Дело № 2-1611/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермского края 25 мая 2016 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Лашовой Е.А.,
с участием представителя ответчика Управления образования администрации города Кунгура Пермского края – Банниковой М.И., доверенность от 11.01.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по исковому Черепахина И.В. к Управлению образования администрации города Кунгура Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации, обязании выплатить компенсацию,
У С Т А Н О В И Л :
Черепахина И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации, обязании выплатить компенсацию, и просит:
- признать незаконным решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №) об отказе истцу в предоставлении компенсации;
- взыскать с Управления образования администрации города Кунгура в пользу Черепахиной И.В. компенсацию части родительской платы на оздоровление ребенка в загородном детском оздоровительном лагере, детском санаторно-оздоровительном лагере в размере <данные изъяты>
- взыскать с Управления образования администрации города Кунгура в пользу Черепахиной И.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей;
- взыскать с Управления образования администрации города Кунгура в пользу Черепахиной И.В. судебные расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленные требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление образования с заявлением о предоставлении компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в ООО «Санаторий-профилакторий «Камские зори», находящийся в <адрес>. Путевка в санаторий была приобретена Черепахина И.В. по цене <данные изъяты> рублей для сына Тумайкина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно письму Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении компенсации отказано со ссылкой на то, что в обратном (отрывном) талоне к путевке имеются исправления, не заверенные подписью и печатью оздоровительной организации, а также отсутствуют реквизиты счета заявителя. Данное решение было принято на основании пункта 12 (12.4), в соответствии с которым Уполномоченный орган отказывает родителю в получении компенсации в случае предоставления неполного комплекта документов, предоставления недостоверных документов.
По мнению истца, решение об отказе в предоставлении компенсации является незаконным. Исправления в обратном (отрывном) талоне к путевке отсутствуют, что подтверждается копией талона, приложенного к иску, следовательно, отсутствуют мотивированные основания для отказа в предоставлении компенсации. Непредставление реквизитов счета не может служить основанием для отказа в компенсации, поскольку не является документом, подтверждающим возникновение права на указанную компенсацию. Тем более, впоследствии расчетный счет был предоставлен в Управление образования.
Истец считает, что компенсация части стоимости приобретенной ею путевки для ребенка в лагерь «Камские зори» должна быть предоставлена.
Определением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития по Пермскому краю (л.д.38).
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, уточнили 2 пункт просительной части искового заявления: просят обязать Управление образования администрации г.Кунгура выплатить Черепахиной И.В. компенсацию части расходов на оплату стоимости путевки в загородный детский оздоровительный лагерь. От требований в части компенсации морального вреда отказываются.
Определением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу по исковому заявлению Черепахина И.В. к Управлению образования администрации города Кунгура Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации, обязании выплатить компенсацию в части компенсации морального вреда, в связи с отказом истца от части исковых требований.
Представитель ответчика Управления образования Администрации города Кунгура в судебном заседании иск не признала, ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных Черепахиной И.В. требований.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил возражение по иску, из которого следует, что не согласны с требованиями Черепахиной И.В., поскольку решение по предоставлению компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря, детские санаторно – оздоровительные лагеря принимают органы местного самоуправления в рамках переданных им полномочий. Финансовое обеспечение расходных обязательств должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Полагают, что в случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов должно производится за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Кроме того, сумма в <данные изъяты> рублей противоречит краевому законодательству. Согласно приложению № Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае» средняя стоимость путевки, приобретаемой за счет средств бюджета Пермского края для детей различных категорий, в санаторно – оздоровительный лагерь (из расчета 24 дня) установлена в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, размер компенсации не может превышать <данные изъяты> рублей.
Заслушав участников процесса, изучив документы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные Черепахина И.В. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из содержания пп. 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 605-ПК "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае" определены формы государственной поддержки организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, в том числе предоставление родителям (законным представителям) компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительные детские лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, в расчете на каждого ребенка в семье в год.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 7 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 605-ПК "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае" Правительство Пермского края формирует проект краевого бюджета, в том числе в части расходов на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей, определяет порядок предоставления и расходования субвенций органами местного самоуправления на выполнение отдельных государственных полномочий по организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей" государственный уполномоченный орган по организации оздоровления и отдыха детей (далее - государственный уполномоченный орган Пермского края) - исполнительный орган государственной власти Пермского края, наделенный полномочиями по организации оздоровления и отдыха детей. Уполномоченный орган по организации оздоровления и отдыха детей муниципального района или городского округа (далее - уполномоченный орган) - орган, созданный для осуществления переданных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей.
