город Луга 15 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-157/2020
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре Парусовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО представителя истца ФИО
гражданское дело по исковому заявлению ФИО к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО (далее - истец) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (л.д.6-7).
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о передаче в собственность истцу в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №/сц-19. Однако письмом от 07.11.2019 года ответчик отказал истцу в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации на том основании, что истец не представила документы, подтверждающие место её регистрации в период с 15.07.1997 года по 17.07.1997 года, а также документы, подтверждающие неиспользование права на приватизацию в указанный период, и истцу было рекомендовано обратиться в суд.
Истец – ФИО, представитель истца ФИО действующая по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания 15.01.2020 года, в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района, уведомленная надлежащим образом, о дате и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дела в отсутствии своего представителя. В отзыве на заявленные требования ответчик указал, что при подаче истцом в администрацию Лужского муниципального района заявления о приватизации спорного жилого помещения, ей не были представлены документы, подтверждающие место регистрации истца за период с 15.07.1997 г. по 17.07.1997 г., и доказательства неиспользования права на приватизацию в указанные периоды. В случае предоставления истцом подтверждающих документов, администрация не возражает в приватизации испрашиваемого жилого помещения (л.д.37-40).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав истца, представителя истца, показания свидетеля, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 2, 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 23.12.1992 года № 4199-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 июля 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при приватизации государственного и муниципального имущества применяются также положения данного Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное; таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются субсидиарно. Это означает, что, по крайней мере, с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли-продажи, в том числе с условиями, предусмотренными федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений. При этом решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлению граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным правилам, иным требованиям законодательства).
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что спорным жилым помещением является квартира общей площадью 31,4 кв.м., состоящая из одной комнаты, жилой площадью 16,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении договора социального найма с ФИО.», ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нанимателем указанной выше квартиры, и с ней заключен договор социального найма №/СЦ-19 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-18).
<адрес>, является муниципальной собственностью муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, и внесена в реестр муниципального имущества, данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей по запросу суда в материалы дела, что в ходе судебного разбирательства сторонами по делу не оспаривалось, доказательств, свидетельствующих об обратном материалы дела не содержат (л.д.31-33).
Из справки Ф-9 и паспорта истца следует, что место жительства истца ФИО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано по адресу: <адрес> затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> затем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрировано по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющимися в материалах дела справками формы 9 и ответами соответствующих органов (л.д.9-11).
На основании постановления администрации Лужского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ год, с ФИО был заключен договор социального найма №/СЦ-19 от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление <адрес> (л.д.12-18).
В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Лужского муниципального района <адрес>, отказала истцу в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации по причине того, что не подтвержден период в регистрации ФИО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и доказательства неиспользования истцом права на приватизацию в указанный период.
В соответствии с правовыми нормами статьи 12 ГПК РФ способы защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов истец выбирает, самостоятельно формируя предмет и основания заявленных требований. При этом в силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
Сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, устанавливаются, в том числе из объяснения сторон, третьих лиц, показаний свидетелей (абз.2 ч.1 ст.55 ГПК РФ).
Допрошенная в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, свидетель – ФИО, суду указала, что на протяжении длительного периода времени знает истицу и её сестру, которая ранее проживала по адресу: <адрес> Весь спорный период ФИО никуда не выезжала, в ином месте жительства не проживала. Поскольку адрес квартиры <адрес> являлся ведомственным жильём (принадлежал КЭЧ), необходимо было сначала выписаться, а затем зарегистрироваться по иному адресу, имелась волокита с документами, иного места жительства у истицы, не имелось.
Показания допрошенного судом свидетеля логичны, соответствуют материалам дела и не противоречат друг другу. Свидетель предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, оснований не доверять данным доказательствам у суда не имеется.
Согласно справке филиала Лужского Бюро технической инвентаризации ГУП «Леноблинвентаризация» истец в приватизации жилых помещений по указанным адресам не участвовала (л.д.20). Согласно краткой характеристике жилого помещения (л.д.21), <адрес> имеет общую площадь 31,4 кв.м., жилую – 16,3 кв.м., данная квартира не приватизирована.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище. Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие ст. 4 Закона, является таким имущественным правом.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
С учетом изложенного, а также те обстоятельства, что истец постоянно проживает в спорном жилом помещении, ФИО оплачивает квартплату и коммунальные услуги, надлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по обслуживанию жилого помещения, данных о том, что в период, когда у ФИО. отсутствовала регистрация по месту жительства, она использовала право на приватизацию, судом не установлено, наличия доказательств, подтверждающих факт вселения и проживания истца в жилом помещении, принимая во внимание тот факт, что истец не была признана неприобретшим либо утратившим право на спорное жилое помещение, зарегистрирована по спорному адресу, у истца отсутствует иное жилое помещение, закрепленное за ним на основании договора социального найма, и поскольку спорное жилое помещение не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в частную собственность, учитывая принцип равенства граждан, закрепленный в ст.19 Конституции Российской Федерации, а также ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец имеет право на передачу ей спорного жилого помещения в порядке приватизации. Каких-либо иных ограничений жилищных прав истца, предусмотренных федеральным законом, судом не установлено. В связи с чем, заявленные требования ФИО к администрации Лужского муниципального района <адрес>, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,194,196-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО к администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за ФИО, <данные изъяты> место жительства которой зарегистрировано по адресу: <адрес>
право собственности в порядке приватизации на квартиру, с кадастровым номером №, общей площадью 31,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2020 года
Председательствующий подпись
УИД 47RS0012-01-2019-002165-86