УИД 45RS0026-01-2023-011033-14
Дело № 88-15138/2024
мотивированное определение
составлено 05 сентября 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 22 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А., Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-508/2024 по иску прокурора города Кургана в интересах Киприяновой Натальи Владимировны к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (после реорганизации – Департаменту социальной политики Курганской области), администрации города Кургана о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, взыскании убытков
по кассационной жалобе Киприяновой Натальи Владимировны, кассационному представлению прокурора Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных постановлениях, доводах кассационных жалобы и представления, возражений на них, объяснения истца Киприяновой Н.В. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н., поддержавших доводы жалобы и представления прокурора, возражения представителя ответчика Шушариной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Кургана в интересах Киприяновой Н.В. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее также – Главное управление), администрации города Кургана (далее – администрация г.Кургана) о признании незаконным распоряжения Главного управления от 13 июня 2023 года № 656-р «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения» в части указания в приложении к нему Киприяновой Н.В.; признании за Киприяновой Н.В. права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 500 000 руб., в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, г.Курган, <данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07 мая 2023 года на территории г.Кургана; возложении на Главное управление обязанности выдать Киприяновой Н.В. сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 500000 руб. в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, г.Курган, СТ «Автомобилист», д. <данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07 мая 2023 года на территории г. Кургана; взыскании с администрации г.Кургана в пользу Киприяновой Н.В. убытков в размере 3000 руб.; возложении обязанности перечислить денежные средства, находящиеся на депозите Управления Судебного департамента Курганской области, в размере 100000 руб., поступившие от Киприяновой Н.В. 31 октября 2023 года в резервный фонд Правительства Курганской области.
В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Кургана по обращению Киприяновой Н.В. была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности уполномоченных органов при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории г.Кургана. Постановлением Губернатора Курганской области от 07 мая 2023 года №46 на территории Курганской области с 07 мая 2023 года был введен режим чрезвычайной ситуации (далее также - ЧС) регионального уровня. Постановлением администрации г. Кургана от 13 октября 2014 года № 7749 Киприяновой Н.В. в аренду на 49 лет из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 540 кв.м., находящийся в муниципальной собственности г. Кургана, для садоводства в садоводческом товариществе «Автомобилист» г. Кургана (далее также – СТ «Автомобилист»). Со 02 марта 2018 года истцу на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 26,2 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>. В результате пожара, произошедшего 07 мая 2023 года, указанный жилой дом полностью уничтожен. 15 мая 2023 года Киприянова Н.В. обратилась в Главное управление с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Согласно распоряжению Главного управления от 13 июня 2023 года № 656-р Киприяновой Н.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с предоставлением Киприяновой Н.В. денежной выплаты в соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110. Согласно уведомлению Главного управления от 19 июня 2023 года №14-04670/23 ей отказано в предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ввиду отсутствия в составе её семьи детей, указано на то, что её <данные изъяты> зарегистрирована не по адресу нахождения утраченного жилого дома. 11 мая 2023 года постановлением Правительства Курганской области №110 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации (далее также – Порядок). В период с 14 по 16 мая 2023 года, когда Киприянова Н.В. обратилась за предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное постановление Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 года № 110 действовало в редакции от 13 мая 2023 года, согласно которой Киприянова Н.В. относится к категории граждан, определенной подпунктом 2 пункта 3 Порядка, поскольку она является собственником утраченного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, <данные изъяты>, и имеет на день введения режима ЧС в собственности иное жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>. Считал, что распоряжение Главного управления от 13 июня 2023 года № 656-р об отказе Киприяновой Н.В. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения принято в период действия постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 года в редакции от 31 мая 2023 года, согласно которой Киприянова Н.В. не относится ни к одной из категорий граждан, в отношении которых осуществляется предоставление единовременной денежной выплаты. По мнению прокурора на момент возникновения спорных правоотношений (15 мая 2023 года – дата обращения Киприяновой Н.В. в Главное управление с заявлениями о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения) она относилась к категории граждан, в отношении которых производилась единовременная денежная выплата.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 22 января 2024 года исковые требования удовлетворены. Распоряжение Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 13 июня 2023 года № 656-р «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения» в части указания в приложении к нему Киприяновой Н.В. признано незаконным. За Киприяновой Н.В. признано право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 500000 руб. в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, <данные изъяты><данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07 мая 2023 года на территории г. Кургана. На Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность выдать Киприяновой Н.В. сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 500000 руб. в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, <данные изъяты> <данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07 мая 2023 года на территории г.Кургана; с администрации г. Кургана в пользу Киприяновой Н.В. взысканы убытки в размере 3000 руб. Возложена обязанность перечислить денежные средства, находящиеся на депозите Управления Судебного департамента Курганской области, в размере 100 000 руб., поступившие от Киприяновой Н.В. 31 октября 2023 года, в резервный фонд Правительства Курганской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 мая 2024 года решение Курганского городского суда Курганской области от 22 января 2024 года отменено. В удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана, действующего в интересах Киприяновой Н.В., к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, администрации г.Кургана о признании распоряжения незаконным в части, признании права, возложении обязанности, взыскании убытков отказано.
