Дело № 33-15728/2021 (2-472/2021)
66RS0045-01-2021-000453-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург |
18 ноября 2021 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда всоставе:
председательствующего |
Локтина А. А., |
судей |
Ильясовой Е. Р., |
Кайгородовой Е. В., |
при помощнике судьи Фоминой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Полевского, действующего в интересах Кожевниковой Н.Н., Белоусовой В.П., к Министерству энергетики и жилищного коммунального хозяйства Свердловской области, Главе Полевского городского округа, Администрации Полевского городского округа, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам ответчиков Министерства энергетики и жилищного коммунального хозяйства Свердловской области и Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на решение Полевского городского суда Свердловской области от 27 мая 2021 года,
Заслушав доклад судьи Ильясовой Е.Р., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., истца Кожевниковой Н. Н., представителя ответчика Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Долгополовой Н. А., представителя ответчика Министерства энергетики и жилищного коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т. И., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Полевского Свердловской области обратился в суд в интересах Кожевниковой Н. Н. и Белоусовой В. П., просил:
- возложить на Главу Полевского городского округа (далее Глава ПГО) и Администрацию Полевского городского округа (далее Администрация ПГО) обязанность в срок до 01 июля 2021 года внести изменения в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории Полевского городского округа, утвержденный постановлением Главы Полевского городского округа от 26 августа 2019 года № 1403, путем включения работ по ремонту фундамента и ремонту подвального помещения в многоквартирном доме <адрес> со сроками выполнения 2022 год;
- возложить на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее Министерство энергетики и ЖКХ СО) обязанность в срок до 01 июля 2021 года внести изменения в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 03 сентября 2020 года № 607-1Ш, путем включения работ по ремонту фундамента и ремонту подвального помещения в многоквартирном доме <адрес> со сроками выполнения 2022 год;
- возложить на Министерство энергетики и ЖКХ СО обязанность в срок до 01 июля 2021 года актуализировать Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, путем внесения в нее изменений, предусматривающих выполнение в 2022 году работ по капитальному ремонту фундамента и ремонту подвальных помещений в многоквартирном доме <адрес>;
- возложить на Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее Региональный фонд, Фонд) обязанность в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить проведение работ по капитальному ремонту фундамента и подвального помещения многоквартирного дома <адрес>.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 27 мая 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С постановленным решением суда не согласились ответчики Министерство энергетики и ЖКХ СО и Региональный фонд.
Фонд в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд не учел, что основанием возникновения у Фонда обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома является акт органа государственной власти – Региональная программа капитального имущества общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (далее Региональная программа), при этом региональный оператор обязан обеспечить проведение капитального ремонта в объеме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой. В Региональной программе работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома <адрес> в настоящее время отсутствуют. То обстоятельство, что работы по ремонту фундамента для надлежащей эксплуатации дома необходимы, а также то, что собственники дважды на общих собраниях принимали решение о выполнении данных работ, не может являться основанием для возложения на Фонд обязанности по обеспечению проведения данных работ.
Не согласен Фонд и с выводами суда о том, что решение об исключении из Региональной программы работ по ремонту фундамента многоквартирного дома принято не в полном соответствии с действующим законодательством. В данной части указывает, что само по себе названное обстоятельство не изменяет Региональную программу, а может являться основанием для оспаривания решения об исключении работ из Региональной программы, однако такое решение до настоящего времени не оспорено.
В части удовлетворения исковых требований о возложении на Фонд обязанностей по организации выполнения работ по капитальному ремонту подвала многоквартирного дома ответчик в жалобе указывает, что такие работы по дому были проведены, результат работ принят по акту от <дата>. Данный акт относительно объема выполненных и принятых работ содержит лишь замечания управляющей компании относительно не выполнения работ, предусмотренных п.п. 18, 19 локального сметного отчета – ремонт штукатурки стен, известковое окрашивание стен подвала. Даже если допустить, что указанные работы не были выполнены в полном объеме, это не является основанием для повторного выполнения всего объема работ, определенного в заключении ООО «...».
Помимо этого, Фонд в жалобе указывает, что решение суда принято в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле, поскольку суд фактически возложил обязанность обеспечить ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> за счет вносов собственников помещений в иных многоквартирных домах. В указанном доме предел суммы, которая собрана собственниками в качестве взносов на капитальный ремонт, превышена, а решение собственников о порядке финансирования иных работ по капитальному ремонту отсутствует.
