Дело № 2-2034/2024
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2024 года
УИД 51RS0002-01-2024-000873-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2024 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,
при секретаре Гловюк В.Н.,
с участием представителя истца Нестеровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГОБУ ЦЗН адрес*** к Гайнутдиновой - Мелку Е.О. о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
ГОБУ ЦЗН адрес*** обратилось в суд с иском к Гайнутдиновой Е.О. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что ***. гражданка Гайнутдинова (Мелку) Е.О., обратилась в Центр занятости населения адрес*** на регистрацию в качестве безработной, представив паспорт серии №*** выданный ***. УМВД России по адрес***, повторное свидетельство о расторжении брака №*** (запись акта №*** от ***.), выданное ***. отделом ЗАГС адрес***.
С ***. Мелку Е.О. состояла на учете в Центре занятости населения адрес*** в качестве безработной. С правами и обязанностями граждан в области занятости была ознакомлена под роспись. За указанный период ей было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 108 538,68 руб.
С ***. регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и признания их безработными осуществляется посредством заполнения заявления в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийской базы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ***. №***. На ИАС ОБВ «Работа в России», заполняя заявление «Встать на учет в качестве безработного», Мелку Е.О. была ознакомлена с категориями граждан, которые не могут быть признаны безработными. Предупреждена, что в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в ее заявлении, Центр занятости может отказать в постановке на регистрационный учет в качестве безработного, а в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) Центр занятости имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства.
***., при повторном обращении в Центр занятости, Мелку Е.О. подала заявление в электронной форме на ИАС ОБВ «Работа в России». С правами и обязанностями граждан в области занятости была ознакомлена при подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной в электронной форме. В заявлении указала паспорт 47 18 №*** выданный ***. УМВД России по адрес***.
***. признана безработной и назначено пособие по безработице. За период с ***. ей было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 2 757 руб. 30 коп.
При личном посещении Центра занятости населения адрес*** ***. Мелку Е.О. представила паспорт серии №*** выданный ***. ГУ МВД России по адрес*** и адрес*** на фамилию Гайнутдинова и свидетельство о перемене фамилии на Гайнутдинову I- ДП №*** (запись акта №*** от ***.) выданное ***. Отделом ЗАГС администрации адрес***.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, предоставившие недостоверные данные для признания их безработными.
Нарушение требований Закона о занятости населения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 40 Закона о занятости населения в РФ).
Таким образом, Гайнутдинова (Мелку) Е.О. в обоих случаях обращения в Центр занятости населения адрес*** указывала и предоставляла недействительный паспорт, скрыла факт смены фамилии, предоставив сотрудникам Центра занятости адрес*** недостоверные сведения для признания ее безработной.
За период с сентября 2021 сумма незаконно полученных средств федерального бюджета составила 111 295 руб. 98 коп.
Уведомление о необходимости добровольного погашения образовавшегося долга ответа не последовало. Долг в добровольном порядке не погашен.
Истец ГОБУ Центр занятости населения адрес*** - является правопреемником ФИО2 занятости адрес***, что подтверждается приказом Министерства труда и социального развития адрес*** от ***. №*** и листом записи ЕГРЮЛ от 01.12.2022г.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения размере 111 295,98 рублей.
Представитель истца Нестерова Н.В. в судебном заседании уточнила, что надлежащим ответчиком по делу является Гайнутдинова - ФИО3, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Гайнутдинова - Мелку Е.О. в судебное заседание не явилась, о дате судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила возражения по иску, не согласна с заявленными требованиями в полном объёме по основаниям, изложенным в возражениях, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Балашенко А.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, поддержал возражения, представленные ранее в ходе рассмотрения дела. Просил отказать в удовлетворении иска в полном объёме.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О занятости населения РФ") безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гарантируется всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12), граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 9). Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании заявления Мелку Е.О. (заявление-анкета о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы) от *** и в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ответчик была признана безработной и ей назначено пособие по безработице с *** по ***, что подтверждается приказом от *** №*** о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице.
Установлен период выплаты пособия по безработице шесть месяцев с *** по ***.
При постановке на учет в качестве безработной ответчик была предупреждена об обязанности сообщить в органы службы занятости о возможной занятости и получения дополнительного дохода, а также ознакомлена с положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
С 09.04.2020г., в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Мелку Е.О. была предупреждена, что в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в ее заявлении, Центр занятости может отказать в постановке на регистрационный учет в качестве безработного, а в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) Центр занятости имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства.
Согласно представленных заявлений от ***, от ***, от *** Мелка Е.О. просила произвести перерегистрацию и оказать ей услугу содействия в поиске подходящей работы, при этом предоставляла копию паспорта на фамилию Мелка Е.О., серии №*** №***, выданного УМВД России по МО ***.
Приказом ГОБУ ЦЗН адрес*** от *** №*** Мелку Е.О. снята с регистрационного учета в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 закона РФ «О занятости населения в РФ».
