РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
11 июля 2023 года
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Обухова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе Министерства здравоохранения УР
на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР Аксенова О.А. № от <дата> о привлечении Министерства здравоохранения УР к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<дата> постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР Аксенова О.А. №, Министерство здравоохранения УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Министерство здравоохранения УР обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что неоднократно Министерство письменно сообщало МОСП по ИОИП об отсутствии возможности выполнить требования исполнительного документа в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства по объективным обстоятельствам. Вопрос обеспечения не зарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом МНН «Колестирамин» был рассмотрен, ещё до принятия судебного решения, <дата> протокол № на заседании постоянно действующей комиссии Министерства по обеспечению лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики - было принято решение о закупке необходимого лекарственного препарата для Пушкинаой А.С., поскольку правовые основания отсутствуют, Законом Удмуртской Республики от <дата> №-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» денежные средства на данные цели не предусмотрены. Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2022 № 329-р «О перераспределении бюджетных ассигнований» Министерству здравоохранения Удмуртской Республики на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» дополнительно направлены лимиты бюджетных обязательств. В настоящее время Министерством <дата> с ООО «СПЕКТР» заключен Государственный контракт №-МЗ на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Холестирамин для обеспечения граждан, относящихся к перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № (далее - Контракт). Поставка лекарственного препарата осуществляется однократно в течении 45 рабочих дней с момента заключения Контракта (приложение № к Контракту). В рамках установленных полномочий Министерством приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требования об исполнении исполнительного документа, а именно, направлено обращение в финансовый орган о выделении дополнительных денежных средств на обеспечение Пушкина Д.С.. лекарственным препаратом по решению суда, проведена процедура закупки лекарственного препарата. Исполнить требование судебного пристава - исполнителя от <дата> № в установленный срок до <дата> в части обеспечения лекарственным препаратом не представляется возможным в связи с тем, что поставка лекарственного препарата Холестирамин осуществляется однократно в течении 45 рабочих дней с момента заключения Контракта, контракт заключен <дата> (приложение № к Контракту). Изложенные доводы и обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин в неисполнении требования судебного пристава- исполнителя и отсутствии виновного противоправного бездействия Министерства, а также о том, что действия должника не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, в действиях должника нет умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на сокрытие имущества и воспрепятствование действиям судебного пристава-исполнителя.
<дата> Министерство почтовым отправлением направило в МОСП по ИОИП УФССП по УР копию административного искового заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора с приложением документов о мерах, предпринятых Министерством, для исполнения исполнительного документа.
<дата> Министерство сообщает в МОСП по ИОИП УФССП по УР о размещении закупки лекарственного препарата в Единой информационной системе закупок.
<дата> Министерство сообщает в МОСП по ИОИП УФССП по УР о заключении государственного контракта от <дата> на закупку лекарственного препарата в Единой информационной системе закупок.
Состав административного правонарушения отсутствует - виновное поведение Министерства, как бюджетополучателя, отсутствует, исчерпывающие мероприятия организованы и проведены до <дата>, прошу признать постановление незаконным и прекратить производство по делу.
Кроме того, нарушены процессуальные нормы: в материалы дела № службой судебных приставов предоставлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства №-АП, в котором отсутствует подпись должностного лица, составившего протокол, при этом начальник отделения - старший судебный пристав рассмотрел материалы административного дела с неподписанным должностным лицом протоколом и постановил признать Министерство виновным в совершении административного правонарушения. При таких обстоятельствах протокол не является допустимым доказательством вины, соответственно, событие правонарушения не установлено, дело подлежит прекращению.
Просит признать постановление от <дата> незаконным и прекратить производство по делу.
Минздрав УР извещено надлежащим образом, о рассмотрении дела, представитель в суд не явился.
Потерпевшая Пушкинаой А.С. в лице законного представителя ФИО8 ЛА извещен надлежащим образом, в суд не явился, суд считает возможным рассмотреть материал в его отсутствие.
