Решение по делу № 3а-458/2020 от 04.06.2020

Дело ***а-458/2020

22OS0***-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ <адрес>

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Кимяевой Н.Я.,

с участием прокурора Фоминой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Губернатору Алтайского края <данные изъяты> о признании недействующим указа Губернатора Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГ Губернатором Алтайского края принят указ «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее Указ), который опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.parvo.gov.ru).

В последующем в Указ неоднократно вносились изменения, в том числе Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, которые опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.parvo.gov.ru) ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ соответственно.

Пунктом 1 Указа запрещено проведение физкультурных, спортивных мероприятий, а также оказание таких услуг с очным присутствием граждан.

Пунктами 6.1, 6.2 Указа (в редакциях действовавших до ДД.ММ.ГГ) предписывалось гражданам, прибывшим на территорию Алтайского края из <адрес> и из иных субъектов Российской Федерации соблюдать режим самоизоляции в течение 14 календарных дней со дня прибытия.

На дату рассмотрения настоящего иска, в действующей редакции Указа пункты 6.1, 6.2 отсутствуют.

<данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Губернатору Алтайского края <данные изъяты> о признании недействующим указа от ДД.ММ.ГГ ***.

В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что из ст. 81 Устава Алтайского края следует, что административный ответчик не наделен полномочиями на издание оспариваемого Указа. Требования о соблюдении режима самоизоляции гражданами, прибывшими из <адрес> и иных субъектов РФ независимо от наличия у них вируса COVID-19, запрет на занятие спортом и физкультурой, на деятельность спортивных залов, запрет на передвижение граждан, по мнению административного истца, не соразмерны целям сдерживания вируса COVID-19 и предотвращения чрезвычайной ситуации. Положения Указа не соответствуют Конституции Российской Федерации и противоречат федеральным законам.

В ходе судебного разбирательства административный истец <данные изъяты> требования уточнил. Просил признать недействующим Указ в редакции, действующей на день рассмотрения административного дела. Указал, что положения Указа, содержащие запрет на занятия физкультурой и спортом с очным присутствием граждан, противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». По-прежнему настаивал на том, что оспариваемый Указ принят Губернатором Алтайского края в отсутствие полномочий.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>. уточненные административные исковые требования подержал по доводам, изложенным в административном иске и письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Губернатора Алтайского края <данные изъяты>. возражала против удовлетворения административных исковых требований, отметив, что оспариваемый Указ принят Губернатором Алтайского края в пределах его полномочий, соответствует требованиям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца.

Административный истец <данные изъяты> административный ответчик Губернатор Алтайского края <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Руководствуясь требованиями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено введение режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации – обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в частности, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1, подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

В статье 2 Федерального закона № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, указанные органы:

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» данного пункта (подпункт «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ (подпункт «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Частью 1 статьи 7 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее закон Алтайского края ***-ЗС) введение режима повышенной готовности отнесено к полномочиям Правительства Алтайского края.

В соответствии с подпунктами 1.1.,1.2 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

В целях реализации вышеуказанных предписаний ДД.ММ.ГГ Правительством Алтайского края принято постановления *** «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» которым с ДД.ММ.ГГ введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органам управления Алтайской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций поручено разработать комплекс превентивных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Оперативному штабу по реализации мер профилактики и контроля за возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Алтайском крае поручено обеспечить согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по выполнению планируемых мероприятий.

Согласно положениям части 2 статьи 10 закона Алтайского края ***-ЗС руководство защитой населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций осуществляет Губернатор Алтайского края, который несет персональную ответственность за организацию системы защиты населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций. Он же является председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края (часть 3 статьи 10-1 закона Алтайского края ***-ЗС, пункт 2.1. статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что при введении режима повышенной готовности, должностное лицо, установленное пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ. Таким должностным лицом в силу пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ определено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГ *** «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить, в том числе, введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Устава Алтайского края Губернатор Алтайского края является высшим должностным лицом Алтайского края и по должности Председателем Правительства Алтайского края.