Согласно ч.1 ст.3 "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей" органы местного самоуправления осуществляют следующие государственные полномочия в сфере организации оздоровления и отдыха детей: организация оздоровления и отдыха детей (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей; в санаторно-оздоровительных детских лагерях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4, п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей" государственный уполномоченный орган Пермского края в пределах своей компетенции обязан своевременно перечислять в бюджеты муниципальных образований средства, предназначенные для обеспечения осуществления переданных государственных полномочий в объеме, предусмотренном законом о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления в пределах переданных государственных полномочий имеют право: требовать своевременного и в полном объеме перечисления финансовых средств, предусмотренных в краевом бюджете для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 7 Закона № 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей"финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий предусматриваются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период и передаются в бюджеты муниципальных образований в форме субвенций. Порядок предоставления и расходования субвенций на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Порядок предоставления и расходования субвенций на выполнение государственных полномочий утвержден постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2010 N 129-п "О субвенциях из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей"
Согласно п.п. 1, 2, 3, 5, 6 Порядка № 129-п Порядок устанавливает правила предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей (далее - субвенции), в частности на организацию оздоровления и отдыха детей (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительных детских лагерях.
Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края, главному распорядителю средств краевого бюджета - Министерству социального развития Пермского края (далее - Министерство) на основании Соглашения о предоставлении субвенции из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей (далее - Соглашение), заключенного между Министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
Субвенции перечисляются Министерством в соответствии с действующим законодательством на лицевые счета бюджетов муниципальных районов (городских округов) Пермского края ежемесячно.
Расходование субвенций осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края в пределах выделенных субвенций в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Субвенция на организацию оздоровления и отдыха детей в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительных детских лагерях направляется на предоставление родителям (законным представителям) компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительные детские лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, в расчете на каждого ребенка в семье в год в размере 50% фактической стоимости путевки, но не более 50% утвержденной правовым актом Правительства Пермского края на текущий год средней стоимости путевки в загородный лагерь отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительный детский лагерь, в соответствии с приказом Министерства социального развития Пермского края.
В соответствии с п.п.1,5 ч.5 ст.7 Закона № 605-ПК государственный уполномоченный орган по организации отдыха и оздоровления детей готовит предложения по объему, механизму финансирования расходов на организацию отдыха и оздоровления детей на очередной финансовый год и плановый период; определяет порядок предоставления родителям (законным представителям) компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительные детские лагеря, расположенные на территории РФ.
В настоящее время Порядок предоставления указанной компенсации утвержден Приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.05.2011 № СЭД-33-01-02-83 (далее – Порядок).
Согласно пунктам 13, 41 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление компенсации родителям части расходов на оплату стоимости путевки в загородные оздоровительные лагеря, детские санаторно-оздоровительные лагеря», утвержденного постановлением администрации города Кунгура от 29.12.2012г. № 1081 (далее – Регламент), уполномоченным органом, предоставляющим данную муниципальною услугу, является Управлением образования администрации города Кунгура.
Судом установлено:
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ Черепахина И.В. заключила договор возмездного оказания санаторно-курортных услуг с ООО «Санаторий-профилакторий «Камские зори» на оздоровление сына Тумайкина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок путевки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность – 24 дня, стоимость <данные изъяты> рублей (л.д.14).
Данная путевка была оплачена в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и кассовым чеком ( л.д.12).
Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ Черепахина И.В. обратилась в Управление образования с заявлением на предоставление компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря, детские санаторно-оздоровительные лагеря, расположенные на территории РФ. Период оздоровления ребенка Тумайкина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (24 дня). Место оздоровления: ООО «Санаторий-профилакторий «Камские зори» <адрес>. (л.д.7)
Согласно справки Тумайкин Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>. (л.д.9)
Согласно обратного талона к путевке № Тумайкин Е.В. находился в ООО «Санаторий-профилакторий «Камские зори» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость путевки <данные изъяты> рублей. (л.д.13,34).