Врио начальника отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по УР Аксенова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. Представлен отзыв, из которого следует, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства №-ИП должнику Министерство здравоохранения Удмуртской Республики установлен срок исполнения требований исполнительного документа — в течение суток. Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП получено должником Министерство здравоохранения Удмуртской Республики <дата>. В течение суток должник Министерство здравоохранения УР требования исполнительного документа не исполнил, доказательств неисполнения, либо исполнения не представил. <дата> при отсутствии доказательств исполнения решения суда, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором установил новый срок для исполнения решения суда до <дата>. Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> по делу №а-3133/2022 освобожден от взыскании исполнительского сбора. <дата> судебному приставу - исполнителю поступило письмо от Министерства здравоохранения УР от <дата>, в котором Министерство сообщило, что принято решение о закупке необходимого лекарственного препарата и лечебного питания для Пушкинаой А.С., в связи с чем проводится процедура закупки лекарственного препарата Холестирамин в соответствии с ФЗ « 44 от <дата>. <дата> по электронной почте судебному приставу - исполнителю письмо от Министерства здравоохранения УР от <дата>, в котором Министерство сообщило, что для закупки лекарственного препарата и лечебного питания для Пушкинаой А.С. заключен гос.контракт, а также ребенку Пушкинаой А.С. <дата> отпущено лекарство Нутриэн стандарт в количестве 8 упаковок. <дата> судебному приставу - исполнителю поступило административное исковое заявление Министерства здравоохранения УР от <дата> об освобождении от взыскания исполнительского сбора с приложением государственного контракта на поставку лекарственного препарата. При этом, учитывая характер исполнительного документа, взыскатель Пушкинаой А.С. лекарственным препаратом Холестирамин не обеспечен. Таким образом, требования исполнительного документа должником исполнены не в полном объеме, а соответственно требование судебного пристава- исполнителя от <дата> сроком до <дата> не исполнено. <дата> ввиду неисполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в отношении должника Министерство здравоохранения Удмуртской Республики составлен протокол об административном правонарушении. При составлении протокола, законный представитель Министерства Саетгараева К.С. присутствовала, копию протокола об административном правонарушении получила с подписью должностного лица (подпись имеется на копии протокола, представленного Министерством в материалы дела письмом от <дата>). При этом, отсутствие подписи на протоколе, имеющегося в материалах административного дела является несущественным недостатком, который может быть восполнен при рассмотрении дела по существу. В связи с чем, постановление должностным лицом мотивировано, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Должностным лицом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ при получении копии постановления о назначении наказания <дата>, 10-ти дневный срок последний день на подачу жалобы приходится на <дата> (с учетом выходных), жалоба в суд подана -<дата> согласно почтового конверта, а потому и срок на подачу жалобы не пропущен.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.
В соответствии со ст.26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Частью 1 cт. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 6 ФЗ № 229-ФЗ от <дата> «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению.
Судьей установлено, что на принудительном исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике, находится исполнительное производство от <дата> №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа № ФС № от <дата>, выданного Первомайским районным судом г. Ижевска по делу №, вступившему в законную силу 15.06.2022г., об обязании Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить
Пушкинаой А.С., <дата> г.рождения, лекарственным препаратом «Colestyramin»- холестирамин (Колестирамин) назначенным по жизненным показаниям, в полном соответствии с рекомендациями врачей в необходимом количестве (4 мг/1 саше) по ? саше х 2 р/д, а также лечебным питанием «Cinutren Junior/Nutridrink Nutrison advanced» по 100-120 мл. (3-4 мерных ложки) х 2-3 р/д (второй завтрак, полдник и на ночь) на постоянной основе до отмены их применения, в отношении должника: Министерство здравоохранения УР, ИНН №, адрес должника: пер<адрес>
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено 29.06.2022г., постановление получено должником 29.06.2022г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции. В п. 2 названного постановления в соответствии со ст.30 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» требование подлежит немедленному исполнению - в течении суток с момента получения должником настоящего постановления.
Требования исполнительного документа должником в установленный срок не были исполнены, в связи с чем, на основании ст.112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», 08.07.2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерство здравоохранения УР исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Постановление получено должником 08.07.2022г.
08.07.2022 г. должником- Министерство здравоохранения УР получено требование от 08.07.2022г. об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до <дата>.
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Таким образом, должник - Министерство здравоохранения УР не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина должника - Министерство здравоохранения УР в совершении административного правонарушения подтверждается следующими документами: исполнительным документом № ФС № от <дата>, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 29.06.2022г., постановлением о взыскании исполнительского сбора от 08.07.2022г., требованием судебного пристава-исполнителя об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе от 08.07.2022г., протоколом об административном правонарушении от 26.07.2022г.
Отягчающих и смягчающих обстоятельств вину должника в совершении административного правонарушения, не установлено.
Министерству здравоохранения УР назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии вины в совершении данного административного правонарушения являются необоснованными по следующим основаниям.
Как верно указано административным органом, при назначении административного наказания правоприменителем установлена вина, а именно: из смысла законодательства об исполнительном производстве, норм международного права отсутствие денежные средств не может быть причиной неисполнения требований исполнительного документа. Должнику предоставлено достаточно прав для обращения в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства, отсрочки, рассрочки. Правоприменителем не усматривается малозначительность административного правонарушения, поскольку в материалах дела не имеются доказательства о том, что должником нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Как указано в п.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Одной из задач законодательства об административных правонарушениях является защита интересам граждан, общества и государства.