Частью 1 статьи 83 Устава Алтайского края установлено, что акты, принятые Губернатором Алтайского края издаются в форме указов и распоряжений. Нормативные правовые акты Губернатора Алтайского края принимаются (издаются) в виде указов (статья 9.1 постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края»).

Таким образом, проанализировав выше изложенное, суд приходит к выводу о том, что Указ *** принят Губернатором Алтайского края в рамках предоставленных федеральным и краевым законодательством полномочий. Утверждение административного истца об обратном основано на неверном толковании приведенных норм.

При принятии Указа ***, а также указов Губернатора Алтайского края, внесших изменения в оспариваемый акт, соблюдена процедура, установленная Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О правотворческой деятельности», постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края». Соответствующие проекты правовых актов согласованы с заинтересованными органами и лицами, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства.

Указ ***, а также указы Губернатора Алтайского края, внесшие изменения в оспариваемый акт, официально опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, определенном ст. 33 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О правотворческой деятельности».

С учетом изложенного суд считает, что Указ *** принят с соблюдением требований к порядку его принятия и введения в действие.

На момент рассмотрения настоящего административного дела с учетом уточнения административных исковых требований истец <данные изъяты> оспаривает пункт 1 Указа, которым в редакции указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на территории Алтайского края сохранен временный запрет на проведение физкультурных, спортивных, мероприятий, а также оказание таких услуг с очным присутствием граждан, за исключением занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе (без использования уличных тренажеров) при условии совместных занятий не более 2 человек или с членами семьи, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 5 м, на открытых спортивных сооружениях (за исключением плавательных бассейнов); занятий физической культурой и спортом граждан в физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих тренировочную деятельность на открытых спортивных сооружениях (за исключением плавательных бассейнов) в составе групп не более 15 человек под руководством тренера (тренеров), при условии соблюдения дистанции между гражданами не менее 5 м.

Проверяя оспариваемый пункт Указа на соответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается в том числе, на принципе обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГ и Протоколов к ней», в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГ и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Общие конституционные и международно-правовые нормы нашли свое развитие в положениях законодательства Российской Федерации, позволяющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении данного режима для защиты жизни и здоровья (подпункты «м», «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Принятые Губернатором Алтайского края в оспариваемом положении пункта первого Указа правила предопределяются степенью угрозы распространения на территории Алтайского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.

Рассматриваемые меры, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождаются государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан. Это подтверждает, что при введении неотложных ограничительных мер соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод.

Меры, закрепленные в оспариваемом положении пункта 1 Указа, носят исключительно временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия текущей ситуации. Постепенные ослабления ограничений, в частности возможность занятия спортом на открытом воздухе, подтверждают, что целью введенных мер является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь граждан. Утверждение представителя административного истца о том, что <данные изъяты> не сможет поддерживать свое здоровье занимаясь физкультурой и спортом на открытом воздухе, допустимыми доказательствами не подтверждено.

Таким образом, суд считает, что оспариваемые ограничения, предусмотренные пунктом 1 Указа (в редакции, действующей на день рассмотрения дела), являются правомерными, так как приняты в пределах компетенции Губернатора Алтайского края, основаны на федеральном законе, направлены на охрану жизни и здоровья, соразмерны угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Установив, что оспариваемые положения пункта 1 Указа (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд приходит к выводу о том, что на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административным истцом требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> к Губернатору Алтайского края <данные изъяты> о признании недействующим указа Губернатора Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.

Дело ***а-458/2020

22OS0***-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Кимяевой Н.Я.,

с участием прокурора Фоминой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Губернатору Алтайского края <данные изъяты> о признании недействующим указа Губернатора Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»,

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> к Губернатору Алтайского края <данные изъяты> о признании недействующим указа Губернатора Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

3а-458/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Крылов Андрей Юрьевич
Прокурор Алтайского края
Ответчики
Губернатор Алтайского края Томенко Виктор Петрович
Другие
Пахомов Иван Александрович
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
04.06.2020Регистрация административного искового заявления
04.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2020Предварительное судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее