Судья Савин А.А. Дело №33-6293/2023 (2-78/2023)
25RS0023-01-2023-000136-93
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 августа 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Вишневская С.С.,
судей Рябенко Е.М., Симоновой Н.П.,
при секретаре Брыжеватой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО1 (в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО2) к КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Ольгинского муниципального округа <адрес>, Министерству труда и социальной политики <адрес> о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам представителей КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерства труда и социальной политики <адрес> на решение Ольгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи ФИО12, объяснения представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО7, представителя ответчика Министерства труда и социальной политики <адрес> ФИО8, представителя ответчика <адрес> ФИО9,судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истцы обратились в суд к КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Ольгинского муниципального округа <адрес> с вышеназванным иском, в обоснование указали, что поживают по адресу: <адрес>. В связи с сильным снегопа<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
В результате обращения истцов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера было отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи по основанию-«условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены».
Ссылаясь на то, что в период снегопада, в течение 4-6 суток отсутствовало электроснабжение, водоснабжение и теплоснабжение, транспортное сообщение, истцы просили установить факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, произвести выплату в размере 10 000 рублей каждому.
Стороны в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», а также Министерство труда и социальной политики <адрес>, не привлечённое судом первой инстанции к участию в деле в качестве стороны, представителями которых поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ставиться вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает на то, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на который законодательно возложена обязанность по установлению факта нарушений условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, факт нарушений условий жизнедеятельности семьи ФИО16 не установлен, суд не вправе подменять собой органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенных к их компетенции. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада.
Также указывает на то, что истцы за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, об оказании помощи о том, что нарушены условия жизнедеятельности не обращались.
В апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной политики <адрес> ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указал на то, что суд первой инстанции в нарушение требований процессуального закона не привлек к участию в деле Министерство труда и социальной политики <адрес>, поскольку вынесенным решением затрагиваются их права и обязанности, поскольку выплата единовременной материальной помощи относится к полномочиям <адрес>, которое после получения сводного списка готовит проект решения <адрес> о выделении средств из резервного фонда для оказания единовременной помощи.
Заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке истцами не оспорено, в связи с чем в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада.
Полагает, что оснований для удовлетворения требований истцов не имелось, поскольку доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения у истцов возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении или данная ситуация создала для них угрозу их жизни или здоровью, не представлено.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из материалов дела усматривается, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики <адрес>, распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является <адрес>.
Учитывая, что рассматриваемым спором затрагиваются права Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, которые не были привлечены судом к участию в деле, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия привлекла в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес> и перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Настоящее дело, назначенное к судебному разбирательству в апелляционном порядке на ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 45 мин. в составе судебной коллегии: председательствующий судья ФИО10, судей ФИО13 и ФИО12(докладчик), было отложено на ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 00 мин. в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В настоящем судебном заседании произведена замена судьи ФИО10 в связи с нахождением их в отпуске, на судью Симонову Н.П.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции истцы, а также представитель администрации Ольгинского муниципального округа <адрес>, надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» не признала исковые требования, пояснив, что заключением органа местного самоуправления, на который законодательно возложена обязанность по установлению факта нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, факт нарушения условий жизнедеятельности семьи ФИО16 не установлен, данный отказ не обжалован истцами в установленном порядке, оснований для удовлетворения исковые требований не имеется, суд не вправе подменять собой органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенных к их компетенции.
Представитель ответчика <адрес> не признала исковые требования, представила письменные возражения на иск, указала на то, что оснований для удовлетворения требований истцов не имелось, поскольку доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения у них возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении или данная ситуация создала для них угрозу их жизни или здоровью, не представлено, суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, установление которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Считает, что <адрес> должно быть привлечено к участию в деле не в качестве ответчика, а третьего лица.
Представитель Министерства труда и социальной политики <адрес> не признала исковые требования, указала на то, что не подтверждено инструментально отсутствие энергоснабжения в доме истцом более суток, полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда следует отменить на основании п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ, поскольку принятым по делу решением были затронуты права Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, однако, указанные юридические лица не были привлечены к участию в деле в качестве ответчика.
Разрешая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в части.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераУказанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека (п. 1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п. 2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п. 2.3).
Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт ( п.2.3 Порядка).
Согласно п. 3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п. 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
В соответствии с п. 5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
В силу п. 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО2 проживают по адресу: <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг от «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 постановления).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО1 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО2 обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении выплаты единовременно материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ЕМП-20№-4, №ЕМП-20№-4, №ЕМП-20№-4, №ЕМП-20№-4, отказано в назначении выплаты, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания истцов по адресу: <адрес>, и установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта (л.д.45-46).
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в месте проживания истцом имело местно нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п. 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, является нарушением условий жизнедеятельности.
Доводы КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерства труда и социальной политики <адрес> о том, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, в связи с чем отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку указанный вывод противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности является, в том числе отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения.
Поскольку указанные факты нарушения условий жизнедеятельности истцов были установлены, в том числе и в заключении комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не имеется.
Довод сторон о том, что заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке истцами не оспорен, в связи с чем отсутствуют основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку обращение истцов с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о несогласии с данным заключением.
Доводы КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о том, что истцы за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, об оказании помощи о том, что нарушены условия жизнедеятельности не обращались, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку нарушение условий жизнедеятельности истцов не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию, вопреки доводам апелляционной жалобы, не подлежит. Отсутствие инструментального подтверждения отсутствия энергоснабжения не является основанием для отказа в иске, поскольку ответчиками доказательства опровергающие установленные выше обстоятельства не представлены.
При установленных обстоятельствах исковые требования истцом подлежат удовлетворению в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В удовлетворении исковых требований о выплате единовременной материальной помощи судебная коллегия отказывает, поскольку обязанность ответчиков по выплате единовременной материальной помощи истцам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 рублей каждому до включения истцом в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, не возникла.
Обязанность по включению истцов и их несовершеннолетних детей в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, возложена на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» настоящим апелляционным определением.
В связи с чем, в дальнейшем право истцов на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 рублей каждому будет реализовано в порядке, установленном с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О создании и использовании резервного фонда <адрес> по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>».
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ольгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, установленным.
Признать ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ в размере по 10 000 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.