Министерство энергетики и ЖКХ СО, не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе указывает, что судом не принято во внимание, что законодательно установленный порядок формирования, актуализации и реализации Региональной программы не может быть произвольно изменен. Своим решением суд безосновательно определил приоритет интересов одних собственников над интересами других при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в условиях действия принципа социальной солидарности и возвратности централизованной системы отношений по аккумулированию денежных средств и управлению многоквартирным домом.
Определение обязанности по внесению изменений в Региональную программу, минуя нормы жилищного законодательства, устанавливающие основания и порядок внесения таких изменений, указывает на игнорирование судом норм материального права, регулирующих данную сферу отношений, а также судебных актов, устанавливающих законность действий Министерства. Судебными актами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу № 2-1264/2019 действия Министерства как уполномоченного органа, были оценены, в удовлетворении требований о признании незаконными действий по организации капитального ремонта дома при подготовке и актуализации Региональной программы было отказано.
Кроме того, установление судом вида работ и сроков их проведения в отношении спорного многоквартирного дома противоречит положениям федерального и регионального законодательства, регламентирующих данные вопросы.
В суде апелляционной инстанции представители Регионального фонда и Министерства энергетики и ЖКХ СО доводы и требования апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., истец Кожевниковой Н. Н. против удовлетворения апелляционных жалоб возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании были извещены надлежащим образом и своевременно. Кроме того, информация о деле была размещена в открытом доступе на официальном сайте Свердловского областного суда.
От истца Белоусовой В. П., третьих лиц Кожевникова В. И., Гладких В. А., Рябухиной Е. Н., Лугининой Л. Н., Крылатковой Г. И., представителя ответчика Администрации ПГО поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Причины неявки в судебное заседание иных лиц не известны.
В силу положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая мнение участников процесса, а также поскольку неявившиеся лица о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Многоквартирный дом <адрес> 1951 года постройки.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.
В первоначальной редакции Региональной программы в строке 37 раздела «Полевской городской округ» для объекта по адресу: <адрес>, был установлен плановый период проведения капитального ремонта фасада, фундамента, внутридомовых инженерный систем, подвальных помещений – 2015-2017 годы, ремонта крыши – 2018-2020 годы.
В последующем Региональная программа неоднократно актуализировалась.
Так, Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП в Региональную программу были внесены изменения. Относительно дома по адресу: <адрес>, был установлен период проведения работ по ремонту фасада, ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту подвальных помещений, ремонту крыши, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта, а также услуг строительного контроля – 2015-2017 годы (строка 8517). Более каких-либо работ по данному дому в Региональную программу включено не было.
Аналогичный объем работ, которые необходимо провести при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома был предусмотрен и Региональной программой в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 05 июля 2017 года № 493-ПП (строка 8421).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что исключение из перечня работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома работ по ремонту фундамента проведено в нарушение требований ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Работы по ремонту подвала многоквартирного дома выполнены не в том объеме, в котором они заявлены в дефектной ведомости заключения ООО «ТермоТехника». При этом, по мнению суда, необходимость проведения работ по капитальному ремонту фундамента и подвального помещения обусловлена длительным сроком эксплуатации и состоянием многоквартирного дома.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон №127-ОЗ).
Во исполнение ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 7 Закона № 127-ОЗ, 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
В силу ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (п. 1 ст. 10 Закона № 127-ОЗ).
Пунктом 2 ст. 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.
Данный порядок установлен статьей 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (пункт 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8).
Частью 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Статьей 11 Закона № 127-ОЗ предусмотрено, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в следующих целях:
1) реализации региональной программы капитального ремонта;
2) конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) определения видов и объема предоставляемой органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки за счет средств областного бюджета и предоставляемой органами местного самоуправления муниципальной поддержки за счет средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1).
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются Правительством Свердловской области, а также в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, - органами местного самоуправления (пункт 3).
Непосредственная разработка краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемого Правительством Свердловской области, осуществляется уполномоченным органом (пункт 4).
Исключение работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома по адресу: <адрес>, из Региональной программы было осуществлено в рамках ее очередной актуализации еще в декабре 2016 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы».
То есть, с декабря 2016 года в Региональной программе отсутствовали работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, впоследствии такой вид работ, как необходимый к проведению по спорному многоквартирному дому в рамках капитального ремонта, в Региональную программу больше не включался.