В кассационной жалобе Киприянова Н.В. просит отменить апелляционное определение, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационном представлении прокурор Курганской области ставит вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В возражениях представитель Департамента социальной политики Курганской области просит апелляционное определение оставить без изменения, а кассационные жалобу и представление - без удовлетворения.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 августа 2024 года произведена замена ответчика - Главного управления социальной защиты населения Курганской области на Департамент социальной политики Курганской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика администрации г.Кургана, представители третьих лиц Правительства Курганской области, Департамента финансов Курганской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика Департамента социальной политики Курганской области, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, возражений на них, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г.Кургана от 13 октября 2014 года № 7749 Киприяновой Н.В. в аренду на 49 лет из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 540 кв.м, находящийся в муниципальной собственности г. Кургана, для садоводства в <данные изъяты> г. Кургана, о чем 17 октября 2014 года между администрацией г. Кургана и Киприяновой Н.В. заключен соответствующий договор аренды земельного участка <данные изъяты>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 24 мая 2023 года Киприянова Н.В. является собственником:
- жилого помещения (трехкомнатная квартира) площадью 58,7 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>;
- жилого деревянного здания, площадью 26,2 кв.м., расположенного по адресу: г.Курган, <данные изъяты> <данные изъяты>.
В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 07 мая 2023 года, огнем был уничтожен жилой дом площадью 26,2 кв.м, по адресу: г. Курган, <данные изъяты> <данные изъяты>, забор, баня, стройматериалы, что подтверждается справкой Главного управления МЧС России по Курганской области № 661 от 09 мая 2023 года.
15 мая 2023 года Киприянова Н.В. обратилась в Главное управление с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Распоряжением Главного управления от 13 июня 2023 года №656-р Киприяновой Н.В. отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с предоставлением ранее денежной выплаты в соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110.
19 июня 2023 года в адрес Киприяновой Н.В. направлено уведомление об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения согласно распоряжению Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 13 июня 2023 года № 656-р, в котором указано, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Порядка денежная выплата предоставляется гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности, на которые зарегистрировано в ЕГРН), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение. Также обращено внимание на то, что из представленных документов и сведений из ЕГРН следует, что утраченное жилое помещение по адресу: г.Курган, <данные изъяты><данные изъяты>, принадлежащее Киприяновой Н.В. на праве собственности, расположено на садовом земельном участке, однако в составе семьи заявителя нет несовершеннолетних, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, (указано, что Киприянова Н.В. и её дочь зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>, в жилом помещении, принадлежащем Киприяновой Н.В. на праве собственности), в связи с чем отнести Киприянову Н.В. к категории граждан, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 Порядка оснований не имеется.
На основании обращения Киприяновой Н.В. на имя главы г. Кургана 09 мая 2023 года с заявлением о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате ЧС – пожара, произошедшего 07 мая 2023 года, истцу оказана материальная помощь в размере 100000 руб. на основании подпункта 7 пункта 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 146 от 17 марта 2009 года, факт получения которых подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями от 07 июня 2023 года и от 26 июля 2023 года, и истцом не оспаривался.
22 августа 2023 года Киприянова Н.В. обратилась в администрацию г.Кургана с заявлением о возврате материальной помощи в размере 100000 руб., указав на намерение реализовать свое право на получение компенсационной выплаты за утрату недвижимого имущества в рамках постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110.
