дело № 2а-1525/2020
56RS0042-01-2020-001359-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Мустакимовой В.А.,
с участием представителя административного ответчика - администрации города Оренбурга Лесниковой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Криницина Дмитрия Д.А, к Межведомственной комиссии, Администрации города Оренбурга о признании незаконным и отмене заключения Межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания
УСТАНОВИЛ:
Криницин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене заключения Межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора купли-продажи стал собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Во время проведения косметического ремонта истцом были обнаружены трещины в стенах и фундаменте, что подтверждается строительно-технической экспертизой, проведенной ООО «Оренбургпроектстройэкпертиза» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению эксперта причиной возникновения данных трещин является неравномерная осадка (деформация грунта основания) фундаментов в связи с отсутствием деформационного шва, что является нарушением технологии при строительстве; устранение обнаруженных в жилом доме дефектов возможно путем выполнения ремонтных работ в части усиления фундамента и заделки трещин.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в результате проведенной оценки соответствия указанного помещения требованиям, установленным Положением о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (утверждено Постановлением Правительства РФ № 47), было принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
В связи с этим просит признать незаконным и отменить заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Обязать Межведомственную комиссию признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, и возместить понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебное заседание административный истец Криницин Д.А. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Администрации города Оренбурга Лесникова З.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск Криницина Д.А. не признала. Указала, что на заседании Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», ДД.ММ.ГГГГ принято решение о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое не является многоквартирным, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания. Выводы комиссии о пригодности жилого помещения к проживанию были сделаны на основании заключения эксперта в области строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому физический износ вышеуказанного жилого помещения возник в результате нарушения технологии строительных работ. Кроме того, в заключении эксперта указано, что устранение обнаруженных в жилом доме дефектов возможно путем выполнения ремонтных работ в части усиления фундамента и заделки трещин. Таким образом, заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении, является законным и не противоречит положению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В административном исковом заявлении административный истец просит признать незаконным заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением администрации города Оренбурга от 24.09.2012 № 2359-п (редакция от 20.09.2019 года) утверждено Положение и состав Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» принято решение о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В пункте 43 Положения указывается, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (п. 44 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: -ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; - изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Так, для определения пригодности жилого помещения к проживанию, расположенного по адресу: <адрес>, была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертом подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вертикальные трещины по стенам в местах сопряжения одноэтажной постройки с лестничным маршем с двухэтажной жилой частью возникли вследствие неравномерной осадки фундаментов частей жилого дома в следствии нарушения технологии строительных работ, только во время эксплуатации, данный дефект можно считать скрытым. Причиной образования трещин между двумя частями жилого дома является отсутствие деформационного шва между одноэтажной пристройкой с лестничным маршем и двухэтажной частью жилого дома, что является нарушением технологии при строительстве жилого дома. Дефекты, выявленные в жилом доме, являются значительными, существенно снижающими возможность использования жилого помещения по своему усмотрению.
На основании данного заключения Межведомственной комиссией принято заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Суд, изучив представленные материалы, пришел к выводу о соответствии заключения Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ требованиям, установленным в Положении № 47 от 28.01.2006 года, поскольку экспертным заключением ООО «ОренбургПроектСтройЭкспертиза» установлено, что физический износ вышеуказанного жилого помещения возник в результате нарушения технологии строительных работ, а не в процессе эксплуатации жилого дома. Устранение обнаруженных в жилом доме дефектов возможно путем выполнения ремонтных работ в части усиления фундамента и заделки трещин.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что заключение Межведомственной комиссии № 53 от 11 декабря 2019 года является незаконным и не соответствующим Положению № 47.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Криницина Д.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Криницина Д.А. к Межведомственной комиссии, администрации города Оренбурга о признании незаконным и отмене заключения Межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 марта 2020 года.
Судья Р.Т. Чувашаева
Р.Т. Чувашаева