При этом, постановление Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, которым была актуализирована Региональная программа, в части исключения работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома (строка 8517) не оспорено в установленном законом порядке и недействительным не признано.
Данное обстоятельство судом первой инстанции не учтено.
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что работы по капитальному ремонту подвала многоквартирного дома проведены.
На соответствующее письмо Главы Администрации ПГО от 16 августа 2018 года о ремонте подвального помещения многоквартирного дома (том 2 л.д. 32) Фондом сообщено, что по причиной неисполнения обязательств подрядной организацией ООО «...» по договору от 11 апреля 2016 года № 73/СМР-16 в части выполнения ремонта подвального помещения в многоквартирном доме, данный вид ремонта перенесен на 2018 год. Его выполнение предусмотрено договором от 02 марта 2018 года № 72/СМР-18 от 02 марта 2018 года с подрядной организацией ООО «...». Поскольку работы по замене системы электроснабжения в подвальном помещении, предусмотренные первоначальной сметной стоимостью в составе работ по ремонту подвального помещения, выполнены подрядной организацией ООО «...» в составе работ по замене внутридомовой системы электроснабжения в 2016 году, данный объем работ исключен из состава работ по ремонту подвального помещения, выполнение которого предусмотрено новым договором в 2018 году. В остальном ремонт подвального помещения в <адрес> будет выполнен согласно сметному расчету. Косметический ремонт в подвале не относится к капитальному ремонту и его выполнение не предусмотрено Региональной программой капитального ремонта (том 2 л.д. 33).
Более того, согласно акту сдачи-приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома от 07 декабря 2018 года, ремонт подвальных помещений был произведен в период с 16 июня 2018 года по 01 ноября 2018 года. В названном акте имеются замечания со стороны ОАО «Полевская коммунальная компания» относительно данных работ и указано, что не выполнены работы согласно п.п. 18, 19 локального сметного расчета - ремонт штукатурки стен, известковое окрашивание стен подвала (том 2 л.д. 66).
Таким образом, работы по капитальному ремонту подвального помещения многоквартирного дома из Региональной программы не исключались, эти работы были проведены в 2016-2018 годах, однако при принятии результата работ имелись замечания относительно объема их выполнения. Необходимость повторного выполнения в доме всего объема работ по капитальному ремонту подвала истцом обоснована не была, а судом не выяснялась.
В то же время, если имеют место недостатки при проведении работ по капитальному ремонту подвального помещения, эти недостатки исправляются в ином порядке, а не путем повторного проведения всего объема работ по ремонту подвального помещения.
Порядок актуализации Региональной программы и разработки и утверждения краткосрочный планов реализации Региональной программы четко регламентирован (ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 10, 11 Закона № 127-ФЗ).
Учитывая, что утверждение Региональной программы, ее актуализация отнесены к исключительной компетенции Правительства Свердловской области, суд первой инстанции в нарушение требований закона возложил обязанность по актуализации Региональной программы в части внесения в нее изменений, предусматривающих в 2022 году выполнение работ по капитальному ремонту фундамента и подвальных помещений многоквартирного дома <адрес> на Министерство энергетики и ЖКХ СО.
Помимо этого, поскольку краткосрочные планы реализации Региональной программы капитального ремонта утверждаются в целях реализации действующей на соответствующий период времени региональной программы, следовательно, до внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы в части объема работ проводимых при капитальном ремонте многоквартирного дома <адрес>, не имеется правовых оснований для возложения на Главу Полевского городского округа и Министерство энергетики и ЖКХ СО обязанности по внесению изменений в муниципальный и региональный краткосрочные планы в части спорных работ по ремонту фундамента и подвала многоквартирного дома.
Принимая во внимание изложенное, оснований для возложения на Фонд обязанности в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить проведение работ по капительному ремонту фундамента и подвала многоквартирного дома также не имеется, поскольку региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой (ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 27 мая 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Полевского, действующего в интересах Кожевниковой Н.Н., Белоусовой В.П., к Министерству энергетики и жилищного коммунального хозяйства Свердловской области, Главе Полевского городского округа, Администрации Полевского городского округа, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности – отказать.
Председательствующий |
А. А. Локтин |
Судьи |
Е. Р. Ильясова |
Е. В. Кайгородова |