В ответ на указанное заявление 18 сентября 2023 года администрацией г. Кургана Киприяновой Н.В. был направлен ответ, в котором разъяснен механизм выплаты ей материальной помощи, а также обращено внимание, что постановлением Правительства Курганской области от 17 марта 2009года № 146 не предусмотрен возврат денежных средств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18, 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1 статьи 54 Закона Курганской области от 08 октября 2004 года № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области», Постановления Губернатора Курганской области от 07 мая 2023 года № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110, в редакциях от 13 мая 2023 года и от 31 мая 2023 года, исходил из того, что на момент возникновения спорных правоотношений 15 мая 2023 года - день поступления заявления Киприяновой Н.В. о предоставлении единовременной денежной выплаты в Главное управление, истец относилась к категории граждан, в отношении которых предоставление денежной выплаты осуществлялось, данное обращение имело место до вступления в законную силу постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110 в редакции от 31 мая 2023 года, исключающих такую категорию граждан, в отношении которых возможно предоставление денежной выплаты.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что обращение истца за спорной единовременной выплатой в размере 500000 руб. имело место 15 мая 2023 года, признал последующие действия администрации г.Кургана по произведению выплаты материальной помощи в сумме 100000 руб. незаконными, действия истца по возврату выплаченной ей материальной помощи вынужденными, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором в интересах Киприяновой Н.В. исковых требований о взыскании с администрации г.Кургана убытков в размере 3000 руб. и возложении обязанности перечислить денежные средства, находящиеся на депозитном счете в размере 100000 руб., в резервный фонд Правительства Курганской области в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Курганской области от 17 марта 2009 года № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области», Постановления Губернатора Курганской области от 07 мая 2023 года № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110, в редакциях от 13 мая 2023 года и от 31 мая 2023 года, постановления Правительства Курганской области от 16 мая 2023 года № 121, постановления Правительства Курганской области от 31 мая 2023 года №140, исходил из того, что на момент подачи Киприяновой Н.В. заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (15 мая 2023 года), на дату его регистрации ответчиком в соответствующем журнале (19 мая 2023 года) и дату вынесения распоряжения Главного управления от 13 июня 2023 года № 656-р, Киприянова Н.В. право на указанную выплату не имела, поскольку она не относилась к категории граждан, предусмотренных пунктом 3 Порядка, которым специально (в подпункте 1 пункта 3 Порядка) предусмотрены условия для предоставления данной денежной выплаты гражданам, утратившим жилые помещения, расположенные на садовых земельных участках; утраченный Киприяновой Н.В. объект недвижимого имущества был расположен на земельном участке в садовом товариществе, предназначенном для целей садоводства, помимо сгоревшего дома истец имеет в собственности трехкомнатную квартиру, в которой она зарегистрирована по месту жительства с ребенком, поэтому пришел к выводу о том, что судом первой инстанции Киприянова Н.В. неверно отнесена к категории граждан, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 Порядка (в редакции от 13 мая 2023 года), имеющим право на получение денежной выплаты 500 000 руб., выводы суда не основаны на системном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности, в том числе подпунктов 1, 2, 3 пункта 3 Порядка, согласно которым граждане, утратившие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, расположенные на садовых земельных участках, имеют право на получение денежной выплаты только в случае, если они в данных жилых помещениях были зарегистрированы, в состав семьи которых входят дети, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения. Значительное количество граждан на территории Курганской области утратило жилье вследствие данной чрезвычайной ситуации, при этом пострадавшие не могут быть поставлены в неравные условия при получении права на соответствующие выплаты в зависимости от даты подачи соответствующего заявления.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что первоначальное заявление Киприяновой Н.В. на имя Главы г.Кургана от 09 мая 2023 года о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате пожара, произошедшего 07 мая 2023 года, было реализовано, администрацией г. Кургана Киприяновой Н.В. оказана материальная помощь в размере 100 000 руб., согласно нормативному регулированию единовременная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, принято во внимание, что не доказана совокупность всех необходимых условий для взыскания убытков, а именно: противоправности действий причинителя убытков, причинно-следственной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков, поэтому правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с администрации г.Кургана в пользу Киприяновой Н.В. убытков в размере 3000 руб. у суда отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с апелляционным определением и считает, что оно принято в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд апелляционной инстанции отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928, предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 4 данных Правил (оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека), осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
Пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Губернатора Курганской области от 07 мая 2023 года № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 07 мая 2023 года на территории г. Кургана был введен режим чрезвычайной ситуации.
