№ 3а-131/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретареСафоновой М.В.,
с участием административного истца Сперанцева А.А.,представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Леонидовой Л.В.,рассмотревв открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлениюСперанцева А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Сперанцев А.А. обратился с административным иском по тем основаниям, что решениемМедвежьегорского районного суда Республики Карелия от 08 октября 2013 г.на администрациюМедвежьегорского городского поселения (далее – администрация)возложена обязанность выполнить капитальный ремонт фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, балконов, крыши, кровли, полов в подъездах, оконных проемов подъездов, системы холодного водоснабжения, системы канализации, электрооборудования мест общего пользования, системы центрального отопления жилого дома (...).
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению егоправа на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ),просит взыскать компенсацию в размере 350000 руб.
Административный истецподдержал заявленные требования, просил полностью удовлетворить административный иск.
Представитель администрациив суд не явился, в письменном отзыве заявленные требования не признал, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.
Представитель Управления ФССП России по Республике Карелия пояснила, что отсутствуют основания для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в заявленном размере.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, гражданского дела № (...), суд приходит к следующим выводам.
РешениемМедвежьегорского районного суда Республики Карелия от 08 октября 2013 г. администрацияобязанавыполнить капитальный ремонт фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, балконов, крыши, кровли, полов в подъездах, оконных проемов подъездов, системы холодного водоснабжения, системы канализации, электрооборудования мест общего пользования, системы центрального отопления жилого дома (...)
Решение вступило в законную силу 12 ноября 2013 г.
16 декабря 2013 г. выдан исполнительный лист серии (...).
Исполнительный лист предъявлен к исполнению 19 декабря 2013 г., судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Медвежьегорскому району УФССП России по Республике Карелия 25 декабря 2013 г. возбуждено исполнительное производство № (...).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 февраля 2014 г. с администрации взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.
30 апреля 2014 г., 09 сентября 2014 г., 26 ноября 2014 г., 02 февраля 2015 г., 12 марта 2015 г., 20 июня 2015 г., 02 октября 2015 г., 04 декабря 2015 г., 19 апреля 2016 г., 03 ноября 2016 г., 08 февраля 2017 г., 24 апреля 2017 г., 17 августа 2017 г., 30 октября 2017 г., 07 декабря 2017 г., 17 мая 2018 г., 08 октября 2018 г., 04 февраля 2019 г. в отношении Главы администрации вынесены предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава от 13 августа 2014 г. администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 30000 руб.
10 октября 2016 г. администрация на основании постановления начальника отдела - старшего судебного приставапривлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 50000 руб.
На основании постановления начальника отдела – старшего судебного пристава от 08 июня 2017 г. администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 50000 руб.
31 октября 2017 г. администрация на основании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 50000 руб.
Администрация на основании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава от 03 мая 2018 г. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 50000 руб.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Обстоятельства дела участниками судебного разбирательства не оспариваются.
Часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Федеральный закон № 68-ФЗустановил право взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» часть 8 статьи 3изложена в иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (части 2,3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктами 40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Таким образом, общий срок продолжительности исполнения судебного акта на день принятия настоящего решения составила05 лет 05 месяцев 30 дней(с 25 декабря 2013 г. по 24 июня2019 г.).
Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени административным ответчиком не предпринималось эффективных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что право административного истцана исполнение решения суда в разумный срок нарушено, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что длительное неисполнение решения суда повлекло для административного истца негативные последствия в виде проживания в аварийном жилом помещении,создающем угрозу жизни и здоровью административного истца,учитывает факт непринятияадминистративным ответчиком мер, направленных наисполнение судебного акта.
Ссылки административного ответчика на отсутствие денежных средств суд не признает состоятельными, поскольку неисполнение судебного акта может повлечь тяжкие негативные последствия в виде обрушения жилого дома и причинения вреда здоровью. Обращение администрации в Совет Медвежьегорского городского поселения не может служить основанием для признания выполнения администрацией мер, направленных на исполнение судебного акта.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, с учетом обстоятельств дела,суд считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 100000 рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Статьей 5Положения о бюджетном процессе в Медвежьегорском городском поселении, утвержденного РешениемСовета Медвежьегорского городского поселения от 27 февраля 2014 г. № 53,организует исполнение и исполняет бюджет поселения администрация.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования Медвежьегорское городское поселение в лице администрации за счет средств бюджета этого муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Аналогичная норма предусмотренав пункте 3 статьи 259 КАС РФ.
Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен частью 3.1 статьи 353 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеСперанцева А.А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Медвежьегорское городское поселение в лице администрации Медвежьегорского городского поселения за счет средств бюджета Медвежьегорского городского поселения в пользу Сперанцева А.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 руб.
Взыскать с муниципального образования Медвежьегорское городское поселение в лице администрации Медвежьегорского городского поселения за счет средств бюджета Медвежьегорского городского поселения в пользу Сперанцева А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
мотивированное решение
составлено 25 июня 2019 г.