Как следует из трудовой книжки ответчика серии №***, *** на основании приказа от ***, Мелку Е.О. принята на должность специалиста в Отдел работы с корпоративными клиентами в функциональною группу продаж ПАО «Мобильные Теле Системы», *** переведена на должность специалиста по привлечению в Функциональную группу по работе с малым и средним бизнесом Отдела по работе с корпоративными клиентами.
На основании приказа от *** переведена на должность старшего специалиста в филиал ПАО «МТС» в адрес*** департамент по работе с корпоративными клиентами отдел по работе с крупным бизнесом.
*** трудовой договор расторгнут по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
***., при повторном обращении в Центр занятости, Мелку Е.О. подала заявление в электронной форме на ИАС ОБВ «Работа в России». С правами и обязанностями граждан в области занятости была ознакомлена при подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной в электронной форме.
В заявлении указала паспорт №*** выданный ***. УМВД России по адрес***.
Приказом от *** №***, Мелка Е.О. ***. признана безработной и назначено пособие по безработице.
При личном посещении Центра занятости населения адрес*** ***. Мелку Е.О. представила паспорт серии №***, выданный ***. ГУ МВД России по адрес*** и адрес*** на фамилию Гайнутдинова и свидетельство о перемене фамилии на Гайнутдинову №*** №*** (запись акта №*** от ***.), выданное ***. Отделом ЗАГС администрации адрес***.
Приказом ГОБУ ЦЗН адрес*** от *** №*** Мелку Е.О. снята с регистрационного учета в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно сведений отдела ЗАГС администрации адрес***, Гайнутдинова ФИО4 переменила фамилию «Гайнутдинова» на «Мелку» *** на основании записи акта №*** от *** Кильдинского поселкового адрес***, о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене имени №*** от ***.
Мелку Е.О. переменила фамилию «Мелку» на «Гайнутдинову», о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене имени №*** от ***.
Гайнутдинова ФИО4 переменила фамилию «Гайнутдинова» на «Мелку», о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене имени №*** от ***.
Гайнутдинова ФИО4 переменила фамилию «Гайнутдинова» на «Мелку», о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене имени №*** от ***.
Мелку Е.О. переменила фамилию «Мелку» на «Гайнутдинову - Мелку», о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене имени №*** от ***.
Из представленной копии паспорта на имя Мелку Е.О., усматривается, что Мелку Е.О. был получен паспорт серии №***, выданный *** УМВД России по адрес***.
Из представленной копии паспорта на имя Гайнутдиновой ФИО4, усматривается, что Гайнутдиновой Е.О. был получен паспорт серии №***, выданный ГУ МВД России по адрес*** и адрес*** ***.
Из представленной копии паспорта на имя Гайнутдиновой - Мелку Е.О,, усматривается, что ответчиком был получен паспорт серии №*** №***, выданный ГУ МВД России по адрес*** ***.
Таким образом, истец ссылается, что ответчик скрыла факт смены фамилии, предоставила недостоверные сведения, тем самым необоснованно получила из средств федерального бюджета пособие по безработице.
За период с *** по *** ей было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 108 538,68 руб.
За период с *** по *** ей было начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 2 757,30 руб.
Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе (пункт 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункты 1 - 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В пункте 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" приведены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. В их числе - попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем (абзац шестой пункта 2 названной статьи).
В период получения ответчиком пособия по безработице действовали Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (далее - Временные правила).
Временные правила утратили силу с 1 января 2023 г. в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа.
Приложением к Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных этим же постановлением Правительства Российской Федерации, установлен перечень сведений, запрашиваемых центрами занятости населения. К числу таких сведений относятся, в частности, сведения о действительности паспорта в МВФ России, о трудовой деятельности, о месте осуществления трудовой деятельности, а также о выплатах и об иных вознаграждениях по последнему месту работы, в том числе на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые предоставляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 2 Временных правил установлено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзацы первый - второй пункта 2).
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, (абзац первый пункта 3 Временных правил).
Пунктом 4 Временных правил определено, что центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац первый пункта 4).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац первый пункта 17 Временных правил).
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы (пункт 19 Временных правил).
Федеральной службой по труду и занятости разработаны Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 38 Методических рекомендаций постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, а также принятие решения о назначении пособия по безработице осуществляется центром занятости населения в следующем порядке: проверка (модерация) заявления в электронной форме; постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; предоставление гражданину государственной услуги в части содействия в поиске подходящей работы; постановка гражданина на регистрационный учет в качестве безработного и принятие решения о назначении пособия по безработице; перерегистрация гражданина в качестве безработного.
Проверка (модерация) заявления в электронной форме осуществляется центром занятости населения с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения не позднее дня, следующего за днем подачи заявления в электронной форме (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней) и включает в том числе административную процедуру по проверке полноты и корректности сведений, указанных в заявлении в электронной форме, и сведений, необходимых для постановки гражданина на регистрационный учет (подпункт 4 пункта 39 Методических рекомендаций).
Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется центром занятости населения и включает, в частности, административную процедуру по проверке наличия оснований для снятия гражданина с учета в качестве безработного и прекращения (приостановления) выплаты пособия по безработице (абзац первый пункта 49 Методических рекомендаций).
Из приведенных нормативных положений следует, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Граждане, обратившиеся в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы дистанционно, заполняют электронное заявление по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Центр занятости населения проводит проверку полноты и корректности сведений, указанных гражданами в электронном заявлении, необходимых для постановки граждан на регистрационный учет, путем направления запросов в соответствующие органы, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подтверждении достоверности сведений, содержащихся в электронном заявлении граждан, центром занятости населения осуществляется их постановка на учет в качестве безработных и принимается решение о назначении пособия по безработице.
Перерегистрация граждан в качестве безработных производится центром занятости населения ежемесячно, при этом центр занятости населения проверяет наличие оснований для снятия граждан с учета в качестве безработных и прекращения (приостановления) выплаты пособия по безработице. Для этого центр занятости населения ежемесячно направляет запросы в соответствующие органы, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, и на основании представленной в центр занятости населения информации осуществляет перерегистрацию граждан в качестве безработных.
В случае получения гражданами обманным путем пособия по безработице сумма такого пособия подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется и бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П), содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям (абзац седьмой пункта 3 постановления).
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пособий по безработице.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на пособия по безработице, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому было назначено пособие по безработице. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Соответственно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому назначено пособие по безработице, взыскание выплаченных ему денежных средств может быть произведено при установлении факта недобросовестности в его действиях при получении пособия по безработице, то есть в том случае, когда ущерб, причиненный центру занятости населения перерасходом средств на выплату гражданину пособия по безработице, явился следствием противоправных действий (бездействия) и недобросовестного поведения гражданина. Бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им пособия по безработице лежит на центре занятости населения, обратившемся с требованиями в суд о взыскании в качестве неосновательного обогащения полученных гражданином сумм пособия по безработице.
Согласно части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, Мелку Е.О. обращаясь в центр занятости с заявлением о признании безработной и назначении пособия по безработице с *** по ***, представила паспорт №***, выданный *** на фамилию Мирку, выданный на основании записи акта о перемене имени №*** от ***, поскольку Гайнутдинова ФИО4 переменила фамилию «Гайнутдинова» на «Мелку», о чем отделом ЗАГС администрации адрес*** составлена запись акта о перемене фамилии.
При этом, согласно сведений о ранее выданных паспортах, ответчику были выданы паспорта в связи со сменой фамилии: №*** от ***, №*** №*** от ***, №*** №*** от ***, который был представлен в центр занятости.
Таким образом, ответчик обоснованно была поставлена на учет в качестве безработной и выплачено пособие по безработице, поскольку в указанный период времени ответчик не была трудоустроена и не имела доходов, что установлено в ходе судебного разбирательства.
Предоставление ***. при повторном обращении в Центр занятости Мелку Е.О. заявления в электронной форме на ИАС ОБВ «Работа в России», с ошибочным указанием паспорта №*** №*** от ***. УМВД России по адрес***, при личном посещении Центра занятости населения адрес*** ***. Мелку Е.О. представила паспорт серии №*** №*** выданный ***. ГУ МВД России по адрес*** и адрес*** на фамилию Гайнутдинова, не свидетельствует о получении пособия по безработице обманным путем, поскольку до *** фамилия ответчика была Мелку Е.О.
При этом суд учитывает, что центром занятости населения должна была проводиться проверка полноты и корректности сведений, указанных ответчиком как в заявлении о содействии в поиске работы с ***, так и в последующих заявлениях, с учетом приложенного Мелку Е.О. повторного свидетельства о расторжении брака, выданного *** отделом ЗАГС адрес***, о чем истец ссылается в иске, с ежемесячной проверкой сведений, представленных Мелку Е.А., в целях установления наличия у нее права на получение пособия по безработице.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Гайнутдиновой – Мелку Е.О.) при разрешении исковых требований Центра занятости населения адрес*** о взыскании с ответчика суммы незаконно полученного пособия по безработице презюмируется, истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств недобросовестности при получении пособия по безработице со стороны ответчика.
Таким образом, со стороны ответчика отсутствует недобросовестное поведение, у нее не имелось желания обмануть центр занятости населения с целью получения пособия по безработице.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что истцом не представлены доказательства недобросовестности, противоправности поведения ответчика при получении услуги по содействию в поиске подходящей работы на Едином портале государственных и муниципальных услуг и получения пособия по безработице, в связи с чем, выплаченные ответчику денежные средства в размере 111 295,98 рублей в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются неосновательным обогащением.
При таких обстоятельствах суд считает не подлежащим удовлетворению требования ГОБУ «Центр занятости населения по адрес***» о взыскании с Гайнутдиновой – Мелку Е.О. незаконно полученного пособия по безработице в размере 111 295,98 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░*** ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░*** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░