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, утративших жилые помещения, в связи с пожарами в период действия режима чрезвычайной ситуации, постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Пунктом 3 Порядка в первоначальной редакции, действовавшей в период с 11 по 13 мая 2023 года, было предусмотрено, что предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении следующих категорий граждан (далее также - заявители): 1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение; 2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения; 3)граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), не являвшихся местом их регистрации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Согласно пункту 3 Порядка (в редакции постановления Правительства Курганской области от 13 мая 2023 года № 120, действующей на момент подачи Киприяновой Н.В. заявления от 15 мая 2023 года, предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении следующих категорий граждан (далее также - заявители):
1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках и являвшихся местом их регистрации, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;
2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;
3) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), не являвшихся местом их регистрации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
В силу пункта 4 Порядка денежная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договору страхования утраченного жилого помещения. Денежная выплата не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, предусмотренную абзацами десятым, одиннадцатым подпункта 7 пункта 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17 марта 2009 года № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Согласно подпункту 7 пункта 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 17 марта 2009 года № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области», в редакции, действовавшей на даты подачи истцом заявлений от 09 и 15 мая 2023 года, средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - ЧС), проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий. В целях ликвидации последствий ЧС средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой единственного жилого помещения, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, являющегося местом их регистрации и которое находилось на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке, - 300 тысяч рублей (абзац десятый); оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой садового дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и который находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке, - 100 тысяч рублей (абзац одиннадцатый).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации размер денежной выплаты:
1) для граждан, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации. К членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченных жилых помещениях их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;
2) для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 Порядка, составляет 500 тыс. рублей за утраченное жилое помещение;
3) для граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 Порядка, составляет 500 тыс. рублей за утраченное жилое помещение.
В пункте 6 Порядка указаны документы, на основании которых предоставляется денежная выплата Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункту 10 Порядка уполномоченное лицо Главного управления в течение двух дней после поступления документов, указанных в пункте 6 Порядка, передает данные документы в комиссию по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссия). Комиссия осуществляет рассмотрение документов, указанных в пункте 6 Порядка, в течение 20 дней со дня обращения заявителя. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 6 Порядка, комиссия принимает рекомендательное решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты, которое оформляется протоколом. Протокол заседания комиссии в течение трех дней со дня подписания направляется в Главное управление для принятия решения.
Решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты принимается Главным управлением в течение пяти дней со дня проведения заседания комиссии. О принятом решении о предоставлении денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты заявитель уведомляется в срок, не превышающий пяти дней, следующих за днем принятия такого решения, посредством почтовой связи (электронной почты) (пункт 11 Порядка).
В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении заявителю денежной выплаты являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 3 Порядка; 2)несоблюдение условий для предоставления денежной выплаты, указанных в пункте 2 Порядка; 3) непредставление либо представление не в полном объеме документов, указанных в подпунктах 1-3, 5, 10, 11 пункта 6 Порядка; 4) предоставление ранее денежной выплаты в соответствии с Порядком (в случае повторного обращения заявителя за предоставлением денежной выплаты); 5) получение заявителем материальной помощи, предусмотренной абзацами десятым, одиннадцатым подпункта 7 пункта 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17 марта 2009 года №146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Постановлением Правительства Курганской области от 16 мая 2023 года № 121 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа Курганской области» пункт 3 Порядка изложен в следующей редакции: «3. Предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении следующих категорий граждан (далее также - заявители):
1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;
2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;
3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.».
Постановлением Правительства Курганской области от 31 мая 2023 года №140 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа Курганской области» пункт 3 был дополнен абзацами следующего содержания: «В случае если утраченное жилое помещение находится в общей совместной или долевой собственности, денежная выплата предоставляется гражданину с письменного согласия других собственников утраченного жилого помещения (их представителей). При отсутствии согласия других собственников утраченного жилого помещения денежная выплата предоставляется гражданину исходя из его доли в праве общей собственности на утраченное жилое помещение.».
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Курганской области следует, что вопросы осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством общим условием оказания помощи гражданам при причинении ущерба жилому помещению вследствие чрезвычайных ситуаций признано проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, и нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются, в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
В первоначальной редакции пункта 3 Порядка не были указаны жилые помещения, находящиеся на садовых земельных участках. Условия получения единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, которые находились на садовых земельных участках, предусмотрены подпунктом 1 пункта 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110, как в редакции постановления Правительства Курганской области от 13 мая 2023 года № 120, так и в редакциях Постановления Правительства Курганской области от 16 мая 2023 года №121 и от 31 мая 2023 года №140, а именно право на получение этой выплаты имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках и являвшихся местом их регистрации, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
В кассационной жалобе истец указывает, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришёл к выводу, что причиной отказа в выплате послужило то, что Киприянова Н.В. не соответствует категории граждан, указанной в подпункте 1 пункта 3 Порядка, между тем, она имеет право на получение выплаты по иным основаниям. В соответствии с редакцией постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110 она относилась к категории граждан, определенной подпунктом 2 пункта 3 Порядка, так как являлась собственником утраченного жилого дома, и имела на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение. Распоряжение Главного управления от 13 июня 2023 года №656-р, которым ей отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, принято в период действия постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110 в редакции от 31 мая 2023 года. Согласно данной редакции постановления она не относится ни к одной из категорий граждан, в отношении которых осуществляется предоставление денежной выплаты, определенных пунктом 3 Порядка. Вместе с тем, постановление Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110 принято в целях оказания помощи гражданам, проживающим на территории Курганской области, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 07 мая 2023 года №46. Полагает, что на момент возникновения спорных правоотношений, на дату 15 мая 2023 года - день поступления ее заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты в Главное управление, она относилась к категории граждан, которым предоставлялась денежная выплата, то есть до вступления в законную силу постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110 в редакции от 31 мая 2023 года, исключающих такую категорию граждан.