Согласно протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Черепахина И.В. отказано в предоставлении компенсации на основании п. 12.4 Порядка – предоставление недостоверных документов, а именно имеются исправления в обратном (отрывном) талоне к путевке и платежных документах не заверенные подписью и печатью оздоровительной организации (л.д.17).
Из объяснений представителя ответчика следует, что в данном случае, имелись исправления в обратном (отрывном) талоне к путевке в указании его номера.
Суд считает возможным согласиться с позицией истца в силу следующего:
В соответствии с приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.05.2011 года № СЭД-33-01-02-83, которым утвержден Порядок предоставления компенсации, компенсация в пределах выделенной органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края субвенций из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей, предусмотренной на выплату компенсаций, предоставляется одному из родителей, внесшему плату за путевку в загородный детский оздоровительный лагерь, детский санаторно-оздоровительный лагерь для ребенка в возрасте от 7 до 16 лет (включительно).
Этим же порядком определены сроки и перечень документов, подаваемых родителем в уполномоченный орган, сроки принятия решения по вопросу предоставления компенсации.
Пунктом 12 названного Порядка установлен перечень к отказу родителю в получении компенсации, в том числе п. 12.4 Порядка – предоставление недостоверных документов.
При этом в соответствии с Административным регламентом прием и регистрация заявлений, проверка представленных документов, формирование персонального дела получателя компенсации производятся специалистами отдела Управления образования.
Суд считает, что на специалиста Управления образования возложена обязанность по проверке предоставляемых документов, их соответствию требованиям Порядка.
По мнению суда, именно специалистом Управления образования администрации города Кунгура Пермского края при приеме документов истца данное требование было нарушено, в частности, при возникновении каких-либо сомнений в достоверности представленного Черепахиной И.В. обратного талона к путевке (в данном случае его номера), он мог сделать запрос в ООО «Санаторий-профилакторий «Камские зори» <адрес>, а также сообщить Черепахиной И.В. о том, что в документах отсутствуют реквизиты счета заявителя.
Кроме того, непредставление реквизитов счета не может служить основанием для отказа в компенсации, поскольку не является документом, подтверждающим возникновение права на указанную компенсацию. Более того, из искового заявления следует, а также подтверждается материалами дела, что сведения о расчетном счете в Управление образования Черепахиной И.В. были предоставлены (л.д.16).
Следовательно, суд считает, что все требования исполнены в полном объеме, а именно представлены все требующиеся документы, в том числе номер расчетного счета, на который должна перечисляться компенсация. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт ненадлежащего исполнения истцом данных требований, ответчиком не представлено.
Суд считает возможным признать обоснованными доводы истца о том, что отказ в выплате компенсации нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что Черепахиной И.В. ответчику представлены все предусмотренные Порядком предоставления компенсации (утвержденным Приказом Министерства Социального развития Пермского края от 4 мая 2011 г. N СЭД-33-01-02-83) документы, необходимые для предоставления компенсации. Согласно квитанции Черепахина И.В. приобрела путевку для ребенка стоимостью <данные изъяты> рублей, продолжительностью 24 дня, ее сын зарегистрирован на территории муниципального образования г.Кунгур.
Совокупность исследованных судом обстоятельств свидетельствует о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований с учетом уточнения в полном объеме.
Уплаченная Черепахина И.В. государственная пошлина по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.2) в сумме <данные изъяты> рублей должна быть возмещена истцу ответчиком в соответствии со ст.103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Управления образования администрации <адрес> края в предоставлении компенсации части расходов на оплату стоимости путевки в загородный детский оздоровительный лагерь Черепахина И.В., изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Управление образования администрации города Кунгура выплатить Черепахина И.В. компенсацию части расходов на оплату стоимости путевки в загородный детский оздоровительный лагерь.
Взыскать с Управления образования администрации города Кунгура в пользу Черепахина И.В. в возврат расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Головкова