Должник - Министерство здравоохранения УР длительное время не исполнял решение суда, подлежащее немедленному исполнению, тем самым пренебрежительно относясь к обязанности исполнить решение суда, не предпринимали действенных мер, которые бы способствовали к скорейшему восстановлению нарушенных прав граждан.
Материалы дела свидетельствуют о том, что требования, изложенные в исполнительном листе, должник в добровольном порядке не исполнил, документов, подтверждающих невозможность исполнения судебного акта в силу уважительности причин, не предоставлено. Должником не представлено доказательств, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств, он принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Наличие переписки в виде информирования должником различных органов власти о потребности в денежных средствах, а также соблюдения процедур закупок лекарственных препаратов, не может расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по настоящему исполнительному производству.
Возложенная на Министерство обязанность по обеспечению ребенка лекарственным препаратом, согласно требований судебного решения и исполнительного документа, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, соблюдения закупочных процедур, либо иных условий.
Из материалов дела не следует, что министерством приняты все зависящие от него меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
На наличие доказательств вручения лекарственного препарата взыскателю МЗ УР при рассмотрении данного дела и не ссылается.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований исполнительного документа должником не представлено.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом были верно установлены юридически значимые обстоятельства, квалификация действий Министерству здравоохранения УР по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ дана правильная.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену названного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о привлечении Министерства здравоохранения УР к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах Годичного срока давности привлечения к административной ответственности, ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел., исчисляемого с <дата> и истекает <дата>, и не истекшего на <дата>.
Порядок привлечения и извещения на протокол на 09-40 час, <дата> МЗ УР извещено- <дата> штамп входящей корреспонденции в материалах дела.
При составлении протокола, был представитель Саетгараева К.С. ( доверенность в деле, истребована судом) и которая под роспись извещена на рассмотрение дела по существу на 28.07.2022г, а потому и порядок извещения административном органом не нарушен.
Проверяя правильность назначения наказания, суд исходит из следующего.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении Министерства, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
При назначении наказания ст. 4.1 ч.3 ч.3.2 КоАП РФ о снижении штрафа применению не подлежат, исходя из санкции статьи 17.15 ч.1 КоАП РФ менее ста тысяч.
В силу требований совокупности ст. 4.1.1. и ст. 3.4 ч. 2 КоАП РФ заменить штраф на предупреждение, также не возможно, в виду угрозы причинения вреда здоровью.
В силу изложенного, постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР Аксенова О.А. № от 28.07.2022г. о привлечении Министерства здравоохранения УР к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, является законным и обоснованным, вынесено компетентным органом, в соответствии с административно - юрисдикционной процедурой, соответствует существу и цели закона.
Жалоба Министерства здравоохранения УР удовлетворению не подлежит, постановление следует оставить без изменения.
Довод жалобы, что судом изготовлено мотивированное решение значительно позже даты возбуждения исполнительного производства, не может быть принят судом, поскольку, решение обращено к немедленному исполнению, а потому и не влечет тех последствий о которых говорит должник – ответчик.
Сведений об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется, равно как не имеется и доказательств предоставления отсрочки исполнения решения суда, или приостановлении исполнительного производства, а установление судебным приставом- исполнителем нового срока в требовании об исполнении решения суда, лишь еще раз подтверждает факт не исполнения решения.
Указанные в жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии вины Министерства в совершении данного правонарушения, поскольку факт длительного не исполнения судебного решения (обращенного к немедленному исполнению), нашел свое подтверждение в суде.
Факт длительного не исполнения судебного решения, при наличии исполнительского сбора, несмотря на наличие решения в порядке КАС которым Министерство лишь освобождено от Исполнительного сбора, но оно не признанного решением суда незаконным и не отменено, нашел свое подтверждение в суде.
Довод в жалобе об отсутствии умысла, а потому и отсутствие состава вменяемого правонарушения, не нашел свое подтверждения в суде, поскольку в данном случае имел место не прямой, а косвенный умысел, а потому и вменяемый состав правонарушения имеет место быть.
Довод в дополнении к жалобе, что в протоколе отсутствует подпись должностного лица его составившего, не нашел своего подтверждения в суде, поскольку в подлиннике административного материала. Истребованного по запросу суда, на л.д.8 оборот ( материла ) подпись пристава Князеваа А.А. как лица составившего административный протокол имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР Аксенова О.А. № от 28.07.2022г. о привлечении Министерства здравоохранения УР к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Министерства здравоохранения УР – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья : М.А. Обухова