В кассационном представлении прокурор Курганской области приводит аналогичные доводы, указывает, что на момент обращения 15 мая 2023 года Киприяновой Н.В. в Главное управление с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, постановление Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110 действовало в редакции от 13 мая 2023 года. В соответствии с данной редакцией постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 110 Киприянова Н.В. относилась к категории граждан, определенной подпунктом 2 пункта 3 Порядка, так как она являлась собственником утраченного жилого дома, и имела на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение.
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Вопреки доводам кассационных жалобы и представления, судом апелляционной инстанции правильно применены вышеуказанные нормативные правовые акты и установлено, что граждане, утратившие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, находящиеся на садовых земельных участках, имеют право на получение спорной единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений только в случае, если они в данных жилых помещениях были зарегистрированы, в состав их семьи входят дети, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, что утраченный Киприяновой Н.В. жилой дом площадью 26,2 кв.м. был расположен на земельном участке, предназначенном для целей садоводства, у нее в собственности имеется трехкомнатная квартира площадью 58,7 кв.м., в которой она с детьми, в том числе несовершеннолетней <данные изъяты>, были зарегистрированы по месту жительства на момент возникновения чрезвычайной ситуации и соответственно постоянно проживали. На основании заявления истца на имя главы г.Кургана от 09 мая 2023 года ей оказана материальная помощь в размере 100000 руб., предоставление которой само по себе исключало возможность получения спорной денежной выплаты, за предоставлением которой истец обратилась позднее – 15 мая 2023 года. Указанные обстоятельства правомерно признаны судом апелляционной инстанции основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 500000 руб.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что она обратилась в Главное управление 15 мая 2023 года с целью реализации своего права на получение единовременной выплаты в размере 500 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года №110 в редакции от 13 мая 2023 года, в связи с чем последующие действия администрации г. Кургана по выплате материальной помощи в общей сумме 100000 руб. за утрату садового дома, отказ принять указанную сумму обратно, доводы об однократном оказании материальной помощи повлекли для нее вынужденные расходы (убытки) по возврату полученной суммы 100000 руб. в размере 3000 руб., в данном случае принцип однократного предоставления мер социальной поддержки гражданам в связи с утратой жилого помещения, содержащийся в пункте 4 Порядка, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм права и переоценке обстоятельств дела. Судами установлено, что истец первоначально 09 мая 2023 года обратилась с заявлением на имя главы г.Кургана о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате пожара, произошедшего 07 мая 2023 года, затем без отзыва указанного заявления и уведомления администрации г.Кургана 15 мая 2023 года обратилась с заявлением в Главное управление о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, то есть одновременно претендовала на две выплаты, получение одной из которых исключало предоставление второй выплаты.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2020 года №32-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова», по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности. Необходимым условием возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, что истцом не доказана совокупность всех необходимых условий для взыскания убытков, а именно: противоправность действий причинителя убытков, причинно-следственной связь между противоправными действиями и возникшими убытками. Закона, которым предусмотрено взыскание убытков за правомерные действия, прокурором и истцом, при подаче иска не приведено.
По сути, суд первой инстанции неправомерными признал действия администрации г.Кургана по выплате истцу материального помощи в связи с утратой жилого помещения (садового дома) по ее личному заявлению в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 17 марта 2009 года № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области», при отсутствии доказательств информирования администрации г.Кургана о том, что истец претендует на иную выплату, 15 мая 2023 года обратилась в Главное управление социальной защиты населения Курганской области за предоставлением единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и просит не рассматривать заявление о выплате материальной помощи, что верно признано судом апелляционной инстанции незаконным. Причинно-следственная связь между действиями администрации г.Кургана по выплате материальной помощи истцу и ее расходами на оплату банковских услуг за внесение 100000 руб. на депозитный счет также не доказана, поскольку данные действия истца были обусловлены не неправомерными действиями администрации г.Кургана, а ее желанием вернуть денежные средства, что не предусмотрено нормативными правовыми актами, для получения единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в большей сумме.
Иные доводы кассационных жалобы и представления не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции на основании этой оценки. Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киприяновой Натальи Владимировны, кассационное представление прокурора Курганской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи