УИД 29RS0017-01-2022-000363-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Няндома 20 апреля 2022 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Воропаева Е.Н.,
при секретаре Плешановой Е.Ю.,
с участием представителя истца Чулковой Л.В.,
представителя ответчиков администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области – Холматовой С.С.,
старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Игнатьевой С.В., в лице представителя по доверенности Чулковой Л.В. к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о взыскании выкупной цены за жилое помещение, прекращении права собственности на жилое помещение,
установил:
Игнатьева С.В., в лице представителя по доверенности Чулковой Л.В., обратилась в суд с иском к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее администрация) о взыскании выкупной цены за жилое помещение, прекращении права собственности на жилое помещение.
В обоснование иска указав, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 и 3 данного постановления установлен срок расселения проживающих в многоквартирном доме граждан до 1 января 2028 г., срок сноса дома до 01 января 2029 г. Согласно заключению эксперта ООО «Респект» от 22 декабря 2017 года конструктивные элементы спорного дома находятся в неудовлетворительном состоянии, степень износа-70%. Техническое состояние несущих конструктивных элементов – аварийное, а ненесущих – ветхое. Решением Няндомского районного суда Архангельской области пункты 2, 3 постановления администрации от 19 марта 2018 года № в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до 1 января 2028 года, а также в части установленного для собственников сноса многоквартирного дома, до 1 января 2029 года признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность изменить срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, определив его не позднее 1 ноября 2021 года и срок осуществления сноса собственниками жилых помещений многоквартирного дома, определив его не позднее 1 июня 2022 года. Из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах данный дом исключен, в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» не включен. 08.07.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о направлении требования о сносе дома и принятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, о выплате выкупной цены за квартиру в размере 196895 рублей, но ответа не последовало. 24.09.2021 истец обратилась с заявлением о заключении с ней соглашения об изъятии путем выкупа жилого помещения, непригодного для проживания и выплате выкупной цены за квартиру в сумме 196895 рублей, которое осталось без ответа. В администрации истцу сказали, что выплатят выкупную цену за квартиру, но не сделали этого. В квартире истец не может проживать ввиду аварийного состояния дома и угрозы его разрушения. Просит взыскать в пользу истца с администрации компенсацию стоимости (выкупную цену) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> размере 196895 рублей, прекратить право собственности истца на вышеуказанное жилое помещение с момента выплаты денежной компенсации.
Согласно определению Няндомского районного суда Архангельской области от 18 апреля 2022 года по ходатайству представителя истца изменен процессуальный статус третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, на соответчика.
Как следует из заявления представителя истца по доверенности Чулковой Л.В. об уточнении исковых требований от 14.04.2022, последняя просит взыскать в пользу истца с администрации компенсацию стоимости (выкупную цену) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> размере 143 000 рублей, прекратить право собственности истца на вышеуказанное жилое помещение с момента выплаты денежной компенсации.
В судебное заседание истец Игнатьева С.В. не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направила в суд своего представителя Чулкову Л.В.
Представитель истца Чулкова Л.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск к надлежащему ответчику.
Представитель ответчиков администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Холматова С.С., с иском не согласилась, полагая, что обращение истца с настоящим иском является преждевременным.
Представитель третьего лица старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Игнатьева С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> 2012 года.
С 01 января 2016 года в соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям Няндомского муниципального района.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 19 февраля 2018 года выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан, проживающих в нем - до 01 января 2028 года, постановлено собственникам жилых помещений осуществить снос многоквартирного дома в срок до 01 января 2029 года.
Решением Няндомского районного суда Архангельской области по делу №2а-571/2021от 26 августа 2021 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 и неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным постановления Няндомского муниципального района Архангельской области в части установления срока расселения граждан и сноса многоквартирного дома, возложении обязанности по принятию иного решения в части установления срока расселения граждан и сноса многоквартирного дома. Признаны незаконными пункты 2, 3 постановления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до 1 января 2028 г.; а также в части установленного для собственников жилых помещений срока осуществления сноса многоквартирного дома, до 1 января 2029 г. На администрацию Няндомского муниципального района <адрес> возложена обязанность изменить срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, определив его не позднее 1 ноября 2021 г. и срок осуществления сноса собственниками жилых помещений многоквартирного дома, определив его не позднее 1 июня 2022 г.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> не включен в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Истец неоднократно обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями по вопросу заключения с ней соглашения и выплаты выкупной цены за жилое помещение, в чем ей было отказано.
Применительно к положениям ч.ч. 2 и 4 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, проект соглашения с указанием размера возмещения и условий изъятия истцу не направлялся и между сторонами не заключался.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о несоблюдении обязательной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Исходя из требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство, в числе прочих направляет собственникам недвижимого имущества проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Как следует из положений ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно приведенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснениям, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ правовые нормы в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ закрепляют возможность принудительного отчуждения имущества, в том числе, для муниципальных нужд, только при условии предварительного и равноценного возмещения. Также указано, что соблюдение предшествующей изъятию жилого помещения у собственника предварительной процедуры, установленной ст. 32 ЖК РФ, является обязательной.
Принимая во внимание, что в силу положений ст. 32 ЖК РФ обязанность по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение у органа местного самоуправления возникает именно в связи с его изъятием, то при разрешении данного спора правовое значение имеет установление факта изъятия как земельного участка под жилым домом, так и конкретного жилого помещения.
Между тем, как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес>, и принадлежащая Игнатьевой С.В. на праве собственности квартира в этом доме не изымались. Более того, срок, предоставленный собственникам жилых помещений для сноса жилого дома, с учетом судебного решения от 26 августа 2021 года (01 июня 2022 года), на момент вынесения судом решения не истек, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, соглашение об условиях, сроках изъятия жилого помещения, порядке и размере выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение собственнику не направлено.
При таких обстоятельствах, учитывая несоблюдение процедуры изъятия жилого помещения, отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка и принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, правовые основания для взыскания с ответчика в пользу Игнатьевой С.В. возмещения за принадлежащее ей жилое помещение на основании ст. 32 ЖК РФ у суда отсутствовуют.
Истец, считая незаконным и нарушающим свои права бездействие органов местного самоуправления в части непринятия мер по соблюдению предусмотренной ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия, в том числе в части непринятия решения об изъятии земельного участка под жилым домом и находящихся в нем жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не лишена возможности оспаривать их в установленном законом порядке, в том числе путем предъявления административных исков.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Игнатьевой С.В., в лице представителя по доверенности Чулковой Л.В., к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о взыскании выкупной цены за жилое помещение, прекращении права собственности на жилое помещение, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Игнатьевой С.В., в лице представителя по доверенности Чулковой Л.В., к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о взыскании выкупной цены за жилое помещение, прекращении права собственности на жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2022 года.