Дело №2-245/24
УИД 54RS0002-01-2023-003412-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Лыковой Т.В.,
при секретаре Филоненко П.В.,
с участием:
истца Казаковой Т.И.,
представителя истца Лисиной Т.В., действующей по устному ходатайству,
представителя ответчика Правительства Новосибирской области – ФИО 1 действующей на основании доверенности от 06.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Татьяны Ивановны к администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, прокурору Заельцовского района г. Новосибирска, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Казакова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска, прокурору Заельцовского района г. Новосибирска, в котором просит обязать ответчиков передать благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений с площадью не меньше принятых в Новосибирске социальных норм вне очереди за счет средств городского бюджета.
В обоснование требований указано, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, мать и отец отказались от нее 12.04.1984, она направлена в детский дом. Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 11.06.2015 за ней признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Этим же решением суд обязал администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом № 1934-од от 14.08.2015 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. С учетом положений ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма. После окончания образовательного учреждения ответчики обязаны были предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого не сделано. Истец неоднократно обращался с заявлениями в жилищный отдел администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения, однако получала отказ. Считает, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Статья 8 Федерального закона №159-ФЗ, Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены Правительство Новосибирской области, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В судебном заседании истец Казакова Т.И. и ее представитель Лисина Т.В. исковые требования поддержали, дав объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Новосибирской области Кузнецова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Правительство Новосибирской области является ненадлежащим ответчиком, реализация права истца может быть обеспечена только органом местного самоуправления (мэрией г. Новосибирска) и исполнительным органом специальной отраслевой компетенции.
Представитель ответчика администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представил письменный отзыв (л.д. 31-33), в котором просит в иске отказать. Истец включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании приказа главы администрации Центрального округа г. Новосибирска от 14.02.2015 №1934-од. Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии со сводным списком, исходя из даты включения в список. Список формируется ежеквартально (по состоянию на первое число месяца) в хронологическом порядке, исходя из даты включения. Расходные обязательства по финансированию указанных мероприятий до предоставлению жилых помещений возложены на субъекты РФ, приобретение жилых помещений для данной категории граждан осуществляется за счет денежных средств из федерального и областного бюджета (путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области). Мэрия города Новосибирска ежегодно направляет в Министерство труда и социального развития Новосибирской области заявку для расчета планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан. Вопрос предоставления Казаковой Т. И. жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет рассмотрен в соответствии с объемом выделенных денежных средств из федерального и областного бюджета согласно сводному списку в порядке очередности.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представил письменный отзыв (л.д. 116-119) и письменные объяснения (л.д. 140), согласно которым требования не подлежат удовлетворению. Включение в список не означает одновременное возникновение права на обеспечение жилым помещением. Полагает, что исковые требования должны быть направлены к Правительству Новосибирской области и Министерству труда и социальной политики мэрии г. Новосибирска. Возложение на мэрию г. Новосибирска обязанности предоставления жилого помещения в отрыве от возложения обязанности на министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области обязанности выделить финансирование может привести к нарушению прав лица на исполнение судебного акта в разумный срок. Размеры субвенций из областного бюджета и количественные показатели помещений, которые необходимо приобрести и передать детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, определяются ежегодно заключаемыми соглашениями между мэрией города Новосибирска и министерством труда и социального развития Новосибирской области, в соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 №331-03 «Об жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 06.05.2022) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением строительства жилых помещений для предоставления указанной категории граждан, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области. Казакова Т.И. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, на 01.01.2024 номер в списки **. Казаковой Т.И. будет предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
*** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики *** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представил письменный отзыв, согласно которому полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст. 8 Федерального закона от **** №159-ФЗ наделены органы местного самоуправления. Министерство финансов и налоговой политики *** является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития *** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представил письменные возражения (л.д. 90-92), согласно которым требования не подлежат удовлетворению. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке. В случае удовлетворения требований, будут нарушены права иных лиц данной категории, включенных ранее Казаковой Т.И. и до настоящего времени, не получивших жилых помещений следовательно, принцип социальной справедливости и равенства. Субвенции из федерального бюджета предоставляются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, Правилами предоставления и распределения субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительные денежные средства на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрены. Кроме того, Казаковой Т.И. не представлено доказательств, является/не является ли она собственником жилых помещений на территории новосибирской области.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 ст. 8 указанного закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанных в статье 2 настоящего Закона (далее - органы местного самоуправления), наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - местные бюджеты) субвенций из областного бюджета Новосибирской области. Расчет нормативов для определения общего объема предоставляемых субвенций из областного бюджета Новосибирской области осуществляется в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону. Порядок предоставления субвенций из областного бюджета Новосибирской области устанавливается Правительством Новосибирской области (ч. ч. 1,2, 3 ст. 6 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории *** регулирует Закон Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу части 3 указанной нормы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Установлено, что Казакова Т.И., **** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Казакова Т.И. является инвалидом второй группы, с детства (л.д. 20-21).
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 11.06.2015 за Казаковой Т.И. признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; на администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска возложена обязанность включить Казакову Т.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 14-16).
Приказом № 1934-од от 14.08.2015 Казакова Т.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 22).
Согласно сообщению мэрии г. Новосибирска на 01.01.2024 номер Казаковой Т.И. в списке ** (л.д. 141).
Соответственно, до настоящего времени Казакова Т.В. жилым помещением по договору найма не обеспечена, чем допущено неисполнение гарантированных государством социальных обязательств по предоставлению жилья истцу.
Доводы стороны ответчика о том, что жилое помещение истцу подлежит предоставлению в соответствии с очередностью, установленной списком, суд признает несостоятельными.
Как разъяснено в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты субъекта федерации очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают.
Закон Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также не содержит нормы об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с очередностью.
При таких обстоятельствах доводы ответчиков о наличии очереди на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц, указанной категории, не может быть принят во внимание.
Таким образом, Казакова Т.И. имеет право на получение вне очереди (в рамках категории, к которой она относится) жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а у мэрии г. Новосибирска, как органа, наделенного соответствующими полномочиями, обязанность выделить Казаковой Т.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, у администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, г. Новосибирска, наделенной соответствующими полномочиями, - заключить договор найма специализированного жилого помещения. Суд отмечает, что такая обязанность возникла с момента включения Казаковой Т.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Правительство Новосибирской области, прокурор Заельцовского района г. Новосибирска, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области являются ненадлежащими ответчиками.
Из положений ст. 6 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ следует, что жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилого помещения подлежит предоставлению за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из положений Закона Новосибирской области от 05.06.2013 №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона Новосибирской области от 06.05.2022 №203-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежат обеспечению жилыми помещениями исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека. По заявлению указанных лиц возможно обеспечение их жилыми помещениями по норме предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.
Соответственно, в данном случае норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека, за исключением случаев подачи заявления о предоставлении жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ** **, ░░░░░ ░░░ *** ****, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ **) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ *** ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░░░░.