019 года. По условиям договора №25822-а от 18.05.2017 года видом разрешенного использования земельного участка является завершение строительства объекта незавершенного строительства – 2-этажного двухквартирного сблокированного индивидуального жилого дома с мансардным этажом, строенными автостоянками для каждой квартиры и инженерными коммуникациями. Срок аренды участка с 10.04.2017 года по 09.04.2020 года.
09.10.2020 года Фрунзенским районным судом города Ярославля было рассмотрено административное дело № 2а-1817/2020 по административному иску Соловьевой О.С. к департаменту градостроительства мэрии города Ярославля о признании незаконным уведомления, возложении обязанности. Согласно решению суда по этому делу, летом 2019 года на земельном участке с кадастровым номером № Соловьева О.С. закончила строительство индивидуального жилого дома. Судом исследовался технический план здания по <адрес> от 12.02.2020 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО3, где указаны следующие характеристики объекта: наименование объекта: жилой дом; материал наружных стен - деревянные; площадь объекта- 29,9 кв.м.; год завершения строительства – 2020; назначение – жилое.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Соловьева О.С. указала, что процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка заняла длительное время, не позволив ей своевременно продлить договор аренды с учетом принятия ограничительных мер по противодействию распространения на территории РФ и непосредственно на территории Ярославской области новой коронавирусной инфекции.
Аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия соглашается с мотивами районного суда, который, отклоняя эти доводы, указал, что Соловьева О.С., приняв на себя обязательства по договору аренды земельного участка в январе 2019 года и построив летом 2019 года на участке деревянный одноэтажный дом площадью 29.9 кв.м., имела достаточное количество времени для проведения процедуры изменения вида разрешенного использования арендованного земельного участка до введения указанных ограничительных мероприятий.
Из материалов дела следует, что обращение Соловьевой О.С. об установлении нового разрешенного вида использования земельного участка в КУМИ мэрии города Ярославля имело место 05.02.2020 года, в тот же день, когда ею было получено уведомление об окончании срока действия договора №25822-а от 18.05.2017 года.
Сведений о том, что у истицы имелись объективные препятствия в изменении вида разрешенного использования арендованного земельного участка ранее указанных дат и введения ограничительных мероприятий суду не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения ст. 451 ГК РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку спорные правоотношения регулируются приведенными выше специальными нормами земельного законодательства. В силу положений ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы изучены либо не учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, а потому решение суда отмене не подлежит. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░