Решение по делу № 2-4705/2015 от 29.06.2015

Дело № 2-4705/15

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2015 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2015 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего Григорьевой Е.Н.,

при секретаре Михеевой Ю.О.,

с участием представителя истца – помощника прокурора *** Тарнягина М.С.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор *** в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий земельного участка.

В обоснование требований истец указал, что в результате проведенной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** находится несанкционированная свалка отходов (бытовой и строительный мусор), примерная площадь загрязнения *** гектара.

На земельном участке также находится несанкционированная свалка отходов (бытовой и строительный мусор), примерная площадь загрязнения *** гектара.

Приказом Рослесхоза от 29.12.2007г. №*** утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Согласно п. 66 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

В связи с тем, что на Министерство природных ресурсов и экологии *** области как исполнительный орган государственной власти *** области возложены функции по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки участков лесного фонда от захламления и загрязнения отходами производства и потребления, истец просит обязать ответчика в срок до *** организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки от захламления и загрязнения отходами производства и потребления участка лесного фонда – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории *** участкового лесничества, на котором расположены две несанкционированные свалки, имеющие следующие точки координат: ***

Представитель истца Тарнягин М.С. в судебном заседании не поддержал исковые требования о возложении обязанности по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки от захламления и загрязнения отходами производства и потребления участка лесного фонда – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории *** участкового лесничества, на котором расположена несанкционированная свалка, имеющая следующие точки координат: *** в связи с исполнением требований в добровольном порядке, что подтверждается актом осмотра лесного участка от ***. и заявлением об уточнении исковых требований. В остальной части иска поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии *** области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является ГОКУ «***».

Определением суда от ***. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено ГОКУ «***».

Представитель третьего лица - ГОКУ «***» ФИО2 в судебном заседании полагала, что исковые требования заявлены законно и обоснованно, пояснив, что надлежащим ответчиком является Министерство природных ресурсов и экологии *** области.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования *** района в судебное заседание не явился, о времени и рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве полагает заявленные к Министерству природных ресурсов и экологии *** области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В п. 1 ст. 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Постановлением Правительства РФ от *** №*** утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее Правила).

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (п. 2 указанных Правил).

Пунктом 28 Правил установлено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.В силу пп. «б» п. 3 Правил проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии *** области, утвержденного Постановлением Правительства *** области от *** № 196-ПП на Министерство природных ресурсов и экологии *** области как исполнительный орган государственной власти *** области возложены функции по организации и обеспечению проведения лесозащитного районирования, лесопатологических обследований, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности *** области, и в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (за исключением лесных участков, переданных в аренду).

Как установлено в судебном заседании, в результате проведенной прокуратурой *** проверки соблюдения требований природоохранного законодательства был установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Две несанкционированные свалки отходов (бытовой и строительный мусор) находится на земельном участке с кадастровым номером ***, с координатами: ***., примерная площадь загрязнения *** гектара и ***., примерная площадь загрязнения *** гектара.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации.

В силу положения статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7). В силу статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Как следует из кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером *** имеет площадь *** кв.м. и относится к землям лесного фонда, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Таким образом, суд приходит к выводу, что несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда и обязанность по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий подлежит возложению на исполнительный орган государственной власти *** области - Министерство природных ресурсов и экологии *** области, поскольку на основании специальных норм, подлежащих применению в данном случае, а именно п. 4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ, п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** № 414, обязанность по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из акта, составленного ***г. ГОКУ «***», несанкционированная свалка с координатами: *** ликвидирована, в связи с чем требование в части ликвидации данной свалки удовлетворению не подлежит, поскольку требования прокурора исполнены в добровольном порядке.

Принимая во внимание, что ответчиком не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов, и это влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен прокурором *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит указанный прокурором срок для исполнения ответчиком заявленных исковых требований разумным и достаточным, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о невозможности выполнения требований в срок, указанный прокурором суду не представлено.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истца или ответчика освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии *** области, выполняющее функции органа государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии *** области об обязании организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий земельного участка – удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** области в срок до *** организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки от захламления и загрязнения отходами производства и потребления участка лесного фонда – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории *** участкового лесничества, на котором расположена несанкционированная свалка, имеющая следующие точки координат: ***., решение суда в этой части к исполнению не приводить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** области в срок до *** организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки от захламления и загрязнения отходами производства и потребления участка лесного фонда – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории *** участкового лесничества, на котором расположена несанкционированная свалка, имеющая следующие точки координат: ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Е.Н.Григорьева

2-4705/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Кандалакша
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Другие
Администрация МО Кандалакшского района
ГОКУ "Кандалакшское лесничество"
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
perv.mrm.sudrf.ru
29.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2015Передача материалов судье
01.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2015Предварительное судебное заседание
12.08.2015Судебное заседание
28.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2015Дело оформлено
07.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее