Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2019 года
г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Глебкина П.С., при секретаре судебного заседания Савченко В.П., с участием истца Ерохиной О.В. и представителя ответчика Суровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохиной О.В. к муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения Советского района города Ростова-на-Дону» (сокращенно и далее по тексту МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону»), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Ростовской области (сокращенно и далее по тексту Минтруд области), о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Ерохина О.В. обратилась с иском к МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения № 59-428/1419 от 31.05.2019 МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение «Ветеран труда».
Требования истца обоснованы следующими обстоятельствами.
31.05.2019 на свое обращение к ответчику о присвоении ей звания «Ветеран труда» она получила отказ в присвоении данного звания за № 59- 428/1419 с формулировкой в связи с тем, что благодарность, объявленная всем работникам, принимавшим участие во Всесоюзной переписи населения, не может быть отнесена ни к одному из видов наград.
С данной позицией ответчика истец не согласен по следующим причинам
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания «Ветеран труда» лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
Положения Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде».
Между тем, как следует из актов законодательства СССР, на основе предписаний которых ранее регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде были наделены руководители органов государственной власти и ведомств не только бывшего СССР, РСФСР, но и иных союзных республик, являвшихся в соответствии с Конституцией СССР равноправными членами СССР.
Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
В период с 03.08.1987 по 1992 год истец принимала участие в проведении Всесоюзной переписи населения, Ерохина О.В.. участвовала в переписи в качестве экономиста отдела переписи.
Постановлением Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559 «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года» за организованное проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года объявлена благодарность всем работникам, принимавших в них участие.
МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» от 31.05.2019 отказано в удовлетворении ее заявления по тем основаниям, что благодарность, объявленная в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 559 не может быть отнесена ни к одному из видов наград, определенных ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Постановлением Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559 «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года», им объявлена благодарность.
За активное участие в подготовке и проведении Всесоюзной переписи населения 31.07.1989 года истцу объявлена благодарность с записью в трудовую книжку.
Положения вышеуказанных Федерального закона «О ветеранах» не содержат условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда»".
В пункте 5 Письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», утратившим силу в связи с изданием письма Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 № 3854-ЮВ, были определены как ведомственные знаки отличия в труде благодарности, вынесенные в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559, за участие в переписи населения только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке).
Таким образом, объявление благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к работе по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1989 года, относится к ведомственному знаку отличия.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеет необходимый стаж работы, является обоснованным вывод о том, что она имеет право на присвоение им звания «Ветеран труда».
Истец Ерохина О.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске, полагая, что с учетом ее стажа и объявления благодарности с записью в трудовой книжке, которая относится к ведомственному знаку отличия за особые достижения в работе, она имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда»
Представитель ответчика Сурова Н.С. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснив, что благодарность, оформленная в трудовой книжке Ерохиной О.В., не была оформлена в виде отдельного диплома, грамоты, похвального или благодарственного письма, то есть в качестве ведомственного знака отличия в труде, в связи с чем не может учитываться для присвоения звания «Ветеран труда».
Представитель третьего лица Антонцев Р.А., будучи извещенным, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Минтруд области полагает, что исковые требования Ерохиной О.В. не подлежат удовлетворению, исходя из требований под. 1 п. 3 ст. 4 Областного закона от 18.09.2006 № 541-ЗС « О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области», полагая, что МКУ УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» законно отказало в присвоении Ерохиной О.В. звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия документов, свидетельствующих о награждении последней ведомственной наградой за заслуги в труде. Суд на основании положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел данное гражданское дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из документов гражданского дела, что в период времени с 03.08.1987 по 27.11.1992 Ерохина О.В. работала в Статистическом управлении Ростовской области экономистом отдела переписи населения и обследований. Во время работы в указанном управлении принимала участие во Всесоюзной переписи населения 1989 года. Общий (учтенный для назначения пенсии) трудовой стаж по состоянию на 20.06.2019, исходя из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составил 28 лет 00 месяцев и 20 дней.
На основании постановления Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559 «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года» Ерохиной О.В. объявлена благодарность, о чем внесена запись в трудовую книжку.
Данная благодарность не была объявлена в отношении конкретного лица, не была оформлена в виде отдельного диплома, грамоты, похвального или благодарственного письма, то есть в качестве ведомственного знака отличия в труде.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения истца Ерохиной О.В. с настоящим иском послужил неправомерный, по мнению последней, отказ ответчика в присвоении Ерохиной О.В. звания «Ветеран труда» при наличии у нее благодарности «За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1999 года» на основании Постановления Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12.01.1995№ 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно под. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
С учетом изложенного, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Областной закон Ростовской области от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания «Ветеран труда». В частности, Закон Ростовской области предусматривает, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
В Областном законе Ростовской области от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания «Ветеран труда», т.е. осуществил правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий на установление условий присвоения звания «Ветеран труда».
Статьей 3 ранее действовавшей редакции (в ред. Областного закона РО от 18.12.2015 № 5) Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 года № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» было определено, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются:
1) ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами;
2) Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма», Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма», иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области «За заслуги в воспитании детей», Почетный диплом Губернатора Ростовской области «За заслуги в воспитании детей», а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
В обоснование настоящих требований истец ссылается на наличие у Ерохиной О.В. права на присвоение звания «Ветеран труда» в Ростовской области» на основании объявленной ей благодарности «За организованное проведение Всесоюзной переписи населения 1989 года» (Постановление Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559), о чем имеется запись в трудовой книжке Ерохиной О.В., со ссылкой на пункт 5 Письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», утратившего силу в связи с изданием письма Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 № 3854-ЮВ. Таким образом, истец полагала, что объявление благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к работе по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1989 года, относится к ведомственному знаку отличия.
Суд не может согласиться с указанными доводами Ерохиной О.В.
Из буквального толкования текста Постановления Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559 «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года» следует, что за организованное проведение Всесоюзной переписи населения 1989 года объявлена всем работникам, принимавшим в ней участие, за исключением работников, которые состояли в штате органов статистики.
В отношении указанных работников, отличившихся в работе по проведению Всесоюзной переписи населения 1989 года, Государственному комитету СССР по статистике разрешалось их премировать за счет экономии средств, выделенных на 1989 год на ее подготовку и проведений.
Ерохина О.В. же в период времени с 03.08.1987 по 27.11.1992 работала в Статистическом управлении Ростовской области экономистом отдела переписи населения и обследований. Во время работы в указанном управлении принимала участие во Всесоюзной переписи населения 1989 года, будучи в штате органов статистики
Кроме того, суд не может принять во внимание положения п. 5 Письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что оно утратило силу в связи с изданием письма Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 № 3854-ЮВ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3. ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих, что благодарность «За организованное проведение Всесоюзной переписи населения 1989 года», может быть отнесена к ведомственным знакам отличия, истцом суду не представлено.
Исходя из требований под. 1. п. 3 ст. 4 Областного закона от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» следует, что документами, подтверждающими наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда», для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Областного закона, являются: документы о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетными грамотами или благодарностями Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия.
Поэтому, суд соглашается с доводами ответчика и третьего лица о том, что трудовая книжка Ерохиной О.В. по правовому смыслу вышеуказанной нормы закона не относится к документам о награждении.
Суд также полагает, что благодарность «За организованное проведение Всесоюзной переписи населения 1989 года» не может являться основанием для присвоения Ерохиной О.В. звания «Ветеран труда», поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к официальным документам о награждении, установленным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Постановление Совета Министров СССР от 14.07.1989 № 559, на основании которого Ерохиной О.В. «За организованное проведение Всесоюзной переписи населения 1989 года», вынесено в отношении неопределенного круга лиц, персональный состав которых определялся предприятиями, учреждениями и организациями, в связи с чем не может расцениваться как ведомственный знак отличия в труде.
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Наличие только одного трудового стажа недостаточно для присвоения звания «Ветеран труда».
Кроме того, суд учитывает, также то обстоятельство, что Письмо Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 № 3854-ЮВ с указанием на то, что его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных законом, для присвоения ответчиком Ерохиной О.В. звания «Ветеран труда» не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ерохиной О.В. к МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения № 59-428/1419 МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение «Ветеран труда», оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.С. Глебкин